Поиск по сайту

26 Июня 2020

Мир без короны: Константин Чудовский

Разговор с главным дирижером «Урал Опера Балет» о современности и мире после коронавируса


Беседовал: Евгений Исхаков Беседовал: Евгений Исхаков
Мне нравится!

Продолжаем рубрику, в которой екатеринбургские эксперты и мыслители в разных областях помогают нам разобраться с текущей ситуацией в мире и заглядывают в будущее после пандемии. Наш новый собеседник – главный дирижер «Урал Опера Балет» Константин Чудовский. Мы поговорили с ним о заболевании вирусом среди оперных певцов, появлении времени на семью, боли музыкантов-фрилансеров, переживании зрительского невнимания, новых онлайн-форматах музыкального театра и планах «Урал Оперы Балета» на будущее.

Коронавирусом переболели многие оперные певцы, например, Хибла Герзмава. Кажется, что для них это наиболее опасное заболевание, ведь поражаются легкие. Наверно, у людей таких профессий есть особый страх перед вирусом. Как обстоят дела в «Урал Опера Балет»? Есть ли заболевшие среди артистов или музыкантов? Есть ли какая-то цеховая солидарность в музыкальном театре сегодня, особые переживания и меры предосторожности?

– Действительно, очень много певцов по миру болеет коронавирусом. По нашему театру у меня информации нет. Слава богу, что среди знакомых мне солистов все протекает без тяжелых последствий. Уже стали известны методики лечения и многие довольно быстро поправляются. В музыкальной среде мы поддерживаем друг друга морально, и все, кто находит средства лечения, делятся ими. У меня тоже уже есть свои наработки: лекарства, которые могут помочь и не оставляют побочных эффектов, что важно. Очень надеюсь, что вирус скоро сойдет на нет. По крайней мере, все мои знакомые солисты по миру уже поправились и изо всех сил рвутся в бой.

Вы нам как-то признавались, что работа отнимает много времени и семья часто обделена вниманием. Сейчас все изменилось. Как вы проводите время с семьей на карантине?

– Карантин именно в этой связи был для нас большим подарком, потому что из-за гастрольной деятельности очень много времени приходится быть с семьей в разлуке. У меня четверо маленьких детей, самый младший недавно родился. Было здорово, что жена родила в период между гастролями, но этот перерыв был очень маленьким, и я счастлив, что сейчас, когда ребенок подрастает, мы, наконец, проводим время вместе. Мне кажется, что за все годы я никогда не был столько с семьей, как за этот карантин. Я перевез жену и детей из Москвы, мы уехали под Екатеринбург, сняли домик в деревне и наслаждаемся обществом друг друга. Но театр рядом, и получается, что мечта сбылась – удается совмещать и театр, и семью.

Вы работали дирижером в нескольких странах. Теперь из-за пандемии все международные контакты и проекты прерваны, люди заперлись в своих национальных границах. Как это повлияет на музыкальный театр?

– Сейчас мы переживаем ситуацию, которой не было еще в истории, поскольку раньше эпидемии были довольно локальные. И пока непонятно, как это отразится на музыкальном театре. Больше всех сейчас пострадают музыканты-фрилансеры, которые ездят по контрактам, потому что границы закрыты. Многие проекты откладываются, и мне очень интересно, как дальше будут развиваться события. Мы надеемся, что все вернется на круги своя, и наш театр сможет летать на гастроли.

Творческие люди очень зависимы от публики, они привыкли к вниманию, аплодисментам. Раньше сентября театры не откроются, и получается, что полгода вы и ваш коллектив не увидите зрителей. Как это переживается? И как вы с музыкантами и исполнителями эти полгода поддерживаете навыки?

– Это очень обидно, потому что, как меня еще учили в музыкальном училище, любое музыкальное произведение состоит из трех компонентов: композитора, исполнителя и слушателя. И, конечно, слушателя нам сейчас очень не хватает. Как мы готовимся? – тут все просто. Я рад, что и солисты, и оркестранты, и артисты хора вовсю занимаются, в том числе дистанционно. Все присылали мне свои записи, я их слушал и давал комментарии. Мы сделали несколько объединенных онлайн-проектов. Например, самым показательным был секстет из «Царской невесты». Конечно, с настоящей энергетикой в театре ничто не сравнится, потому что наша работа – она живая. И от того, какой в зале зритель, очень сильно зависит наше исполнение. То есть не только мы работаем для зрителя, но и зритель для нас, потому что всегда чувствуется поддержка и отдача.

Что вы думаете об онлайн-показах спектаклей? Будет ли это направление развиваться?

– Всегда было ясно, что наша работа очень сиюминутная. В отличие от художников, чьи полотна остаются на века, мы сыграли, ушли из зала, и осталось только впечатление у людей. Поэтому записи важны. Онлайн-форматы будут развиваться в самых разных вариантах, потому что уже сейчас есть возможность записать в одной стране оркестровую фонограмму, в другой стране на нее наложить солиста, в третьей позволить режиссеру сделать фильм-оперу. Несмотря на всю кажущуюся искусственность это наше будущее.

Какие у театра планы на будущее?

– Абсолютно грандиозные! Есть уже все варианты развития событий, и во всех вариациях у нас очень много работы. Текущий репертуар будет идти с учетом соблюдения всех мер предосторожности. Плюс ожидается несколько новых названий. Пока не буду раскрывать карты, но это очень разноплановый спектр опер.

Какая музыка спасает или поднимает вам настроение в эти дни?

– Сейчас мы дома не просто отдыхаем, а трудимся: готовим спектакли. И моя работа как дирижера происходит именно дома в кресле с партитурой. Когда я выхожу на первую репетицию к оркестру – это уже завершающий этап дела. До этого надо провести несколько бессонных ночей, чтобы попытаться хоть немножко прикоснуться к тому, что хотел сказать композитор: что он почувствовал, что он скачал свыше. И на нас лежит огромная ответственность. Поэтому сейчас поднимает настроение и спасает именно та музыка, которую я и наш театр готовят к новому сезону.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры