Поиск по сайту

07 Сентября 2020

Батут как повод задуматься об облике города

Аттракционы исчезли – сомнения остались


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

Этим летом в информационной повестке Екатеринбурга громко гремели истории, главными героями которых выступали культурные учреждения города и... батуты. Сначала надувной аттракцион появился у забора Уральского филиала ГЦСИ, несколько недель спустя еще один расположился по соседству с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств. Вокруг этих ситуаций звучало множество споров, возникали расследования, вспыхивали и затухали очаги недовольства. Но едва уральская осень вступила в свои права, как источник раздоров исчез: батуты просто-напросто сдули. Значит ли это, что можно забыть об этих историях? Отчасти да. Но только до следующего лета.

Почему нам кажется важным осмыслить эту проблему именно сейчас, когда история с батутами, казалось бы, позади? Потому что именно сейчас все участники споров могут посмотреть на нее максимально объективно, не отвлекаясь на эмоции и не переходя на личности. И потому что с того момента, как аттракционы перестали непосредственно угрожать спокойствию представителей культурной сферы и части горожан, есть еще 8-9 месяцев для того, чтобы все заинтересованные в этой ситуации люди могли не только задать себе несколько важных вопросов, но и найти на них ответы. Отчасти попытаемся это сделать и мы.

Как все начиналось

В июле, когда в городе действовали достаточно строгие ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции, на территории, прилегающей к зданию уральского филиала ГЦСИ, появился батут, электрические машинки, подвесные прыгалки. Руководитель уральского ГЦСИ Кристина Горланова рассказала нам, что ее сразу смутило открытие контактных аттракционов в условиях пандемии. Кроме того, сотрудников музея беспокоил шум от генераторов, к которым подключают аттракционы.

На ситуацию мгновенно отреагировали горожане: стали размещать посты в соцсетях и возмущаться тем, что новая набережная Исети стала напоминать дизайн 90-х годов. «Заповедником 90-х» окрестил Екатеринбург и блогер-урбанист Илья Варламов, обративший внимание на посты екатеринбуржцев. Неудивительно, что блогер заинтересовался этой проблемой: столица Урала нередко попадала на первые места в 10-ку городов, где Варламов предпочел бы жить.

Однако батут у ГЦСИ не исчез. Зато 27 августа еще один надувной аттракцион появился перед Екатеринбургским музеем изобразительных искусств. На его появление немедленно отреагировал директор музея Никита Корытин, опубликовав пост в соцсетях:

«Всем лета! Чего-то красивого! Яркого! И немного трэша! У нас в гостях…  Губка Боб, наполовину заслонивший наш фасад. Задор, детский смех – не то, что скучный музей, памятник архитектуры. Это весьма симптоматичный объект, если задуматься, достойный фестивалей и всяких наград, насколько верно он отражает отношение нашего ВСЕПРИЕМЛЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА к музеям и культуре. Постойте, друзья, это же Исторический сквер! То, что он плоский и ровный, так он такой не для удобства расстановки батутов, тарахтящих мороженщиц и прочего "энтертейнмента", подключенного бог знает как. Это отражает, увы, и уровень запросов общества, и готовый быстрый ответ. Ну, что я такой зануда – кругом постпостмодернизм ведь».

В комментариях Никиту Николаевича поддержали, причем помимо сочувствующих реплик звучали и дельные советы по поводу того, как устранить нежелательный объект. В частности, посоветовали обратиться к правообладателям «Спанч Боба» – компании Nickelodeon. А еще сообщили, что работники, собирающие деньги с посетителей батута, ссылаются на разрешение от «УГМК-Холдинг», в то время как последние утверждают, что документов на пользование землей выдать не могли.

Но прозвучало и несолидарное с директором музея мнение:

«Друзья, остановитесь! Лето заканчивается, а городские детки, многие безвылазно просидевшие дома, не имели возможности набегаться-напрыгаться-подурачиться вволю! Да, музей, да культура. Но детские потребности никто не отменял! И да – действительно, батуты есть смысл ставить на ровных местах, там, где машина на них не наедет! Ну что вам, жалко, что ли? Сами детьми не были? А в музей детки и зимой сходят».

Это сообщение стало поводом для дискуссии. Являются ли батуты безвкусицей и показателем бескультурья всех, кто их одобряет? Так ли критично соседство батута и музея? И в чем критичность ситуации – только в эстетических предпочтениях или еще и в вопросах безопасности? Мы попытались ответить на три главных вопроса.

Безопасно?

Батут у Екатеринбургского музея изобразительных искусств сразу вызвал у горожан сомнения в безопасности – однако не только в связи с пандемией. «Там, за одним из бортов этого батута, каменный парапет и метра 3 свободного падения в воду. Ок?» – обратил внимание один из комментирующих пост Никиты Корытина в Facebook. «Городские детки должны иметь возможность дурачиться и прыгать на нормальных, безопасных игровых площадках, а не травмоопасных уродливых конструкциях. Попала как-то раз в травмпункт с ребенком, наслушалась многого по поводу подобных летних развлечений и их последствий. Очередь из этих последствий сидит. А то и лежит. А эту дикость по всему городу разводят!» – отметили в еще одном комментарии.

Пока батут активно функционировал, сомнениями по поводу безопасности делился с нами и директор музея Никита Корытин: «В целом удивляет то, что такая конструкция оказывается не только мыслима, но и вполне осуществима без какого-либо серьезного вмешательства. Посмотреть хотя бы на то, как подключен объект, на котором развлекаются дети: какими-то бытовыми удлинителями, бог знает, сколько десятков метров до магазина… Какими-то камушками прикрыто. Любой дождь – и будет короткое замыкание».

В том, что эти опасения не безосновательны, нам помогла убедиться эксперт – Яна Касьянова, директор производителя надувных аттракционов ООО «ПП «АэоМир». Она пояснила, что вопросы установки и эксплуатации надувных батутов регулируются ТР ЕАЭС 038/2016 (Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов») и ГОСТ Р 55515-2013 «Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации», и отметила, что аттракцион возле Екатеринбургского музея изобразительных искусств установлен с явными нарушениями нормативов.

Возник логичный вопрос – почему эти нарушения были допущены? Кто следит за соблюдением регламентов и ГОСТов? И как добиться того, чтобы впредь – к примеру, будущим летом – можно было если не предотвращать появление опасных аттракционов, то хотя бы требовать оперативной проверки?

Обратившись в Гостехнадзор, мы выяснили, что провести экспертизу качества установки батута и техники безопасности в части его использования может прокуратура или Роспотребнадзор – для этого необходимо отправить в данные ведомства письменные жалобы на некачественное оказание услуг. Если будут выявлены нарушения технических регламентов, юридическому лицу, которому принадлежит батут, грозит административная ответственность и штраф от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. А вот в сам Гостехнадзор обращаться не следует – по крайней мере, пока: ведомство не осуществляет надзор за подобными объектами, так как порядок осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации аттракционов в настоящее время не утвержден и находится на стадии рассмотрения в Правительстве Российской Федерации. Впрочем, не исключено, что через год ситуация изменится.

Легально?

Еще один важный вопрос, поиском ответа на который лучше заняться уже сейчас – насколько легален «батутный бизнес». Пока на него не удалось ответить ни Кристине Горлановой, ни Никите Корытину.

Как рассказала нам Кристина, сразу после появления аттракционов у забора ГЦСИ музейщики начали задавать вопросы о легальности таких площадок разным инстанциям: «В частности, обращались к нашему квартальному. Ответы мы получали довольно призрачные, потому что вроде бы развлечения и торговлю разворачивать нельзя, но, в то же время, этих людей никто не может выгнать и документы их вроде бы в порядке. Нам обоснованность этого решения властей непонятна. Мы понимаем, что малый бизнес пострадал. Но и музеи сейчас находятся в тяжелой финансовой ситуации».

У руководства Екатеринбургского музея изобразительных искусств также возникли сомнения в законности размещения аттракциона в Историческом сквере. И сомнения быстро подтвердились. Журналист IT’S My CITY Дмитрий Колезев выяснил, что работающие на аттракционе люди предоставляют документы от имени ООО «Аттракцион-96»: согласно этим бумагам, размещение батута на этом участке согласовано директором по корпоративным отношениям «УГМК-Холдинга» Олегом Мелюховым. Якобы он дал добро на использование земельного участка, принадлежащего «УГМК-Холдингу».

«Благодаря Дмитрию Колезеву мы выяснили, что документы поддельные. Нам также удалось связаться с УГМК и обсудить с ними этот вопрос. Насколько я знаю, они с удивлением приняли это к сведению и займутся дальнейшим выяснением обстоятельств появления этого документа», –  рассказал нам директор Музея ИЗО Никита Корытин. Точка в этом расследовании до сих пор не поставлена, но опускать руки явно не следует: если аттракцион поставлен нелегально, его владельцы не смогут осуществлять с его помощью предпринимательскую деятельность.

В вопросах легальности есть и еще один важный момент. Ранее мы уже писали о том, что в апреле 2019 года Общественный научно-методический совет при Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области принял проект изменения границ охраны памятника здания Госпиталя Екатеринбургского завода, где ныне размещается Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Проект предполагает смещение границы охранной зоны к стенам музея. При этом сквер, который прилегает к ЕМИИ со стороны улицы Малышева, автоматически из этой зоны исключается. Уже тогда общественники начали бить тревогу по поводу судьбы Исторического сквера, опасаясь застройки между Музеем ИЗО и улицей Малышева: в то время активно обсуждалось строительство торгово-офисного здания УГМК, который был презентован в 2012 году бюро «Алкута».

Строительство высотки в Историческом сквере не началось – прошло больше года, и вместо стройки у стен музея возник батут. «Мы написали письмо в Управление по государственной охране памятников и объектов культурного наследия: может быть, нам подскажут какой-то правовой алгоритм, каким образом нужно бороться за то, чтобы впредь такие объекты перед нашим зданием не появлялись. Ведь дело не в том, что мы боремся конкретно с этим бизнесменом. А в том, чтобы никому это не приходило в голову, и была возможность реагировать и предотвращать такие вторжения», – говорит Никита Корытин.

Никита Николаевич отмечает, что пытался разрешить ситуацию посредством диалога. Сначала состоялся разговор с одним из представителей аттракциона, однако договориться о чем-либо с ним не удалось: сотрудник был настроен агрессивно и дальше «обмена любезностями» дело не пошло. Второй разговор – с дамой, представляющей организацию – был более конструктивным. Однако и она с удивлением встретила аргумент о том, что у памятника архитектуры есть охранная зона. «Объект поставлен на нашей земле и на земле УГМК, с нами никаких согласований не было, подключение сделано абы как, – говорит Никита Корытин. – Мы привыкли к тому, что даже если бизнесмен планирует какую-то деятельность, активность в непосредственной близи с нами, это заранее обсуждается, согласовывается. Это цивилизованный диалог, который общепринят в мире. А здесь это было сделано как какая-то художественная интервенция».

Эстетично?

Помимо сомнения в легальности и безопасности аттракционов работников ГЦСИ и Музея ИЗО беспокоил вопрос эстетики. В разговоре с нами Кристина Горланова отметила, что поначалу представители ГЦСИ честно пытались абстрагироваться, но со временем и сами горожане стали отмечать инородность батутов. «Визуальный код аттракционов, которые сейчас устанавливают, не соответствует нашему времени, – рассказала нам Кристина. – О них говорят «провинциальные», «родом из 90-х». Есть объекты гораздо более красивые и экологичные, если говорить о материалах. Хочется, чтобы Екатеринбург шагал в ногу со временем». При этом директор ГЦСИ подчеркивала, что не предлагает совсем запрещать детские аттракционы, однако считает, что батуты можно грамотно встраивать в городское пространство, делая это гармонично с точки зрения экологичности и дизайна.

В мировой практике есть немало примеров удачных городских объектов, которые поддерживают детский досуг и радуют глаз. В Екатеринбурге тоже начинает вырабатываться подобная практика. Так, вопросы легальности, безопасности и эстетичности детских аттракционов беспокоят руководство Парка Маяковского. Там признают, что батуты очень нравятся детям и лишать их возможности хорошо провести время было бы несправедливо. Однако аттракционы, подобные тем, что заселили Екатеринбург этим летом, не устраивают руководство парка.

Во-первых, владельцы большинства аттракционов, в оформлении которых используются известные мультперсонажи или детские герои, нарушают авторские права. Во-вторых, сами батуты весьма однообразные, пестрые, сложно отличимые от батутов в любом парке развлечений любого города России. «Поэтому мы пошли дальше: арт-директор парка разработал эскиз батута, в котором отражена идея близости с природой – лес, горы, реки. В проекте использовано всего два цвета, красный и зеленый, благодаря этому аттракцион гармонично впишется в атмосферу парка. Это будет самый большой батут в городе – более 300 кв. м., три входные группы на аттракцион напоминают центральную арку на входе в парк, что также делает проект сугубо индивидуальным», – сообщают в пресс-службе Парка Маяковского.

Немало внимания при строительстве батута в парке Маяковского уделяется и вопросам безопасности: начиная с этапа чертежей, новый аттракцион проверили на соответствие ГОСТу и правилам эксплуатации. В процессе даже первоначальный эскиз пришлось изменить, однако теперь руководство парка полностью уверено в безопасности и функциональности этого батута.

Лето 2021 – опять 90-е?

Тем временем в Екатеринбурге с 7 сентября стартует фестиваль "Скрепы", и батут в Историческом сквере вновь занял прежние позиции. А столкнувшиеся с непрошеным соседством культурные учреждения убеждены: Екатеринбургу пора определиться с тем, каким его будут видеть жители и гости города. В частности, Никита Корытин предлагает задуматься всем – включая бизнес-сообщество – о статусе Исторического сквера и том, насколько в нем уместны подобные объекты. «Безусловно, батуты можно поставить где угодно – для этого нужна всего лишь ровная площадка. Я уверен, что у нас во дворах, парках таких возможностей предостаточно, – замечает директор Музея ИЗО. – Мое мнение в целом состоит в том, что здесь власть должна нас услышать и как-то регламентировать расположение подобных объектов. Я понимаю, что, к сожалению, большАя часть нашего города никогда не была в музее, и это, пожалуй, такая примета времени, в которой никого нельзя винить: культура очень популяризовалась, и мы называем культурой более простые вещи, чем посещение музеев».

Кристина Горланова считает, что в этом вопросе детский досуг – не оправдание безвкусицы, а повод сделать так, чтобы аттракционы были красивыми и не нарушали дизайн-проект и план обустройства набережной: «Прикрываться в этом вопросе детьми — просто не честно. Мы — за детей, и хотим вместе с жителями придумать, как дети могут быть активными, но на безопасных площадках, которые станут продолжением того дизайна городской среды, который сейчас нам доступен. Мы транслируем мысль о том, что нужно пересматривать решения, которые оказываются в публичной среде и оказываются доступны широкой публике».

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский в ответ на недовольство представителей культурной сферы и горожан уже сделал заявление о том, что батуты на набережной Исети не уместны: «Здесь набережная нового поколения, и подобные вещи из старых времен тут не нужны».

 

На первый взгляд кажется, что сложившаяся ситуация – это лишь конфликт между защитниками музеев и родителями, отстаивающими права детей на активный отдых; между представителями культурной сферы и предпринимателями. Главный вопрос – в том, каким сегодня хотят видеть Екатеринбург его жители и как его будут воспринимать гости города. Исторический сквер и набережная Исети – визитная карточка уральской столицы: ее облик узнаваем, территория любима горожанами, в благоустройство вложено немало времени, сил, денег. Каким будет лицо Екатеринбурга – «приветом» из прошлого или красивым, комфортным, безопасным и современным пространством, в котором отдыхают юные и взрослые горожане и которым восхищаются гости уральской столицы?

Пока этот вопрос остается открытым.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Иоан / 08 Сентября 2020 в 12:15

Нужен гвоздь)

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры