Поиск по сайту

20 Июня 2018

Елена Рогозина: «Моя задача как руководителя – установить связь времен и поколений»

Интервью с директором Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Июнь – это то время, когда родители начинают думать о вариантах дополнительного образования для своего ребенка в новом учебном году. Мы поговорили с Еленой Владимировной Рогозиной, директором Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова, которая стала первым в Свердловской области победителем общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств России», о проблемах современного поколения, критериях отбора поступающих и о главных составляющих хорошего педагога.

– Елена Владимировна, согласно теории поколений американских историков Уильяма Штрауса и Нила Хоува, современные дети и подростки относятся к поколению Z. Американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин  дает им такую характеристику: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов». На ваш взгляд, с такими детьми сложно работать?

– Мне кажется, что вы вкладываете в понятие «поколение Z» отрицательную оценку, на мой взгляд, ее там нет. На сломе эпох многие ценности подверглись трансформации, появились новые явления в связи с падением железного занавеса, стремительным техническим прогрессом – естественно, что в новых условиях и дети растут с другими базовыми установками. Между тем, есть константная составляющая – творчество. Какое поколение мы бы не взяли для рассмотрения, способность рисовать или играть на музыкальном инструменте приветствуется, возводится в ранг нужного умения. Дети к нам приходят совсем маленькими, они еще не отягощены каким-то вредным влиянием, поэтому потенциально готовы к восприятию прекрасного, к насыщению творчеством, а это самая благодатная почва для нас, преподавателей. Иногда ко мне заходят родители и спрашивают: «А стоит ли моему ребенку заниматься в детской школе искусств?».  Я даю однозначный ответ: «Заниматься творчеством стоит всем и всегда. Это жизненная необходимость для человека».

– Между тем, наверное, родители таким вопросом подменяют понятие: их интересует, прежде всего, потенциал ребенка, объективная оценка его способностей, ведь обучение в детской школе искусств занимает не один год.

– Есть потенциал или нет потенциала – все равно заниматься стоит, хотя бы потому, что мелкая моторика рук развивает мозг любого ребенка. Творчество всеобъемлюще. Недаром мы называем художником любого музыканта, скульптора – одним словом, творца. Не все наши выпускники становятся признанными художниками, но та база, которую мы даем, помогает им реализоваться в других областях. Наших детей видно на улице – у них другой взгляд на все: он более широкий, оригинальный, яркий.

Между тем, я не хотела бы ситуацию так прямолинейно идеализировать. Обучение в школе искусств – это тяжелый труд, поэтому если нет минимальных способностей и твердого желания преуспеть в этом деле, ничего не получится. У нас существует строгий отбор в школу, потому что ребенок будет находиться в течение пяти лет в особых условиях, он должен осилить предполагаемую нагрузку. В нашей школе каждый год серьезный конкурс: на одно место приходится по пять-шесть, а иногда и семь человек.

– Это общая тенденция в детских школах искусств, где есть конкурс, или особенность вашей школы, которая относится к сегменту «премиум»?

– Каждая школа дополнительного образования в зависимости от опыта, репутации, удобства расположения и других факторов имеет разное количество мест на конкурс. Нельзя забывать еще об одной причине – художественных школ в России и, в частности, в Екатеринбурге, очень мало. В «дорожной карте» Владимира Путина эта тенденция обозначена задачей, которая требует решения. Если экономика страны сможет себе это позволить, то это будет большой шаг в развитии дополнительного образования, потому что сейчас мы не можем зачислить всех желающих на наши программы на бюджетной основе. Платные места тоже не остаются невостребованными. Возможно, это связано и с особым статусом нашей школы – она одна из первых десяти школ, появившихся в СССР в послевоенные годы. Этот факт говорит о том, что у нас есть традиции обучения, собственные методики, известные преподаватели и выпускники. Кроме того, наша школа по решению учредителя – Управления культуры Администрации города Екатеринбурга – признана ресурсным центром художественного образования городского уровня по направлению «Изобразительное искусство». Мы стараемся сохранять и развивать статус первой. В школе сильна методическая, конкурсная, проектная составляющие. Я горжусь своей административной командой: заместителями директора, методистами. Кроме наших профессиональных заслуг, у нас есть идеальное месторасположение – более полувека школа располагается в центре Екатеринбурга, в здании-памятнике архитектуры рубежа XIX-XX веков – в Доме доктора Сяно. Все эти факторы дают нам право быть причисленными к школам сегмента «премиум». Мы сейчас с вами разговариваем, а в коридоре сидит девочка, которая приехала к нам из сельской местности на вступительные экзамены. Ее не смущают транспортные проблемы, отдаленность ее места жительства от школы – она очень хочет учиться у нас, это ее мечта. Наша школа стала брендом, о котором знают не только в Екатеринбурге.

– На ваш взгляд, можно ли говорить о российской специфике детских художественных школ?

– Разумеется, хоть нашей стране это далось нелегко: во время крушения СССР нужно было выживать, но систему традиционных ценностей не затоптали. В большей степени это заслуга самих школ. Детское дополнительное образование как финансировалось государством раньше, так и продолжает финансироваться. Это особенность нашей страны, которую мы больше не встретим ни в Европе, ни в Америке. В этих странах, если родители хотят, чтобы их ребенок шел по творческой стезе, то они самостоятельно оплачивают индивидуальное обучение. Общеизвестно, что позволить себе это могут не многие.

В нашей школе реализуется международный культурно-образовательный проект, который курирует заместитель директора по учебно-методической работе Надежда Евгеньевна Веселова. Его суть заключается в том, что каждое лето мы выезжаем с детьми в Европу, чтобы познакомить их с мировым культурным наследием, показать другие школы, в частности, мы дружим с дрезденской школой «Колибри». И часто мы слышим от зарубежных коллег положительные отзывы о российской системе художественного образования, иногда даже с ноткой белой зависти.

– Елена Владимировна, насколько я знаю, в российских художественных школах нет традиции индивидуального обучения, как, например, принято в музыкальных школах: у каждого ученика есть свой урок и педагог, который уделяет время только ему.  При такой ситуации становится интересен вопрос о критериях оценки работы каждого ученика. Опытный преподаватель ведь видит, что один ребенок старается, но не может перепрыгнуть свои возможности, а другой ученик – может, но ленится, поэтому к нему нужно построже, требовать побольше.

– То, о чем вы говорите, конечно, есть, но не нужно забывать о том, что мы работаем по федеральным государственным стандартам, которые описывают минимум содержания и качества. Давайте я проведу аналогию обучения в школе с восхождением по лестнице. По ступеням можно основательно пройти, можно взбежать, можно пронестись … Согласитесь, в условиях группового обучения преподаватель не может ждать абсолютного каждого ученика и доводить его уровень до совершенства, но индивидуальный подход у нас все равно присутствует. Внутри каждой группы преподаватель следит за ростом каждого подопечного, за его успехами. Педагог обязательно должен быть хорошим психологом – где-то лишний раз подбодрить, где-то пожурить, еще раз объяснить. Если ученик слушает советы, воспринимает адекватно критику и сам совершенствуется с опорой на подсказки преподавателя, то проблем в освоении программы не будет.

Я очень ценю педагогов, которые не навязывают себя, а это сделать непросто: нередко ученик, боготворя своего преподавателя, старается ему во всем подражать. Это не совсем правильный подход. Мастерство педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, а не создать подобие самого себя в том или ином деле.

– Когда я училась в общеобразовательной школе, то многие одноклассники бросали обучение в художественной и музыкальной школах по разным причинам: у кого-то не хватало времени, у кого-то интереса… Сейчас импульсивный уход из школы дополнительного образования – это тоже проблема, или дети стали более мотивированы?

– Я скажу так: ракурс этой проблемы изменился. Темп жизни высок, наши дети нередко совмещают сразу две творческие школы – и художественную, и музыкальную, что совсем не просто. Здесь можно быть высокомотивированным ребенком, но объять необъятное очень сложно. Десять-пятнадцать лет назад мы бы таких детей легко отпустили, предоставили бы им право выбирать самим свой путь – бросить какую-то школу или нет. Сейчас ситуация  изменилась в связи с внедрением поправок в Закон об образовании в 2013 году. Согласно ему, приняв ребенка на обучение, школа должна все силы положить на то, чтобы ученик ее окончил. Есть хорошее выражение: «Никого ничему нельзя научить, но всему можно научиться». Если человек не хочет, не может, не заинтересован, то, я считаю, нет смысла его удерживать, но сейчас на этот вопрос другие взгляды. Когда мы видим, что ученик не справляется и уже готов уйти, то мы начинаем привлекать родителей, самостоятельно беседовать с ребенком… Иногда что-то из этого выходит и в будущем, как правило, за настойчивость благодарят, иногда нет.

– Возможна ли обратная ситуация: к вам стучится в кабинет уже взрослый человек и говорит, что хотел бы учиться в художественной школе, другими словами, хотел бы добрать то, что в детстве по каким-то причинам упустил?

–  Мы с радостью примем такого ученика на двухлетний курс обучения «Основы рисунка и живописи. От 14 и старше». На моей памяти к нам приходили даже пенсионеры в качестве учеников и успешно оканчивали курс обучения. Занятия у нас проходят один раз в неделю, но даже за такой короткий срок слушатели успевают выучить азбуку художественного мастерства, потому что они настроены на серьезную работу. А изобразительное творчество помогает им открыть и реализовать себя. Это очень вдохновляет и обогащает жизнь.

Если мы пройдемся с вами по улице или зайдем в интернет, то увидим достаточно объявлений-приглашений на художественные курсы. Обычно они строятся таким образом, чтобы утолить легкий творческий голод: в течение нескольких часов люди рисуют, например, букет цветов, а потом вешают его в рамку на самое видное место. Это здорово, но на этом часто все заканчивается. Мы же идем дальше – учим основам, которые потом позволят взять настоящие вершины. Если вы не умеете уверенно держать карандаш, проводить правильно линию, рисовать простейшие геометрические фигуры, строить пространство, вам сложно будет реализовать свой творческий замысел на бумаге. Мы строим эти двухлетние курсы в русле академической школы и получаем плоды своего труда. Некоторые учащиеся работают так усердно, что потом даже кардинально меняют свою жизнь и поступают в средние специальные и высшие учебные заведения. Другие ученики настоятельно просят продлить курс и позаниматься еще год – мы тоже идем навстречу таким мотивированным личностям и уже даем им больший простор для деятельности. Они могут поставить перед собой другие, более сложные творческие задачи, порисовать другими материалами, поработать над фигурой, портретом.

– Стержень любой школы – это ее ученики и преподаватели. Можно ли нарисовать обобщенный портрет педагога вашей школы, каким качествами он прежде всего должен обладать?

– Стержень любой школы, на мой взгляд, – это педагогический коллектив, который состоит из ярких индивидуальностей. А наших педагогов отличает преданность своей профессии, детям, творчеству, искусству. Важно, чтобы человек, который дает знания, и сам был мастером своего дела. А им невозможно стать, если не помнишь своих предшественников, не опираешься на традиции. Моя задача как руководителя – установить связь времен и поколений. Мы уделяем этому очень много внимания. В нашей школе сейчас работают и стажисты, которые помнят мастеров прошлого (кстати, многих из них можно увидеть в разделе «Гордость школы» на нашем сайте), и совсем молодые преподаватели, которые каждый день осваивают новые знания, чтобы потом донести их до своих учеников. Еще один важный момент: в школе дополнительного образования ребенка должны не только учить азам профессии, но и воспитывать. И этот процесс, воспитание творчеством, пожалуй, важнее обучения. Из каждого ученика мы стремимся вылепить не только профи своего дела, но и в первую очередь культурного человека. Детей формирует творческое общение: когда у преподавателя горят глаза, то они загораются и у его учеников, что очень ценно. Здесь воспитывает историческая среда и атмосфера творчества.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга