Поиск по сайту

04 Мая 2018

Уроки музыкального диалога

В музыкальной школе №2 начался международный конкурс «Диалоги за роялем»


Мне нравится!

2 мая в Детской музыкальной школе №2 имени М.И. Глинки прошло открытие Уральского международного конкурса фортепианных дуэтов «Диалоги за роялем» памяти Александра Георгиевича Бахчиева. Конкурс продлится до 5 мая и завершится торжественной церемонией награждения участников конкурса и гала-концертом.

Нарядные веселые дети фотографируются у бюстов великих музыкантов в холле второй музыкальной школы, и первое, что бросается в глаза – все они по парам: не только одеты в одинаковые костюмы, но и, к примеру, помогают друг другу переодеть обувь или стоят вдвоем у стенда, посвященного конкурсу, и что-то обсуждают, вместе вникают в детали. Вот мама говорит энергичному мальчишке: «Сделайся серьезнее и слушайся Катю», а Катя хоть и меньше ростом, но уже с глазами, полными ответственности за себя и своего напарника. Дуэты начинаются не на сцене, а еще до выхода на нее – первый урок, который усваивают гости конкурса.

Об этом нам говорит и Елена Геннадьевна Сорокина, председатель жюри конкурса, выдающаяся пианистка, профессор, доктор искусствоведения, президент Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации: «Фортепианный дуэт как вид исполнительского искусства отличается от других видов ансамбля самой своей сущностью – двое делят один инструмент. В других ансамблях такого не бывает: скрипка и фортепиано, голос и фортепиано – у каждого исполнителя свой инструмент, но не в фортепианном дуэте, поэтому я считаю его символом ансамблевого музицирования. Такого близкого взаимодействия нигде: если ребенок хорошо умеет слушать партера в фортепианном дуэте, то можно быть уверенным – в любом ансамбле он будет хорош. Умение слушать и слышать партнера – это самое важное не только в музыкальном плане, но и в жизни – в психологическом аспекте. Особенно в наше время монологов. Первое, на что я обращаю внимание, – как «притерлась» друг к другу пара, как они подходят к инструменту, как усаживаются за него, как держат контакт глазами, как слышат друг друга в процессе».

Увидеть эталон такого диалога мы смогли в самом начале торжественного открытия конкурса: церемония началась с показа архивного видео музицирования золотого фортепианного дуэта Елены Геннадьевны Сорокиной и Александра Георгиевича Бахчиева. Это был не просто пример музыкальной слаженности, синхронный танец рук, агармония душ. Оператору записи удалось снять глаза музыкантов, и в них можно было увидеть второй урок мероприятия: музыка в гармоничном дуэте всегда больше, чем последовательно правильное звукоизвлечение, музыка в таком случае создает ощущение волшебства.

Вела церемонию открытия директор Детской музыкальной школы №2 Наталья Рафековна Кондратенко: творческие номера участников победителей конкурса 2016 года перемежались с ее рассказом об истории состязания.

У фортепианного дуэта Елены Геннадьевны Сорокиной и Александра Георгиевича Бахчиева крепкие связи со школой завязались в 80-е годы: дуэт приезжал на гастроли в Свердловск, Александр Георгиевич давал мастер-классы местным преподавателям фортепианных дуэтов. А в 1990 году, когда у нас в городе проходил Международный фестиваль фортепианных дуэтов, организаторами которого были Свердловская филармония и Александр Георгиевич Бахчиев, вторая музыкальная школа стала репетиционной базой для участников – именитых музыкантов со всего света.

«Школа предоставила классы и инструменты – она стала домом фестиваля, – вспоминает в беседе с нами Елена Геннадьевна. – Программа была объемная, участников много, и справилась со всем этим вторая музыкальная школа. Кстати, в последние десятилетияя много бываю на европейских и американских фестивалях, но равных тому по объему и качеству я больше не видела».

Предоставив свою площадку, школа получила качественный скачок в подготовке фортепианных дуэтов. Во-первых, при общении с профессиональными музыкантами и у детей, и у преподавателей возник интерес к жанру, а во-вторых, Александр Георгиевич Бахчиев дал несколько мастер-классов. Как результат– обучение фортепианному дуэту и по сей день входит в учебный план школы, а с 2014 года проводится международный конкурс «Диалоги за роялем». И в этом есть третий урок – не только музыкальный, но и очень жизненный: только делясь, мы что-то приобретаем.

Наталья Рафековна познакомила нас с конкурсом фортепианных дуэтов «Диалоги за роялем» имени А.Г. Бахчиева: идея его создания принадлежит Софье Александровне Выгодской, традиционно он проводится в первых числах мая раз в два года, и в этом году проходит третий раз. Кроме того, в этом году он включен в Ассоциацию музыкальных конкурсов России. Бессменным председателем жюри является Елена Геннадьевна Сорокина. В этом году конкурс собрал 61 дуэт. География обширная: Смоленск, Москва, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Иркутск, Оренбургская область, Свердловская область. Фортепианные дуэты участвуют в одной из трех номинаций: «Педагоги», «Студенты», «Школьники». Конкурс однотуровый, для участия в нем надо исполнить два разнохарактерных произведения. Все условия достаточно лояльные к участникам-дуэтам, а все потому, что главная цель – чтобы и взрослые, и юные музыканты делали это с удовольствием, чтобы потом поддерживали этот вид исполнительского искусства, развивали жанр и будили интерес к игре в четыре руки, как когда-то сделал золотой фортепианный дуэт Бахчиева и Сорокиной.

Кроме Елены Геннадьевны, в составе жюри Евгений Александрович Левитан – российский пианист и музыкальный педагог, ученик Берты Маранц и Станислава Нейгауза, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, лауреат Премии фонда «Русское исполнительское искусство»; Елена Павловна Лукьянова – профессор, кандидат педагогических наук, лауреат всероссийского, дипломант всероссийских и международных конкурсов; Эльвира и Анатолий Полонские – признанные мастера фортепианного дуэта Новосибирской филармонии, в их репертуаре большое количество концертных программ, охватывающих самые разнообразные музыкальные эпохи и стили.

В программе церемонии открытия прозвучали всего три музыкальных номера, но они продемонстрировали всю широту ансамблевого жанра. Первыми выступил фортепианный дуэт Юлии Середкиной и Агаты Вульф с отрывком из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского «Фея драже». Этот дуэт подарил нам еще один урок: вместе возможно сначала поверить, а потом сотворить любое чудо. Девочки были настолько филигранны в исполнении произведения, что гостями праздника завладело ощущение сказки.

Следующий ансамбль состоял из дуэта гобоистов Владислава Кознова и Александры Усковой и концертмейстера Детской музыкальной школы №2 Натальи Владимировны Анисимовой. Они исполнили «Песню невольниц» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Это был поистине объемный звук, как будто концертный зал снабжен саунд-системой 3D. С этим дуэтом мы усвоили, что сотрудничать – значитдать вовремя отдохнуть друг другу, чтобы сделать ярче общее выступление – выигрывают или проигрывают в дуэте всегда оба.

Космическим было выступление Лейлы Тагиевой и Натальи Владимировны Анисимовой, исполнивших «Концертино» Дмитрия Шостаковича. Этот вид дуэта – взрослый и юный музыканты – продемонстрировал, какими разными могут быть участники диалога, но все им подвластно и они могут составлять гармоничное целое (как и в «Концертино» – быстрое и медленное, звонкое и приглушенное, бодрое и минорное), если все участники способны к диалогу, умеют слушать друг друга.

В приветственном слове Елена Геннадьевна Сорокина обозначила цель уроков диалога: «Главное в конкурсе – это отметить все лучше, что есть у каждого, поддержать желание играть дальше, играть в ансамбле, играть соло. Такого рода конкурсы, как и повседневная деятельность преподавателей музыки, часто подвижническая, – это борьба за души наших детей, за их жизнь, за их будущее, потому что тому агрессивному натиску, который они испытывают сейчас извне, можно противопоставить только культуру и традиции».

 

Мы не могли не поговорить с Еленой Геннадьевной Сорокиной о конкурсе, о жанре фортепианных дуэтов, и, как это всегда бывает в разговоре с профессиональным музыкантом, о смысле музыки и музыкальном образовании вообще.

О связях с Детской музыкальной школой №2 им. Глинки

«Мы с Александром Георгиевичем Бахчиевым давно связаны со школой. Конечно, это произошло благодаря тому, что они приняли у себя фестиваль фортепианных дуэтов и полюбили этот вид музыкального ансамбля. После мы уже встречались на конкурсе фортепианных дуэтов в Вологде, откуда они всегда увозили все первые призы. Их там помнят до сих пор: имена педагогов школы Елены Семеновны Лазаревой, Софьи Александровны Выгодской уже обросли легендами – таких детей они привозили. Я до сих пор помню Женю Толстогана и его партнершу Катю. Такой титанической работы педагогов я не встречала во всем миредаже близко – поверьте, мне есть, с чем сравнить».

О системе музыкального образования

«Мой внук ходил в нью-йоркскую престижную Special Music School, но я забрала его оттуда – никаких теоретических дисциплин, а концертмейстер приходил только на две репетиции перед концертом. Это как? Вроссийской музыкальной школе концертмейстер – второй педагог, и поэтому, в том числе, уровень нашего музыкального образования пока недостижим для других стран».

Зачем профессиональному музыканту проводить мастер-классы в школе

«Если мы не передадим свой опыт, что будет? Как ни модернизируй процессы образования, в нашем деле все равно остается еще доренессансный, средневековый принцип: мастер – подмастерье. Передача музыкального опыта идет лично от мастера – глаза в глаза, рука об руку. Другого не дано. Никакого интернета. Ничто не заменит живого общения учителя с учеником. Имеющийся результат подкрепляет эту мысль».

Отличие конкурса «Диалоги за роялем» от других

«Этот конкурс отличается своим высоким уровнем. Но больше всего мне нравится, что дети в нем участвуют не впервые: я вижу некоторые имена во второй, а то и в третий раз. Они растут, и мы – члены жюри – видим их рост, когда они переходят из номинации в номинацию. Кроме того, этот процесс их творческого роста напоминает мне то, как растут, набирают силу и расцветают цветы».

Самое важное в конкурсе

«Цель жюри – принести пользу. Когда дело имеешь со взрослыми конкурсами, то цель – выявить лучших. А когда речь идет о детском конкурсе, то сверхзадача – поддержать желание заниматься музыкой дальше, расти в ней, а для этого надо что-то посоветовать и педагогу, и родителям, и ребенку. В конкурсе важен процесс обмена впечатлениями».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов