Поиск по сайту

29 Декабря 2017

О сложном просто

Отчетный концерт фольклорного отделения школы искусств №9


Мне нравится!

Талантливые дети – лучший подарок родителям. Так, скорее всего, решили и в Екатеринбургской детской школе искусств №9, организовав под Новый год концерт фольклорного отделения «Хоровод – круглый год».

В концерте принимали участие учащиеся 1–3 классов фольклорного отделения. Солисты: Кирилл Александрович Терентеев, Ева Шевелева, Мария Головачева, Александр Стеценко, Степан Поташкин. Концертмейстер – Евгений Дмитриевич Гутман. Вела концерт Ирина Александровна Вохмякова, преподаватель народного творчества.

Концерт получился сложносочиненным – в сюжетную канву был вплетен разный материал: и исконные фольклорные, и авторские песни, стилизованные под народное творчество, и обряды, и даже одна сказка. Материал исполнялся и под живую музыку, и под фонограмму, и а капелла с танцевальными элементами, разыгрываниями сценок, со сложными перемещениями по сцене и за сцену. Все это придавало действию объемный характер – живые эмоции заполняли зал.

В основе сюжета концерта «Хоровод – круглый год» – жизненный цикл человека, который не потерял связь с природой, поэтому его жизнь полностью зависит от земли, от работ на земле, но это только внешняя привязка, а вторая – более глубокая – это цикл жизни от рождения (Рождества) до воскресения. Участникам мероприятия удалось показать, как жизнь человека была связана с землей: зима – Рождество и проводы зимы, весна – посевная с веселыми бодрящими песнями, лето – праздник Ивана Купалы и работа, конец лета – сбор урожая и свадьбы, осень, начало зимы – рекрутская песня, момент умирания природы, прощальная погребальная песня. Но народное сознание настолько циклично, что не могло бы остановиться на грустном, поэтому следом идет надежда на другую, лучшую жизнь, и цикл начинается заново. Неслучайно один из центральных образов народного творчества – это хоровод, то есть движение по кругу. Чтобы донести такой глубокий смысл, и ребята, и их преподаватели не могли не обратиться к чистому фольклору. И стоит отметить, что сделали они это бережно: не только пытались музыкально верно исполнить произведение, но и актерски точно прожить судьбу лирического героя.

Фольклорному отделению школы только три года, но уже видна качественная работа – освоение сложного материала, сложных вокальных техник народного пения, а это невозможно без привития настоящего интереса детям к тому, чем они занимаются. Мы не упустили после концерта возможность несколько минут поговорить с руководителем фольклорного отделения Екатеринбургской детской школе искусств №9 Кириллом Александровичем Терентеевым.

– Кирилл Александрович, из чего у вас вырос такой многогранный концерт?

– На сцене выступают ребята разного возраста из нескольких классов, но они учатся одному, поэтому органически могут дополнять друг друга. Даже ученики первого класса уже могут и танцевать, и сценку разыграть, и песню спеть. В наш большой сборный коллектив именно они вносят неподдельные эмоции и реакции на самих же себя. Ребята постарше – это уже другой уровень, к примеру, в программу можно включать сольные песни. То есть мы шли от того, что сами уже умеем.

– У вас взят такой сложный материал – традиционные народные песни, но при этом есть еще и авторские композиции…

– Эта задумка выстроилась за два месяца до отчетного концерта: сначала мы решили сюжетно показать все сезоны, весь цикл работ на земле, потом это содержание решили подкрепить не только чистым фольклорным материалом, но и взяли авторские песни, стилизованные под фольклор. Это демонстрирует навыки ребят: мы учим работать и а капелла, и под фонограммы, и под живую музыку; учим работать голосом на всю аудиторию и приучаемся к микрофону. Кроме того, вечер – еще и демонстрация моего сольного исполнительства, а я пою а капелла настоящий фольклор. Так у нас разноплановый материал выстроился в сложную форму.

– Я хочу вам как зритель сказать, что настоящие фольклорные песни энергетически самые емкие. Мне показалось, что и ребятам эти песни с сохраненным диалектом очень нравится петь.

– Им действительно они нравятся. Мы с ребятами совместно выбираем материал для индивидуальных песен. Я стараюсь всегда учитывать их мнение: даю им послушать варианты, и они тянутся к тому, что им ближе. Вот, к примеру, песня «Мядуница» Евы Шевелевой – она сама без ума от этого произведения! И я заметил, что когда материал детям настолько близок, то они с энтузиазмом выходят с ним на публику – на концерты, на конкурсы. И, кстати, душевное единение с песней всегда видно и чувствуется любыми зрителями – в том числе профессиональным жюри.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга