Поиск по сайту

06 Декабря 2017

От подарка маме к развитию личности

О мамах, творческом самоанализе, сценической выдержке и музыкальной работе с родителями


Мне нравится!

В Детской хоровой школе №1 в последнюю неделю осени прошла серия концертов, посвященных Дню матери. Особенностью этих концертов стало то, что в них приняли участие все без исключения учащиеся школы.

Традиционно школьные концерты – это когда один за всех, то есть выступают только самые лучшие. В Детской хоровой школе №1 решили доказать, что это не так, поэтому каждый класс, каждый музыкальный коллектив школы подготовил свое мероприятие. Так концерты серии «Дети для мам» стали такими событиями, когда «не один за всех», а «все вместе и каждый», и все мамы получили возможность порадоваться творческому подарку от своего ребенка.

«От чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме…» – с коллективного чтения этого стихотворения начался концерт второго класса Детской хоровой школы №1. Ведущая концерта, она же сценарист и классный руководитель, – Ольга Ивановна Чайковская. Надо сказать, что концерт получился сложносочиненным: многожанровым, совмещающим несколько видов художественной деятельности и очень мобильным. При небольшом размере зала – а зрителей пришло на концерт много – руководить перемещением участников было сложно, но все получилось и у ребят, и у Ольги Ивановны. Ребята читали стихи большими группами, дуэтами, по одному, пели хором несколько песен – разных по уровню сложности, играли на фортепиано, но самое главное условие было выполнено – все показали свои творческие способности: все читали, все пели и все играли. Ни одна мама не осталась без подарка в этот день!

Конечно, самым главным подарком для родителей было видеть, как творчески выросли дети за три месяца учебного года, потому что практически всё, что исполняли ребята на сцене, – премьеры. Кто-то пока пел только простые мелодии, кто-то уже мог участвовать в партиях альтов и сопрано. Кто-то из ребят еще играет этюды, кто-то уже пьесы, причем сложные. Кто-то артистически читает стихи, пропуская их через себя, для кого-то выход на сцену – это пока борьба с собой. Но важно не это, а то, что они все стали участниками общего коллективного дела.

Концерты были организованы так, что у самих ребят была возможность послушать и посмотреть друг на друга из зала, а не из-за сцены. И это время, время ожидания своего выхода, они провели с пользой: было видно, что они слушали друг друга, учились на успехах и ошибках одноклассников, анализировали себя в музыкальном процессе. А это очень важное условие становления музыканта, который должен самостоятельно выстраивать свою парадигму отношений с музыкой, с тем, насколько она поддалась ему, а не с условием похлопали – не похлопали ему в зале. Именно так ставится высокая профессиональная планка и прививается целеполагание.

Объемности концерту второго класса придавала еще и работа Ольги Ивановны Чайковской с публикой – родителями, бабушками, сестрами и братьями юных музыкантов. Палитра этой работы была широкой – от эмоциональной включенности малышей материалом (юная барышня лет трех возле меня постоянно повторяла «Я тоже хочу выучить это стихотворение», «Я тоже хочу петь эту песню», «Я тоже хочу так играть на пианино») до физического участия в процессе взрослых, которые подпевали вместе с детьми «Ля-ля-ля-ля, пусть эта песенка будет твоя». Пиком этой включенности стал момент, когда ребята ушли за сцену подготовить сюрприз, а концертмейстер Алеся Алексеевна Попова сыграла сложное, но такое роскошное произведение Бендржиха Сметаны «Чешская рапсодия». И родители смогли увидеть вершину мастерства, наглядно оценить путь, который должны пройти дети в музыке. Никто из родителей в этот момент не отвлекся, не вышел из зала, только пересели поближе к фортепиано, чтобы насладиться музыкой. В конце концов, многие взрослые вместе со своими детьми еще раз проходят путь обучения в школе, помогая им в учебе, и музыкальное образование (если и не игра на инструменте или обучение вокалу, то такая его часть, как эмоциональное восприятие музыки, глубокое понимание ее содержания) не должно быть исключением.

После концерта мы поговорили с директором школы Ольгой Александровной Малаховой и с заведующей хоровой секцией Ольгой Ивановной Чайковской о смыслах и целях таких концертов для детей, родителей, преподавателей.

– Ольга Александровна, кроме цели поздравить мам с праздником, наверняка была заложена какая-то глубокая цель у серии этих концертов?

– Конечно. Мы впервые реализовали такой проект «Дети для мам» по классам. Отличие от общешкольных концертов одно и очень важное – участниками концерта стали все ребята класса без исключения, причем они могли проявить себя почти во всех видах художественной деятельности – вокале, игре на инструменте, чтении стихов. Несмотря на то, что еще только ноябрь, мы постаралась, чтобы у каждого из ребят был новый материал для выступления.

Мы хотели, и у нас это получилось (такие концерты прошли во всех классах и коллективах школы), чтобы ребята увидели себя на фоне остальных одноклассников, чтобы случился момент творческого самоанализа. У детей после этого, без сомнения уже, проявляется интерес к саморазвитию, а родители начинают по-другому относиться к занятиям своего ребенка музыкой.

– В чем заключается это другое отношение?

– Приходит понимание, что музыкальное образование – это именно образование – не кружок, не секция, а развитие определенного мировоззрения, формирование особой системы знаний и умений. Это уже и другой уровень для родителей вкладывания себя, своих ресурсов в обучение ребенка – от обязательного выполнения домашних заданий до совместного погружения в мир музыки.

– Ольга Ивановна, а для вас в методических целях этого концерта, что стоит на первом месте?

– Для меня были важны две вещи: чтобы выступали все, чтобы у каждого был опыт сценической выдержки.

Эта серия концертов для каждого из классов идет уже неделю. Обычно, у ребят в году два концерта – весенний и на окончание учебного года, в этом году мы еще добавили вот такой мощный проект для всех – на День матери. Его особенность в том, что выступают все ребята в равной степени. Да, не у всех еще все в порядке с интонацией, но мы просто подошли более тщательно к выбору материала, чтобы ситуация успеха была и у каждого в отдельности, и у коллектива в целом.

Кроме того, что надо было исполнить музыкальное произведение на фортепиано и поучаствовать в хоровом пении, все читали стихи. Это специальный шаг, направленный на формирование сценической выдержки. В процессе подготовки концерта мы много времени этому посвятили. Сценическая выдержка, знание правил сцены – это базис поведения творческого человека, они должны появляться в арсенале как можно раньше.

– Ольга Ивановна, у старшеклассников концерты этой серии чем-то отличались?

– Основа такая же – дать выступить всем. Кроме того, у старших девочек была еще мультимедийная презентация, которую они готовили самостоятельно. Хор мальчиков пел – было много вокальных номеров: хоровых, сольных, ансамблевых.

– Младшая «Аврора» порадовала на таком концерте. Они осилили сложное произведение a’cappella без старших, которые были в это время на концерте в Филармонии. Обычно младшие работают не в полную силу, а тут мобилизовались и показали самостоятельную работу. То есть дополнительных «эффектов» от этой серии концертов у нас много. (К вопросу подключается Ольга Александровна. – Прим. ред.)

– Ольга Александровна, а у педагогического состава какие «эффекты» достигнуты?

– Мы работали над искоренением оправданий типа «они не могут репетировать – у них плавание», а прививали себе установки «а у нас школа, у нас – хор, фортепиано». (Смеется. – Прим. ред.) Преподавателям надо работать с родителями и ребятами, объяснять, что надо больше заниматься над выполнением домашних заданий, а такие концерты – наглядное пособие, показывающее без слов, что мы имеем и к чему надо стремиться. Это,своего рода, шанс продемонстрировать эту истину родителям, которые приходят послушать только своих детей (многие родители не бывают на общешкольных концертах, когда не выступают их дети, и поэтому не видят общий уровень по школе).

– Какие ближайшие концертные планы школы?

– В апреле у нас огромный отчетный концерт в Филармонии. Школа богата традициями, особенно хор, – будем петь и радовать!

 

Мы видим серию концертов, каждый из которых – сложносочиненный и разножанровый, требующий тщательной подготовки со стороны руководителя коллектива, педагогов, ребят. Но от этого и создается такой разносторонний эффект: с одной стороны, ребята проявляют себя здесь и сейчас, реализуют себя в творческом излиянии, делая подарок маме, с другой, закладывают основы своей личности – интересы, комплекс поведения, способность воспринимать работу другого, анализировать себя в своей деятельности, а это уже подарок самому себе, который сделал каждый из юных музыкантов Детской хоровой школы №1 за эту неделю.

Фото: Алексей Патентный

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга