Поиск по сайту

21 Сентября 2018

Образование в Китае и России: перспективы сотрудничества

Профессор Шэньянского педагогического университета посетила ЕАСИ


Мне нравится!

20 сентября в Екатеринбургской академии современного искусства прошел круглый стол «Высшее образование в Китае и России: тенденции и перспективы сотрудничества» для всех желающих больше узнать о китайской системе образования, возможностях получения образовательных и научных грантов, перспективах научного сотрудничества. А утром этого же дня состоялась встреча профессора Шэньянского педагогического университета (Китай) Ли Яньхуэй с руководством ЕАСИ, на которой представители обоих вузов обсудили особенности систем образования обеих стран и возможное сотрудничество высших учебных заведений.

Цель визита Ли Яньхуэй – как можно больше узнать о высшем образовании в России и провести сравнительный анализ российской и китайской образовательных систем. А потому в начале встречи исполняющая обязанности Кафедры прикладной информатики ЕАСИ Наталья Смирнова поведала гостье из Китая об инициативе и воплощении идеи запуска уникального для Екатеринбурга высшего учебного заведения – Екатеринбургской академии современного искусства, после чего проректор по учебно-воспитательной работе Анна Славина ответила на вопросы Ли Яньхуэй об учебных направлениях и образовательных программах академии.

Выслушав выступления коллег, гостья из Китая отметила, что у Шэньянского педагогического университета и Екатеринбургской академии современного искусства есть точки пересечения в подходе к творческому образованию. Согласившись с этим, ректор Академии Инна Ахьямова подчеркнула, что уникальность системы образования ЕАСИ состоит в подготовке специалистов именно для сферы культуры Екатеринбурга. Именно поэтому была выбрана образовательная форма прикладного бакалавриата, позволяющая увеличить количество практических часов и предоставить студентам возможность поработать с будущими работодателями, что впоследствии обеспечивает трудоустройство учащихся.

Ли отметила, что такая тенденция характерна и для образования в Китае: раньше практики было крайне мало, что, в конечном счете, перестало соответствовать запросу. «Наша система высшего образования в значительной степени похожа на вашу. Когда образовалась Китайская народная республика, мы не знали, как нужно развивать высшее образование, и очень большое влияние оказал на нашу систему Советский Союз. Это влияние сохраняется до сих пор. В 1978 году у нас началось проведение политики реформ и открытости, и сейчас ученые в разных областях пытаются проанализировать, каковы наши достижения за последние 40 лет, а что еще нужно улучшать», — рассказала Яньхуэй.

Есть у образовательного процесса и политическая подоплека: Ли Яньхуэй подчеркнула, что сегодня между Россией и Китаем – очень теплые отношения. Существует стратегия «Один пояс – один путь» (международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки), в рамках которой предусмотрен обмен опытом, в том числе в области образования. «Высшее образование должно подготовить специалистов в разных областях, которые будут способны справляться с международными делами. Очень важно обладать межкультурной коммуникацией. Например, уже заключили соглашение о бизнес-инкубаторе Союз молодежи Китая и Союз молодежи России. Это первый шаг, затем будет настоящий договор о сотрудничестве. Поэтому сейчас очень нужны специалисты, которые знают не только свои специальности, но и культуру, язык другой страны. Таких специалистов пока мало», — отметила Ли.

«Мы, конечно, тоже заинтересованы в подготовке таких специалистов, — ответила Инна Ахьямова. – Конечно, это зависит отнюдь не только от чистой педагогики, но и от культуры, коммуникации. Со временем нужно предметно подходить к этому вопросу и начинать сотрудничество в этой области, потому что таких специалистов можно подготовить только совместными усилиями: они должны учиться и здесь, и в Китае, и учебные планы должны учитывать эту специфику».

Инна Анатольевна также рассказала о том, что сегодня российские вузы начинают так называемое сетевое взаимодействие по разным вопросам в области создания образовательных программ, в которые включены сразу несколько вузов. Один вуз может быть силен в области педагогики, культуры и коммуникаций, другой – в технической отрасли, третий – в области научных исследований. И когда они создают совместную образовательную программу, на выходе получаются уникальные специалисты. В таком взаимодействии могут принимать участие не только образовательные институции, но и различные организации-работодатели разных уровней. Также совместная образовательная программа может реализовываться совместными усилиями бакалавриата одного вуза и магистратуры другого. Это перспективно и реально, но на данный момент существует множество нормативных вопросов, которые еще предстоит решать.

Ли отметила, что в Шэньянском педагогическом университете у студентов есть два варианта трудоустройства на практику: можно начать преподавать на специальных базах практики – начальных школах, с которыми сотрудничает университет – или же вернуться в родной город и преподавать в местных школах. На что Инна Анатольевна предложила идею организовать междисциплинарный подход именно в сотрудничестве с педагогическим вузом: «Будучи муниципальным, наш вуз имеет уникальные возможности организации практики в учреждениях культуры Екатеринбурга. Практика наших студентов – это культурно-досуговое погружение. А педагогу любой направленности абсолютно не повредит такой культурный рывок. Поэтому мы можем пригласить студентов педагогических вузов воспользоваться нашими возможностями».

Помимо этого, в Шэньянском педагогическом университете есть специальность «Русский язык», которая готовит будущих переводчиков и преподавателей русского языка, поэтому была бы безусловно полезна семестровая стажировка, которая позволит студентам познакомиться с языком и культурой. Студенты ЕАСИ также могли бы отправиться в Шэньянский педагогический университет, где есть программа «Китайский язык как иностранный». Ли рассказала о собственном опыте подобных стажировок и отметила, что в Китае есть Институт иностранных языков, в котором есть несколько специальностей: русский, английский, японский, немецкий и французский языки. У института есть партнеры среди российских вузов, и в прошлом году целая группа студентов уехала в Московский педагогический университет на целый год. У студентов есть возможность выбрать среди нескольких российских вузов. «Екатеринбург – очень красивый большой город с богатой культурой, и я уверена, что нашим студентам было бы интересно отправиться на стажировку сюда», — отметила Ли Яньхуэй.

Фото: Иван Авдеев

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры