Поиск по сайту

22 Апреля 2020

Моя история: Татьяна Каменецкая и ее дедушка Ефим Каган

9 Мая глазами современного человека


Мне нравится!

В этом году наша страна отмечает 75 лет победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, поговорить с ветеранами уже невозможно. «Бессмертный полк» и парад пройдут онлайн. Нам как журналистам захотелось выяснить, что современные люди думают о той победе, в каких образах память о ней продолжает жить. Проект сайта Управления культуры Администрации города Екатеринбурга называется «Моя история». Научный сотрудник Музея Фёдора Решетникова Объединенного музея писателей Урала Татьяна Каменецкая рассказала нам историю жизни ее дедушки — Ефима Ильича Кагана.

С дедушкой связаны детские воспоминания Татьяны; когда в 1995 году Ефима Ильича не стало, она еще училась в школе.

«Я помню дедушку, когда он был уже парализован и у него не работала одна сторона. Я приходила с уроков, садилась с ним рядом и рассказывала, рассказывала... А он выслушает и обнимет здоровой рукой. И, казалось, все на свете хорошо. В семье, как и на работе, дедушка тоже был директором — отвечал за каждого, был очень заботливым. Бывало, утро, все еще спят, а на кухне уже кто-то гремит сковородками и кастрюлями – это дедушка готовит завтрак. Мама рассказывает, что в доме всегда была собака. Сначала Джульбарс, потом Вирд, затем Акбар. Особенно грозным был Акбар, а Вирда дедушка научил ходить по следу — пес помогал милиции.

За семь лет до смерти дедушку парализовало, это было тяжело, он не мог вставать, но не оставлял надежду, что будет ходить… В 50-е врач ему сказал, что надо чаще бывать на природе, нужен физический труд, и они с моей бабушкой купили сад, четыре сотки. Построили дом, небольшой совсем, посадили деревья. Сад находился в черте города, и было легко добираться. Помню яблочные, вишневые деревья, облепиху, много смородины. Бабушка Мария Владимировна была биологом, поэтому и росло все хорошо.

Ефим Ильич Каган

Сам дедушка по образованию был историк. Он вырастил достойных детей. Подготовил к поступлению в Уральский государственный университет имени Максима Горького мою маму и сестру. Его сын, мой дядя, окончил школу с золотой медалью, стал физиком, кандидатом наук; дочь, моя мама Полина Каменецкая, училась на филологическом факультете и потом долгие годы работала в школе №130. В этой школе преподавали и мой папа Яков Каменецкий, и моя бабушка, и моя тетя. Такая учительская семья.

Дедушка был великим человеком, учителем, который вел за собой и во время войны, и после. Я собираю о нем статьи, чтобы узнавать его снова и снова».

Все это Татьяна Каменецкая рассказала, передавая нам тексты о своем знаменитом родственнике. Собрав и изучив этот материал, публикуем историю не боевых, но не менее важных подвигов сильного человека и справедливого руководителя.

Эвакуация на Урал

О силе и готовности Ефима Кагана брать на себя ответственность говорит тот факт, что школьным директором он стал уже в 16 лет – в родной деревне Хотьки на Украине. Осознав себя как руководителя в столь раннем возрасте, он отдал этой должности 60 лет жизни.

Ефим Ильич Каган

Но в работе по призванию нашему герою пришлось сделать перерыв — в 1939 году в возрасте 29 лет Ефима Ильича с родной Украины призвали в Красную Армию, которая вела советско-финскую войну.  На фронте его ранили и довольно сильно — целый год он провел в самарском госпитале, где перенес шесть сложных операций. В боях Великой Отечественной войны Ефим Каган не участвовал из-за травм, но кто скажет, что в это время он занимался менее важным делом? В 1941 году, когда фашисты подошли вплотную к Киеву, будущий легендарный директор взялся сопровождать эвакуационный эшелон с детьми на Урал.

Ефим Ильич вез в эшелоне и свою семью. В Свердловске их приютила его сестра Анна Ильинична. Очутившись в северной части уральской столицы, Ефим Каган поступил на должность директора школы №67 (сейчас школа №66) и проработал в ней до 1943 года. В этой должности ему приходилось отвечать не только за то, чтобы дети учились и соблюдали дисциплину – директора назначили главным по заготовке дров для школ и детских садов. Кроме того, он следил за их сохранностью и распределением.

Трагедия «Школьника Свердловска»

Ребятам в военные годы жилось не слаще, чем взрослым, но они собирали для солдат посылки с теплыми вещами, помогали ухаживать за ранеными, участвовали в концертах в госпиталях, собирали урожай на полях колхозов, нередко они же вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей. Все они были неравнодушны к общей беде и как могли проявляли инициативу. В 1943 году второклассница Мара Колева предложила организовать в школе сбор средств на танк.

«На рассвете 23 июня 1941 года враг начал бомбить Николаев, где я жила, — рассказала она о своем решении спустя многие годы. — Мои родители эвакуировались в Свердловск, и я стала первоклассницей школы №67. Мой дядя, Александр Шасолин, добровольно ушел на фронт и погиб... Мы очень плакали. Мама предложила своим товарищам по работе с хлебомакаронного комбината собрать деньги на танк «Боевая подруга» и подарить его фронту. Говорили в те дни у нас дома только о покупке танка. Тогда и я решила поговорить с ребятами в школе, чтобы тоже собрать деньги на танк...»

Танк «Школьник Свердловска»

Ефим Каган отметил важность такого предложения и дал добро. Ребята и их родители за три дня собрали 113 тысяч рублей, и школьный директор обратился к главному инженеру Уралмашзавода с просьбой поддержать инициативу школы. Спустя четыре дня в школьный двор въехал настоящий танк с надписью на боку: «Школьник Свердловска. От учителей и учащихся школы №67». Командование «Школьником» передали лейтенанту Воронкову. Во время митинга в честь обновки он поднял второклассницу Мару на броню танка, а та пообещала любить Родину, хорошо учиться и не забывать тех, кто защищает родную страну.

Прямо из ворот школы машина вышла на станцию «Свердловск-Сортировочный» и отправилась на фронт. Танк колесил по фронту с 1943 по 1944 год, а после подорвался на мине вместе со всем экипажем. В школе объявили траур, ученики носили на рукавах черные повязки.

«Трудная» школа

С 1943 по 1944 год Ефим Ильич руководил школой №80, которая вернулась в родные стены — с начала войны до 1943 года в ней размещался военный госпиталь. Более 1283 ребят продолжили учебу, параллельно занимаясь военной подготовкой и помогая в подсобном хозяйстве Уралмашзавода. За помощь завод предоставлял двухразовое горячее питание, что было большим подспорьем и в работе, и в учебе. Ефим Каган следил за благополучием учеников, параллельно руководя восстановлением кабинетов химии, физики, биологии и мастерских, разместившихся в бараке на школьном дворе. А летом постарался, чтобы ребята отправились на отдых в пионерские лагеря.

Ученики школы №80 26 февраля 1945 года

«В школах успешно закончились испытания. После холодной уральской зимы, напряженной учебы и весенних испытаний детвора получит право на отдых. Заводской комитет профсоюза и директор УЗТМ организуют отдых двух тысяч детей рабочих и служащих завода. Ребята поедут в пионерский лагерь, пойдут на оздоровительную площадку. Нужно добиться, чтобы все дети «уралмашевцев» за лето отдохнули, набрались свежих сил, здоровья и хорошо подготовились к успешной учебе в 1944 – 1945 учебном году», — писали в газете «За тяжелое машиностроение» 20 июня 1944 года.

После Ефима Кагана избрали на пост заведующего Орджоникидзевского РайОНО, а в 1950 году он возглавил 27-ю мужскую школу Кировского района, которая носила звание одной из самых трудных школ в городе. Преобразования новый директор задумал кардинальные. Для начала, по договоренности с главным архитектором города, он надстроил третий этаж и расширил школьный двор. Не хватало грамотных учителей, и Ефим Ильич принял в коллектив бывшего священника на должность географа, а бывшего военнопленного, участника сопротивления большевикам, – учителем естествознания.

Такие решения принять было нелегко — не так давно по стране прокатилась волна жестоких репрессий, еще был жив Иосиф Сталин и подобные люди в кадровом составе существенно могли подпортить репутацию директора и коллектива в целом. Но, благодаря гражданскому мужеству Ефима Кагана, двое «бывших» нашли работу, а школа приобрела прекрасных преподавателей.

Ефим Ильич следовал методам воспитания великого педагога Василия Сухомлинского, который верил, что «воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнивать с блужданием в потемках». Ученики полюбили нового директора, и очень быстро неблагополучная Мужская школа №27 стала одной из лучших в городе.

Учителя школы №27, среди них Миля Кобринская

В школе №27 десятый «А» класс называли «профессорским». Но учились в нем не дети профессоров, а те, кого эвакуировали с крупными предприятиями. Старостой в нем был Валентин Маликов, выпустившийся из школы в 1955 году.

«Из 29 мальчишек – выпускников 10 «А» класса – осталось только девять человек, — рассказывал Валентин Маликов через 55 лет после выпуска. — Класс оправдал название «профессорского». Среди выпускников – три профессора, академик, пять кандидатов наук, главные инженеры, директора предприятий, заведующие кафедрами и преподаватели. Миля (Миля Ароновна Кобринская — Прим. Ред.), наш классный руководитель и талантливый учитель литературы, совсем еще молоденькая, ходила с нами на танцы.  Ефим (Ефим Ильич Каган — Прим. Ред.) – это титан. Строгий и авторитарный он, тем не менее, был нашим старшим товарищем. Многие в этом особенно нуждались. Наше детство опалила война, отцы не вернулись с фронта. Каждые пять лет после выпускного мы виделись с любимыми учителями — это стало своеобразным ритуалом нашего класса. Мы прожили счастливую жизнь, нам повезло. С нами не только в детстве, но и до конца своей жизни оставались Миля и Ефим».

Требовательный руководитель, человечный человек

В 1961 году учителя и ученики 27-ой школы переехали в новое здание — школу, а после лицей №130. Его построили благодаря трудам и мечтам Ефима Ильича. Весь творческий коллектив учителей, в том числе и Миля Кобринская, формировали новые классы, руководили учебным процессом и субботниками по завершению строительства и отделки нового здания. Параллельных классов было очень много — алфавит доходил до буквы «К». Сам директор жил в маленькой квартире при здании школы и днем и ночью был готов прийти на помощь любому.

Уникальность новой школы состояла в ее направленности на прикладное обучение — ребята выходили из нее уже с рабочей специальностью. Все благодаря связи, которую Ефим Ильич наладил со свердловскими заводами. Несмотря на производственный уклон, атмосфера среди учеников и учителей царила творческая. Так, выпускник 1964 года Виктор Козьмин на одной из посвященных Ефиму Кагану встреч рассказал, что почти у всех выпускников были свои дневники и альбомы, наполненные стихами и воспоминаниями о школьном времени.

Вспоминает Виолетта Александровна Песошнова, учитель русского языка и литературы, ветеран труда школы № 130, Лицея № 130:

«Он был учителем учителей, создавшим удивительно профессиональный коллектив, который прозвучал уже после двух лет работы школы. Ефим Ильич каким-то чутьем понимал людей и любил умных, мыслящих, не боясь на их фоне выглядеть менее выигрышно. Только слабые руководители подбирают посредственное окружение.

Его педагогика была основана на любви к детям. Когда на педсоветах шла речь о неуспевающих, он говорил: «Мы плохо сработали». Да, было обидно, но это «мы», говорящее о его сопричастности к этому процессу, ослабляло, как казалось, боль, ощущение несправедливости. А то, что во всем виноват учитель, было его принципиальным убеждением.

Талантливые люди талантливы во всем. И этот гуманитарий был еще и строителем. Нынешний пристрой к основному зданию Лицея № 130 – это его детище. А ведь как трудно руководить большим педагогическим коллективом и строить одновременно! Он справлялся, успевал, а вот чего это стоило ему, мы узнали позже, когда инфаркты показали, в каком напряжении работало его сердце».

Ефим Ильич был требовательным руководителем. Порой его считали даже «трудным», но лишь в связи с важными для школы вопросами. Называли его и «азартным инициатором», то есть человеком, не боящимся смелых решений и готовым отвечать за последствия, которые эти решения могут повлечь. Под руководством Ефима Кагана школа № 130 стала первой в городе профильной школой с углубленным изучением физики и математики.

Строгий, но справедливый Ефим Ильич никогда не отказывал в помощи коллегам и ученикам. При необходимости мог за них вступиться не только словом, но и делом.

«Он не был «накачанным» силачом – невысокий, уже в возрасте, он вступился за наших экскурсантов-геологов, на которых в лесу напали бандиты, и победил, потому что ему помогали любовь и невероятное чувство ответственности. Ефим Ильич в трудную минуту помогал своим коллегам: доставал нужные лекарства, а когда обожженному сыну учителя понадобилась пересадка кожи, он обратился в воинскую часть», — написала Виолетта Песошнова  в статье, посвященной 100-летию Ефима Кагана.

Ефим Ильич среди выпускников

В возрасте 85 лет великий педагог умер. При жизни его труд оценили высшие инстанции, вручившие ему медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Также Ефиму Кагану присвоили звание «Отличник народного просвещения».

Но важнее любых наград — память. Ефима Ильича вспоминают на посвященных ему вечерах ученики и коллеги, о нем пишут статьи, полные любви и уважения, а значит, он не ушел бесследно и навсегда оставил нам пример жизни человека честного, трудолюбивого и бесстрашного.

***

В тексте использованы материалы:

— Газета Лицея №130 за февраль 2011 года (статья «Первый директор школы №130, которого мы не знали»).

Сайт Лицея №130 (статья «Воспоминания выпускницы» Людмилы Маликовой).

Информационный портал Лицея №130 (воспоминания Виолетты Песошновой).

Сайт музея Средней общеобразовательной школы №80 (статья «Военное детство или школа в годы ВОВ 1941-1945 годы).

— Газета «За тяжелое машиностроение» № 68 от 20 июня 1944 года (новостная заметка).

– Газета «Уральский следопыт» от 10 октября 1983 года (статья «Танк на школьном дворе» Людмилы Сергеевой).

– «Областная газета» от 9 октября 2010 года (статья «А дело живет в поколениях» Людмилы Маликовой).

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры