Поиск по сайту

19 Ноября 2020

Татьяна Абанкина: «Культурным учреждениям не нужна конкуренция внутри сферы»

Интервью с директором Центра креативной экономики НИУ ВШЭ


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

В условиях пандемии учреждениям культуры приходится непросто: долгое время они были вынуждены работать с закрытыми дверями, сейчас приходится ограничивать количество посетителей, да и сами люди не слишком охотно идут в театры и музеи, предпочитая культурному походу безопасную домашнюю самоизоляцию. Неудивительно, что доходы культурной сферы неизбежно падают. Можно ли в этих условиях «посчитать» эффективность театров, музеев, библиотек? Существует ли на данном этапе конкуренция, борьба за потребителя в культуре? Мы задумали серию материалов на эту тему и решили начать с разговора о конкуренции в целом. Разобраться в теме нам помогает Татьяна Абанкина – директор Центра креативной экономики Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.

– Татьяна Всеволодовна, когда люди говорят о конкуренции, они чаще всего подразумевают некое соперничество с целью получения экономической выгоды. Насколько это понимание применимо к конкуренции в культурной сфере?

– Конкуренция в культуре, если и существует, то носит особый характер. Классическое понимание конкуренции связано с тем, что на рынке производители предлагают аналогичные товары, и чтобы заместить или вытеснить конкурента, нужно предлагать товары либо более высокого качества, либо по более низкой цене.

В сфере культуры ситуация другая. «Продукты», которые здесь предлагаются, уникальны: каждый театр имеет свое лицо, актерский состав, режиссеров, каждый музей – свою коллекцию, каждая библиотека – свой книжный фонд, каждый творческий клуб – свой коллектив. Поэтому учреждения культуры не взаимозаменяемы – они скорее дополняют друг друга.

В то же время организации культуры, культурные проекты ориентированы на зрителей, слушателей, посетителей (в широком смысле, как говорят в экономике, потребителей – и здесь нет негативного оттенка) и бесспорно конкурируют за внимание аудитории и за так называемое «пространство свободного времени». В свободное от работы время люди заняты домашними делами, огородами, спортом, ресторанами, и культуре нужно приложить усилия, чтобы в этой череде дел человек высвободил место для посещения музеев, театров, концертов, клубов, библиотек. Для этого нужно привлечь к себе внимание, заинтересовать.

Более того, очень часто культура противопоставляется асоциальному поведению, безделью, вредным привычкам. В общем, можно говорить о том, что у нее есть активный потенциал социально-значимой, просветительской работы, с тем, чтобы улучшить структуру свободного времени, занять его привлекательными полезными общественно-значимыми делами и обеспечить условия для развития личности и творческого общения.

Таким образом, конкуренция идет не внутри сферы культуры, а с другими занятиями человека и с асоциальным поведением.

– Каким образом культура может обеспечить себе конкурентное преимущество в борьбе за зрителя? Как привлечь человека, чтобы он высвободил место в своем «пространстве свободного времени»?

– Прежде всего требуются консолидированные усилия культурных организаций. Им не нужна конкуренция внутри сферы – нужна кооперация, продвижение друг друга. Исследования, которые проводятся в Высшей школе экономики сейчас (мы начинали их еще в 1980-90-е гг.), и многие зарубежные исследования используют термин «new culture costumer» – «новый культурный потребитель». Он подразумевает, что люди, интересующиеся культурой, как правило, интересуются всеми видами культурной деятельности – и традиционной, и современной. Одна и та же публика читает литературные новинки, ходит в театры, на концерты и лазерные шоу. Четкой границы нет: сегодня они могут пойти на рок-концерт, завтра – на классическую оперу. Здесь нет конкуренции, отличается лишь степень активности. Граница проходит между теми, кто в принципе интересуется культурой, и теми, кто не интересуется ею вообще.

Поэтому культурным учреждениям так важно продвигать, рекламировать не только себя, но и друг друга. Очень часто в зарубежных странах (у нас такая практика тоже начинает появляться) ты приходишь в театр, а там лежат рекламные брошюры, рассказывающие о том, что в это время происходит в городских музеях, на концертных площадках, в библиотеках. Мне кажется, эта практика должна быть расширена: учреждения культуры могут рассказывать про новые городские проекты, постановки, выставки, события, таким образом создавая общую афишу, календарь культурных событий города.

– Но получается, что такой механизм будет «работать» как раз лишь на тех людей, которые уже пришли в театр, на выставку, в библиотеку...

– Именно поэтому культурным учреждениям важно выходить на сотрудничество с совершенно другими сферами – с туризмом, транспортом, торговыми центрами, образовательными организациями. Общественный транспорт включается сегодня в социальную рекламу, рассказывая, например, о том, какие фильмы снимались в городе, какие здесь есть замечательные коллекции, какие легендарные спектакли можно посмотреть. Такая популяризация культуры кажется мне очень правильной. Очень важно, чтобы в этом процессе участвовали и образовательные организации – университеты, школы, даже детские сады: они тоже могут размещать информацию о тех или иных культурных событиях.

Кроме того, культура может не только приглашать в свои учреждения, но и выходить в повседневную жизнь: организовывать эстетическое, просветительское пространство в общественных местах. Я знаю, что в аэропорту Екатеринбурга организовывались очень интересные выставки современного искусства! Многие торговые центры сегодня принимают на своих площадях выставочные проекты, концертные и интерактивные программы (один из ярких примеров такого сотрудничества в Екатеринбурге – совместные проекты театров и музеев с «Мегой» и собственный фестиваль торгового центра «Mega Art Days» – Прим. Ред.). Культурным  проектам нужно идти туда, где публика привыкла проводить свое свободное время.

– Но ведь одного знакомства мало – нужно, чтобы люди, однажды случайно увидевшие выставку в аэропорту или спектакль в торговом центре, в следующие выходные захотели прийти уже не в торговый центр, а в театр или в музей...

– А вот здесь как раз есть смысл вновь вернуться к конкуренции между культурой и другими занятиями, культурой и пассивностью.

Чтобы быть достойными конкурентами, культурным учреждениям нужно быть привлекательными: формировать сотрудничество с активными жителями города, создавать клубы друзей и с их помощью узнавать мнение публики, чтобы учитывать его, например, при формировании репертуарной политики, просветительских программ. Таким образом культурная организация может обеспечить себе общественную поддержку.

Культуре важно обеспечивать активное сотрудничество с публикой. Это должна быть улица с двусторонним движением: учреждения культуры должны идти навстречу друг другу, навстречу обществу, а общество – навстречу учреждениям культуры, поддерживая и сохраняя мир прекрасного. В это плане очень показательно то время, в которое мы живем – в сложный период пандемии, непростых ограничений культурные организации не только работали со зрителем (устраивали концерты в пустых залах и транслировали их онлайн, показывали записи, работали специально для медиков), но и создавали очень много благотворительных проектов.

Еще один важный момент, который следует учитывать учреждениям культуры, если они хотят быть конкурентоспособными – ориентироваться не только на одиночного посетителя, но и на семью, компанию друзей. Важно, чтобы дети могли приходить в театры, музеи, на концерты с педагогами школьными и дополнительного образования, а после оставаться и делиться впечатлениями друг с другом. Это важно не только для молодежной аудитории и детей, но и для взрослых.

И, разумеется, условия в самих организациях культуры тоже должны соответствовать современным требованиям. Они должны быть оснащены технически – в том числе для того, чтобы, например, у театров была возможность принимать гастрольные постановки любого уровня сложности и устраивать фестивали всероссийского и мирового масштаба, чтобы предложить зрителям ведущие постановки российских и зарубежных коллективов.

Учреждения должны быть отремонтированными, привлекательными, комфортными и доступными для всех групп населения. Конечно, многие из них сегодня размещаются в памятниках, в которых трудно обеспечить доступность для групп с особыми потребностями. Но тем не менее многие добавляют пандусы, лифты, специальные усилители звука, таблички со шрифтом Брайля, создают специальные программы, позволяющие людям с ограниченными возможностями войти в пространство прекрасного. Мы все-таки связываем культуру с пространством прекрасного, и вход туда должен быть открыт каждому, а присутствие в нем – должно быть комфортным. Поэтому если сегодня учреждения культуры начинают сравнивать себя с современными общественными пространствами, то они, конечно, не должны им уступать.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры