Поиск по сайту

12 Декабря 2017

Елена Мурина: «Мой педагогический принцип – взаимное творчество»

Что, как и в чем петь детям на эстраде


Мне нравится!

10 декабря в Центре культуры «Урал» состоялся концерт класса лауреата премии «Во славу Екатеринбурга» Елены Муриной, педагога-методиста Детской музыкальной школы №1 имени М.П. Фролова. Концерт носил название «Junior Voices», и это были почти три десятка ярких эстрадных номеров, но ярких не как пустой фантик, а эмоционально и по смыслу наполненных. В концерте приняли участие ученики (сегодняшние и выпускники) в возрасте от 5 до 24 лет.

Сама Елена Владиславовна исполняла роль конферансье, представляя своих гостей и рассказывая о том, какие у нее учатся ребята – истории совместного становления, забавные случаи, связь времен. В один из моментов Елена Владиславовна раскрыла, пожалуй, свой главный педагогический секрет, важный для тех, кто будет стоять на сцене: «Я считаю, что самое важное в человеке – здоровье физическое и психологическое. Я бережно к этому отношусь и воспитываю в ребятах здоровое отношение к себе».

Об остальных секретах, принципах, подходах и отношениях мы поговорили с Еленой Владиславовной уже лично.

– Елена Владиславовна, на днях кто-то из жюри музыкального конкурса «Щелкунчик» сказал, что музыка – это, в первую очередь, умение делиться. Так ли это для вас и говорите ли вы это своим ученикам?

– Я согласна со словами. И могу сказать, что умение делиться имеет непосредственное отношение к тому, чем я занимаюсь: я учу детей делиться на сцене своей энергией, своими чувствами, отдавать, тратиться. Но важно не только говорить, но и показывать на своем примере, поэтому на каждом занятии я работаю очень честно. Даже дети, которые приходят поначалу с установкой «просто попеть», в процессе осознают важность отдачи и обретают вдохновение.

Что такое «просто попеть»? Это не про нас, не для меня, не про мой метод. Я за честную работу сразу – с начала урока и до конца. Но с другой стороны, мы с ребятами на занятиях много смеемся, потому что «пахать» без получения удовольствия – тоже неправильно. Петь – значит радоваться своей работе. Пение –радость, которую надо заслужить. Я могу сказать без преувеличения, что сейчас у меня дети талантливые: они не случайны, они проходят через отбор, и смотрю я не только на детей, но и на их родителей. Готовность много работать, живой интерес к музыке, вокалу – вот главные условия для того, чтобы на уроках происходило взаимное творчество. А оно должно быть именно взаимным, потому что если с ребенком ничего не происходит, я не вижу в нем отклика, то мы впустую тратим время. К счастью, у меня нет таких учеников.

– Я как раз хотела спросить вас, есть ли разница, с какой мотивацией к вам приходят дети и их родители. Но теперь понимаю, что есть.

– Безусловно. Мотивация важна. Родители, особенно сейчас, идут за славой, они понимают, что это успешный, элитарный класс. Но такая мотивация неправильная, она все, особенно творчество, делает плоским и бесперспективным.

– Музыкальное образование многие считают обучением средствам выражения – голосу в вашем случае. Но можно ли научить способности выражать пережитый опыт, то есть быть в самой музыке?

– У меня среди детей есть не очень сильные вокалисты, но я пытаюсь такую душеньку из них достать, такую их внутреннюю милость! Все дети на сцене получаются разными, но самое главное, чтобы от них нельзя было оторваться, чтобы они эмоционально брали и вели за собой.

Недавно на конкурсе «Магия звука» рядом со мной сидела симпатичная незнакомая женщина, она видела, за кого я переживаю, за кого я волнуюсь, и догадалась, что это мои ученики. И в конце второго дня она задала мне неожиданно вопрос: «Как вам удается уводить ребенка от самооценки?» Очень важный вопрос. Прежде всего, ребенок не должен выходить на сцену с мыслью «А что я сейчас заслужу?» Он должен выходить (а я как его педагог должна его этому научить) и выносить что-то свое, свое внутреннее содержание, которое мы часами добываем в классе, не просто тренируя голос, а погружаясь в себя. За кулисами перед конкурсом уже ничему не научишь – там может быть только техническая распевка. А настоящая работа – это регулярные, титанические усилия по самоанализу и анализу произведения. Благодарная работа. Еще и поэтому у меня случайных детей нет, а те, кто случайно оказываются, быстро втягиваются в процесс.

– А что для вас важнее, что вы считаете важным в педагогическом процессе: работу в классе –долгую и упорную, или момент концерта, конкурса – любого выступления на публике?

– Выступление на публике – важный момент, в котором сосредотачивается многолетний труд. Речь идет о нарабатывании мастерства для того, чтобы его оценили. Каждый ребенок, каждый человек хочет, чтобы его оценили. И на конкурсах я всегда жду комментариев экспертов. Они бывают разными и противоречивыми. Я не всегда соглашаюсь с ними, но всегда анализирую и делаю выводы.

Я сама учусь на каждом конкурсе и учу детей учиться на конкурсах, учу их воспринимать конкурсы как неотъемлемую часть процесса. Они должны владеть собой, чтобы не было такой внутренней установки «ой, скорей бы отстреляться, спеть и убежать». Выступление на конкурсе – это учеба, в ходе которой надо взять все, а самое главное – надо насладиться моментом. Слово «кураж» великолепно подходит для описания такого состояния.

– Я на концерте заметила, что у многих прекрасная сценическая выдержка.

– У нас все это отработано в классе. Выдержка как раз и появляется в результате постоянной концертно-конкурсной деятельности.

– Я уже поняла, что вы начинаете их выводить на публику с 5–6 лет.

– Совершенно верно.

– А обучению сценическим правилам посвящаете уроки?

– Знание правил сцены много значит для эстрадного артиста, поэтому мы много им уделяем времени. Ребята всегда должны чувствовать центр сцены, должны развивать боковое зрение и внимание. Помимо зрителей, им необходимо видеть, где проходит провод, находятся микрофон, лесенка. Они должны ощущать всю сцену, даже если выходят в первый раз на нее, чтобы можно было свободно двигаться, идти спиной назад, не теряя зрительного контакта с публикой, и при этом не запнуться, не упасть. Должны изучить периметр сцены до того, как выйти на нее.

К нам приезжает время от времени Мартин Карнольский (его к нам приглашает руководитель городской методической секции эстрадно-джазового искусства Элина Эдуардовна Кержковская). Я забираю его к себе в класс на весь день, и он обучает ребят сценической культуре.

– Многие ребята, и сегодняшний концерт это показал, свободно двигаются по сцене…

– Конечно. Я считаю, что уроки по хореографии для артиста обязательны.

– Давайте поговорим об актуальном сейчас вопросе – песенном материале для детей. Что петь детским голосом? Даете ли вы право выбора самим ученикам?

– Процесс выбора песни – взаимный процесс. Я им предлагаю, они мне тоже. Конечно, чаще всего, чаша весов склоняется в пользу моего выбора, но их инициативу я тоже поддерживаю.

Репертуар – это 90 процентов успеха. Мне не очень нравится петь детские песенки, которые рассчитаны на неумелых детей, поэтому у нас взрослый репертуар – и на русском, и на иностранных языках.

– Через вас прошло много детей. Вы видите, как у них меняется вкус? Эстрада – сфера деятельности, где важно держать себя в стиле, но при этом не скатиться в пошлость…

– Это действительно важно: иметь чувство стиля и вкус к хорошей музыке. Мы перебираем много материала, анализируем конкретные примеры, чтобы ребята не только сами исполняли, но и могли оценить других. Я на самом концерте уже говорила, что у меня есть две ученицы Марина Расторгуева и Вика Романовская – я не вмешиваюсь в выбор их репертуара. Они мне сами приносят такой чистый по стилю и содержанию список, что мы просто садимся и выбираем. Они сами знают, что им надо и не проигрывают.

– А влиять на вкус пытаетесь?

– Конечно. Чаще всего сопротивляются мамы, но когда я настаиваю на своем и получается результат, они остаются довольны. Я часто слышу «ой, зачем нам эта песенка немодная», а вот когда мы «шарахнем» своим трудом, закажем авторскую аранжировку!.. Чаще всего то, что поначалу вызывало сопротивление, становится нашей визитной карточкой.

– Почему это происходит, как вы думаете?

– Я вижу то, что дальше будет происходить. Я вижу систему в обучении ребенка, что из чего у него может получиться. И сейчас моя задача не только научить и воспитать, но и настоять, и доказать, что я права в своем выборе.

– Давайте еще об одной стороне поговорим, где вкус проявляется, – о костюмах. Ребята все одеты с изюминкой, костюмы подчеркивают их характер и находятся в поэтике песни. Я не видела никого вызывающе одетыми. Вы и над этим работаете?

– Это наша совместная работа с родителями. Воплощают, конечно, они, а на уровне проработки советуются со мной. Иногда они купят платье такое, что у меня один ответ: «Отказать. Это не сценический образ». Тут идет работа с родителями. Я им советую смотреть музыкальные проекты, учиться, перенимать идеи, и это не только наши телевизионные проекты, это голландский «Голос», к примеру, шоу «Американский идол», «X-факторы» разных стран и другие. Но вот, к примеру, концертные костюмы Даши Поздеевой – абсолютное творчество ее родителей. Есть такие родители, за которым не надо приглядывать, которым можно полностью доверить концертный образ.

– Давайте поговорим о вашей методике обучения эстрадному вокалу. Я читала, что она построена на синтезе академического и эстрадного вокала. Академический вокал – основа?

– Вообще школа пения во всем мире одна: происходит от итальянской школы бельканто. И я обязана владеть основами классической вокальной методики и, прежде всего, обязана донести основы детям. Когда нет базы, ребята извлекают плоский звук, без тембра, поют артикуляционно невнятно и так далее.

У меня в арсенале много методик обучения вокалу. Я много бывала на семинарах и умею выбрать для себя и своих учеников основное. Использую методику Виктора Емельянова, Дмитрия Огородного, Сета Риггса и, конечно, модную, пришедшую сейчас из Америки методику «EVT», опирающуюся на физиологию голосового аппарата.

– Я знаю, что вы еще работаете с молодыми педагогами. Что вам дают такие занятия?

– Я провожу семинары для молодых специалистов. Это объемная творческая и педагогическая деятельность, дающая возможность сосредоточиться, собраться с мыслями, вычленить для себя основное, то, что важно мне здесь и сейчас. Любая передача опыта в первую очередь структурирует нас самих. А молодым специалистам я всегда говорю: «Хотите – умейте взять».

– Это отличается от работы с детьми…

– Да, конечно. Тут я делюсь наработанной методикой, хотя тоже всегда жду диалога – в нем отдача от таких семинаров.

– Елена Владиславовна, скажите, что для вас педагогический успех?

– Вот, к примеру, сегодня: я считаю, что концерт прошел крайне успешно – дети всегда стараются, а сегодня они просто дарили себя. Я сейчас три дня буду ходить и улыбаться. Такое состояние позволяет мне забыть о своем паспортном возрасте, ощущая который я могу позволить себе похандрить, приболеть. Нет, после такого концерта я молода и живу установкой «только веред – ни шагу назад!» А впереди Новый год! Представляете, с каким настроением и желанием «свернуть горы» я него войду? Пребывание на сцене в окружении своих учеников – большая радость, успех и результат моей педагогической деятельности.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Элина / 13 Декабря 2017 в 22:59

Прекрасное интервью,спасибо! Глубокое и конкретное

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга