Поиск по сайту

04 Сентября 2020

Краудфандинг, шеринг, гранты и другие страшные слова

Тезисы из лекции о финансах и их привлечении в проекты


Мне нравится!

Комитет музыкальной индустрии продолжает серию встреч, посвященных развитию музыкальной индустрии в Екатеринбурге и регионе. Недавно в соцсетях комитета прошла лекция, посвященная альтернативным источникам финансирования. Мы прослушали ее и нашли много полезных советов, которые пригодятся всем, кто занимается или планирует заниматься проектами в сфере культуры.

Вела лекцию фандрайзер фестивалей Ural Music Night, New/Open Екатерина Шубенко – девушка с 14-летним опытом работы в сфере фандрайзинга, которая только в 2020 году помогла привлечь в фестиваль «Ночь музыки» 52 миллиона рублей.

Фандрайзинг — процесс привлечения внешних или сторонних ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом. Он включает в себя все источники альтернативного финансирования.

Что такое краудфандинг?

Краудфандинг — народное финансирование. Подразумевает получение выгоды в обмен на внесение средств.

Краудфандинг Екатерина называет одним из самых знакомых екатеринбургской публике способов помочь культурному проекту. Начал он свою жизнь именно в музыкальной сфере, когда поклонники одной из групп собрали деньги на организацию ее концерта. Это было в середине ХХ века, сейчас этот инструмент активно развивают и используют не только в сфере музыки.

Он в корне отличается от благотворительности, так как главное в краудфандинге — ответное вознаграждение, которое можно сравнить с предпродажей. Оно может быть материальным (мерч с логотипом проекта, музыкальный альбом и др.) и нематериальным (упоминание в списке благотворителей, знакомство со знаменитой личностью).

Для команды проекта краудфандинг хорош возможностью заранее узнать о том, насколько их детище будет интересно публике, захочет ли она поддержать их продукт. «Вы можете иметь какое угодно количество фолловеров, но пока человек не купит ваш продукт, вы не сможете понять, насколько он конкурентоспособен.

Также среди плюсов краудфандинга – развитая инфраструктура, которую предлагают конкретные платформы: на них можно разместить информацию и широкий охват. «Но ввязываться в краудфандинг стоит, только если привлечение финансов и продвижение проекта для вас равнозначны, — отметила Екатерина Шубенко. — Работа с краудпроектом требует больших трудо- и энергозатрат. Он подразумевает вашу ежедневную работу по распространению информации о проекте, так как у платформ нет аудитории, которая ежедневно мониторит появление новых проектов. Команде придется нести и дополнительные расходы на изготовление и доставку лотов».

Для того, чтобы информация доходила до аудитории и была понятна, организаторам необходимо провести масштабную дополнительную работу. Каждый проект должен иметь свою страницу в интернете, текстовое описание, фото, инфографику, видеообращение, список вознаграждений и их доставки, медиаплан, пресс-кит, страницы в соцсетях, поддержку партнеров и лидеров мнений.

Тем, кто планирует запустить свой собственный краудпроект, Екатерина Шубенко советует прочесть пособие портала Planeta и книгу Ирины Лиленко-Карелиной «Как найти деньги для вашей идеи».

О грантах и субсидиях

Гранты — целевое распределение средств на основе конкурса проектов (заявок) по установленным критериям.

Еще одно популярное среди культурных учреждений движение. Его тонкость в том, что разные фонды выбирают отдельные направления для поддержки. Так, Фонд Потанина специализируется именно на музейных проектах, а Росмолодежь интересуют только проекты, созданные молодыми людьми. Вам нужно найти фонды, заинтересованные именно в ваших идеях.

Среди плюсов получения грантов Екатерина назвала психологическую готовность фондов стать меценатами. В этом случае вам не нужно никого уговаривать расстаться с деньгами — суммы уже выделены и определены. Кроме того, в этой среде критерии оценки проектов уже прописаны, нужно только качественно приготовить заявку на грант.

Взаимоотношения с грантодателем могут быть непростыми, так как в ответ на необходимую сумму вам нужно будет подготовить отчетность. Много отчетности. Если в краудфандинге отчитываться о том, как именно вы потратили полученные деньги, не нужно, то при целевом распределении средств тратить их можно только на те расходы, которые вы заранее предусмотрели в заявке. И доказать это предоставлением необходимых документов. Помимо финансового отчета по итогу реализации гранта необходимо приложить и аналитические выводы с рассказом о том, каких результатов достиг проект.

«Навык взаимодействия с грантодателем можно приобрести только с опытом. Но важно помнить, что у работников фондов есть свои задачи, и стараться вникать в их требования, не бояться переспрашивать», — дает совет Екатерина Шубенко.

Опыт можно приобрести, только не боясь предлагать свой проект в разные фонды, а для этого необходимо регулярно мониторить сайты возможных грантодателей, так как сейчас нет унифицированных ресурсов, которые могли бы объединить все конкурсы. Полезно смотреть и критерии оценки. Ошибкой многих претендентов становится их нежелание изучать документы и положения, прописанные грантодателем. Вы можете написать чудесный проект, но не пройти по критериям или из-за неправильно оформленной заявки.

Полезно изучать и проекты победителей. О екатеринбургских учреждениях, успешно выигравших гранты в этом году, вы можете прочесть здесь. Важно подавать и «страховочные» заявки. Один и тот же проект в один конкурс (пусть и на разные направления) заявлять нельзя, но можно подавать на один конкурс заявки по нескольким проектам от одной институции. Также важно готовить соцсети и сайт вашей организации, чтобы они не были «мертвыми»: работник фонда, зайдя к вам на страничку «ВКонтакте», например, должен увидеть, как вы креативны и работоспособны. Помогут и качественные презентационные материалы. Саму заявку лучше заполнять в информационном стиле, но к презентации можно приложить фотографии, отзывы и видео, которые помогут рассказать о проекте более человечным и эмоциональным языком.

Перед подготовкой собственной заявки на грант Екатерина Шубенко советует познакомиться с курсами Фонда президентских грантов.

Спонсорство и его отличие от меценатства

Спонсорство — маркетинговый инструмент, основной принцип которого — наличие взаимной выгоды.

Спонсорство и меценатство тесно переплетены в русской традиции. Различие между этими двумя понятиями в том, что спонсорство — всегда коммерциализированно, в отличие от бескорыстной помощи, которой и является меценатство.

У многих меценатство ассоциируется с попрошайничеством. Но важно помнить, что мы живем в современном мире и сейчас существуют новые способы сбора пожертвований, которые позволяют переводить его в психологически комфортный и даже систематичный формат.


Для спонсоров, в первую очередь, выгоден маркетинговый эффект от их взаимодействия с каким-либо брендом. Условно, вы продаете доступ к своей аудитории, и в ее глазах спонсор ассоциируется с вашим продуктом.  Спонсорство работает только в том случае, если у вас есть аудитория, потому к нему нельзя приходить на начальном этапе.

Универсальной цифры аудитории, с которой можно выходить в коммерческие отношения, нет. Главное понимать, каким людям вы интересны и может ли вызвать их интерес ваш коммерческий партнер.

Чаще всего спонсорам важно видеть свой логотип на вашей рекламной продукции и мерче, слышать упоминание о нем, присутствовать на пресс-конференциях. Ценится и появление логотипа в телевизоре: проплачивать рекламу для голубых экранов всегда дороже, чем вкладывать деньги в проект.

Краудсорсинг и шеринг

«Если объяснять эти термины просто, то они обозначают взаимопомощь. Например, когда вы с друзьями обмениваетесь ресурсами, получая купоны на скидку в основанной ими кофейне, а взамен размещая их логотип на своих афишах», — говорит Екатерина Шубенко.

На этом она заканчивает свою лекцию, не забывая напоследок дать еще несколько ценных советов начинающим фандрайзерам.

Она советует постоянно учиться чему-то новому, не забывая диверсифицировать доходы и формировать несколько источников финансирования, выбирая, например, краудфандинг и гранты. И не забывать о том, что включение в работу каждого нового инструмента требует тщательного изучения, для чего может понадобиться расширение уже существующей команды.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры