Поиск по сайту

08 Июня 2018

Инна Анатольевна Ахьямова: «Инициатива в нашей академии приветствуется»

С 20 июня в Екатеринбургской академии современного искусства начнется прием документов абитуриентов — 2018


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Ректор Екатеринбургской академии современного искусства, без сомнения, должен быть человеком, который смотрит в будущее, но умеет справляться с трудностями здесь и сейчас, требует от преподавателей не только трудолюбия, но и азарта, и всегда открывает двери для самых разных идей, которые приносят неугомонные студенты. Инна Анатольевна Ахьямова – человек именно такой. Вместе с ней мы вспомнили, какой была ЕАСИ буквально четыре года назад, увидели, как изменилась академия сегодня, и попытались представить, что ждет ее в ближайшей перспективе.

— Инна Анатольевна, каким вы помните ЕАСИ, когда вы только пришли в академию?

— Это был 2014 год. Ощущение было такое, что одна команда уходит, а у другой команды, которая приходит следом, нет четкого понимания, чем именно она будет заниматься. И академии потребовалось некое время, чтобы совершить прыжок в будущее. Очень важно было определить новые цели и задачи, направления деятельности — не образовательной, а деятельности всего учреждения! Нужно было сделать так, чтобы в академию вернулось современное искусство, чтобы она стала и образовательным, и научным, и проектным центром. Все это делалось для того, чтобы выпускники ЕАСИ не были оторваны от жизни, чтобы они владели своей специальностью, ведь она должна оставаться не только в головах, но и в руках. Это то, что надо было сделать в первую очередь.

Помню, тогда было какое-то огромное количество совместителей. На тот момент, когда я пришла в академию, их было больше 60 человек! Неприемлемая ситуация была в том, что в академию приходили просто подработать — не давать образование студентам, не сделать что-то новое для города и для академии, а получить деньги. 

— Как сейчас изменилась ситуация, в том числе с преподавателями?

— Сейчас мы укрупнили нагрузку, но так, чтобы это не повлияло на качество образования; скорректировали учебные планы, повысили рентабельность учебного процесса. Мы сделали все, чтобы в ЕАСИ было работать и интересно, и престижно, расстались с теми, кто корпоративно был не с нами, не уловил дух перемен, не понимал, что у академии есть и будет свое лицо.

В то же время с нами остались самые яркие, самые азартные специалисты, которые были готовы к переменам, не боялись трудностей, но при этом трудолюбивые, аккуратные, исполнительные. Работая в высшем образовании, просто нельзя быть другим. Мы привлекли большое число практиков из сферы культуры Екатеринбурга. Изменили направленность образования – от академического бакалавриата к прикладному. Все виды практик «привязали» к учреждениям культуры Екатеринбурга, и этих видов также стало больше, на них отвели больше часов. Идея практической ориентации, «привязка» к будущей специальности красной нитью теперь проходит через многие курсы и дисциплины. Мы внедрили проектную деятельность, благодаря чему студенты не просто ходят на лекции, пишут курсовые и выпускные работы, а достигают результатов через инициацию собственных проектов, участие в проектах городских и региональных. Мы переносим фокус наших образовательных программ с получения предметных знаний и воспроизведения информации – что является вчерашним днем – на развитие личностных и метапредметных компетенций. Это позволит нашим выпускникам эффективнее проявить свои таланты на рынке труда.

— Получается, что у студентов еще до выхода «в большое плавание» есть возможность познакомиться с культурной сферой города и даже в ней поработать?

— Совершенно верно. Мы начали проводить адаптационный курс в самые первые недели поступления студентов в академию. Их обучение начинается с того, что они знакомятся с основными муниципальными учреждениями культуры разной направленности. Они видят, где работают другие выпускники ЕАСИ, где работают специалисты, и где они сами могут пригодиться. Они начинают понимать, что смотреть на мероприятия со стороны, и самим заниматься организацией таких событий – это совершенно разные вещи. Конечно, возникает особый дух, особое понимание того, как все работает. Я уже не говорю о том, что такой подход работает на сплочение и мотивацию.

В академии за последние четыре года реализовано невероятное число проектов. Это проекты и в научной сфере, и в сфере досуга, которые поддерживают крупные городские мероприятия, и совсем маленькие, направленные на решение точечных задач в учреждениях культуры. Что касается последнего, то часто подобные идеи студенты приносят из практики и во время практики, их же и реализуют. Новыми идеями мы подпитываемся и от наших партнеров.

Собственно, почти все муниципальные учреждения культуры города являются сегодня  партнерами академии. Точнее, я бы так сказала, что наши партнеры – те, для кого продвижение ценностей роста и профессионального развития в приоритете, поэтому такие учреждения берут наших студентов на практику (а ведь это всегда хлопоты для организаций!), а их руководители приходят преподавать в академию.

— ЕАСИ — совсем молодой вуз. Как удалось добиться того, чтобы к нему был определенный уровень доверия? И почему его выбирают будущие студенты?

— Проходной балл в академии постепенно увеличивается, и конкурс среди абитуриентов на одно бюджетное место стабильно высокий — от 4 до 10 заявлений. Но если раньше академию знали только выпускники городских школ искусств, то сейчас нас знают в регионе, в России. Это все благодаря, в том числе, нашим проектам. О нас сложилось позитивное мнение и у зарубежных партнеров. Все это имеет значение, работает на позитивный образ, который привлекает абитуриентов и их родителей, чему мы очень рады.

— Есть ли у ЕАСИ свои традиции, которые любят преподаватели и студенты?

— Наша академия находится в процессе становления. Все традиции делаются нашими руками и формируются на наших глазах. Мы с удовольствием подхватываем городские инициативы, связанные с социальной ответственностью: участвуем в празднике «Хором славим Россию и город», других городских событиях, занимаемся волонтерской деятельностью, помогаем незащищенным слоям населения. Есть и интересные научные традиции — раз в два года в академии проходит крупный международный симпозиум. В прошлом году он назывался «Проект «Уралмаш»: культурное будущее [пост]индустриальных городов». Ежегодной является всероссийская конференция молодых ученых — студентов, магистрантов, аспирантов — с инвариантной темой «Культура открытого города».

Можно сказать, что самой главной традицией является то, что инициатива в академии приветствуется, а не наказывается. Студенты, которые хотят что-то делать, хотят работать над собственными проектами, получают максимальную поддержку, их идеи мы стараемся развить и обязательно воплотить в жизнь, чтобы они имели продолжение в реальности. Мы делаем так, чтобы как можно больше людей узнали об этих стартапах.

А отличительными особенностями нашего вуза являются камерность и мобильность. Для того чтобы принять решение, достаточно нескольких минут. Не нужно ходить по этажам, коридорам, согласовывать кучу бумаг, достаточно зайти в деканат или ректорат и поделиться своими инициативами. Каждый руководитель хорошо знает своих студентов в лицо, по имени, и следит не только за успеваемостью и посещаемостью, но и за настроением, и за внешним видом, и за тем, насколько студент продвигается, насколько «перерос» себя вчерашнего. Это, наверное, самая главная традиция академии. Помимо этого, мы имеем сейчас стабильный административный и педагогический коллектив, чем далеко не каждый вуз может похвалиться в такой сложной ситуации перемен.

— Давайте попробуем заглянуть в будущее. Какой вы видите академию через 10 лет, что в ней, на ваш взгляд, должно измениться?

Когда проходили выборы ректора, мы с преподавателями договорились, что академия ничего и никого не должна догонять. Она должна сразу работать на опережение, сразу — в стиле передовых вузов мира. Мы идем к тому, чтобы преподавать на нескольких языках. Уже сейчас у нас очень серьезное отношение к английскому языку, и в планах — взять курс на китайский.

Мы развиваем новые профили, связанные с digital-искусством, с арт-медиацией, с арт-маркетингом — в том числе в сфере физической культуры и спорта, они займут свое место в ряду тех, которые уже устоялись в академии. Конечно, мы думаем о возможностях международных стажировок — это то, чем академия может и должна быть сильна.

И, безусловно, современное искусство должно присутствовать в академии во всех его проявлениях. В настоящее время идет работа по созданию лаборатории современной музыки под руководством Анны Светлаковой на базе коллектива InterText; у нас работает художественная галерея. Надо сказать, что вся академия является большой галереей — каждый коридор, каждое фойе используются как выставочное пространство, которое развивает и воспитывает.  

Все, о чем я рассказала, это наше настоящее и будущее, построенное на том, что обучение в академии тесно связано с участием преподавателей и студентов в масштабных и локальных городских мероприятиях, и обязательно – реализации собственных проектов. И мы всегда открыты к новым инициативам.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга