Поиск по сайту

26 Ноября 2018

Вера Андреева: «30 лет в школе – это большая жизнь»

Интервью с директором Детской музыкальной школы № 16


Мне нравится!

Наш сегодняшний собеседник – лауреат премии «Признание – 2018» в номинации «Культура и искусство», Заслуженный работник культуры России, директор Екатеринбургской детской музыкальной школы № 16 Вера Андреева. Вера Яковлевна пришла работать в эту школу еще студенткой Уральской государственной консерватории, а тридцать лет назад стала ее директором.

Под руководством Веры Андреевой школа в этом году подтвердила статус «Премиум» среди екатеринбургских школ искусств, ученики ЕДМШ №16 – обладатели стипендий Управления культуры Администрации города Екатеринбурга «Талантливые дети – талантливый город», стипендий Губернатора Свердловской области «Юные дарования» и других статусных наград.

Напомним, вручение премии «Признание» за многолетний вклад в развитие нашего города состоится 10 декабря. Лауреаты премии – выдающиеся профессионалы в разных сферах деятельности, которые в год награждения отмечают юбилеи. Таким образом, Екатеринбург не только подчеркивает их профессиональные заслуги на высшем городском уровне, но и поздравляет с днем рождения. 

– Вера Яковлевна, Екатеринбург – ваш родной город?

– Екатеринбург мой родной город, я прожила здесь всю жизнь. Училась в школе, провела прекрасные студенческие годы, нашла любимую работу в родной школе. Город становится все более красивым, современным, одним из самых ярких городов России и самых значимых, в том числе в культурном отношении. Я с уверенностью это говорю, потому что имею к культуре прямое отношение.

Мои любимые места тоже связаны с культурой – это Театр оперы и балета и Свердловская государственная филармония. Они связаны с моей профессией, с моей любовью к музыке. Мне нравится часто проводить там время, следить за их событиями, встречать друзей и единомышленников.

– Вы сами в детстве тоже учились в музыкальной школе?

Конечно, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, потом Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского. Затем Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского как музыковед. Еще будучи студенткой консерватории пришла работать в школу, а после окончания консерватории уже основательно занялась преподавательской деятельностью.

Моя дочь тоже окончила эту музыкальную школу, но выбрала профессию юриста. А вот во внучке – Насте Наговицыной – раскрылся музыкальный дар, и самое главное, что она сама захотела его развивать. В этом году Настя поступила в Центральную музыкальную школу и теперь живет  в Москве. Есть, конечно, свои сложности, потому что в 15 лет она так далеко от нас, но мы ею очень гордимся.

– У вас в этом году не только личный юбилей – еще и тридцать лет, как вы руководите музыкальной школой № 16. Как прошел этот внушительный срок, многое изменилось?

– Безусловно, тридцать лет – это большая жизнь. Наша школа начала свое существование как вечерняя музыкальная школа при общеобразовательной школе. В 1985 году она получила статус муниципальной. И с 1988 года я стала директором этой школы. Начинали с фортепианного отделения, классов баяна, аккордеона и скрипки, потом стали появляться новые отделения, новые интересные идеи. Теперь в школе ведется обучение по пяти предпрофессиональным программам и девяти общеразвивающим.

Микрорайон за последние годы тоже изменился, появились целые комплексы новостроек, а с ними и молодые семьи горожан, желающие обучать своих детей в музыкальной школе. Наше место – это юг центра, как его называют городские архитекторы. Школа находится на границе  Октябрьского и Чкаловского районов. А чуть дальше и Ленинский район начинается. Здесь порядка девяти общеобразовательных школ, из которых дети к нам с удовольствием приходят. Я сама живу в этом районе, поэтому он мне особенно дорог.

– В чем, по-вашему, секрет успеха школы, которая обладает статусом «Премиум», а значит,  – одна из лучших в Екатеринбурге?

– Второй год как мы удостоены статуса «Премиум», и я думаю, в первую очередь, в этом заслуга педагогического коллектива. Кадры решают очень многое и, конечно, это одна из главных моих задач как директора. Люди, которые у нас работают с детьми, грамотно и профессионально ведут их к успеху. Например, Настя Наговицына получила всероссийскую премию «Молодые дарования России» во многом благодаря преподавателю – Ольге Васильевне Васиной. Она, в свою очередь, «Лучший преподаватель детских школ искусств России», и это звание получила за свой  величайший профессионализм  и замечательное дарование педагога.

Успехи наших детей подтверждаются ежегодно получением стипендий Управления культуры Администрации города Екатеринбурга «Талантливые дети – талантливый город» и стипендий Губернатора Свердловской области «Юные дарования». Десять стипендиатов являются гордостью школы и города.  В прошлом году Шипунов Кирилл был удостоен стипендии Межрегионального общественного благотворительного фонда «Новые имена», президентом которой является Денис Мацуев. Успехи Кирилла – это, конечно,  и  большая заслуга  его преподавателя Валерия Николаевича Широкова.

Многие преподаватели сотрудничают с нами, работая в Свердловском музыкальном училище имени Чайковского. Таким образом, осуществляется преемственность, и это тоже помогает достигать высоких  результатов.

У нас есть замечательные оркестры народных инструментов «Малахит» и «Малахитик», в содружестве с Екатеринбургской детской музыкальной школой № 12 имени С.С.Прокофьева. Это наш совместный очень удачный опыт организации  творческих коллективов. Их руководители – лауреаты премии «Во славу Екатеринбурга» Виктор  и Лариса Волоховы – тоже уникальные специалисты,  прекрасные музыканты,  обладающие удивительным талантом объединять детей в совместном творчестве.  Благодаря этому ребята с удовольствием играют в оркестре, выступают на конкурсах, ездят в творческие поездки. Это дает стимул для дальнейшей работы и профессионального  роста, вот так все взаимосвязано.

Обучение в музыкальной школе начинается в раннем возрасте, а продолжается несколько лет и нередко определяет судьбу. Как вы считаете, насколько дети осознают, что хотят заниматься музыкой и на каком инструменте играть – или это только выбор родителей?

– По-разному бывает – желание обучаться в музыкальной школе может быть обоюдным, может преобладать чье-то желание. В любом случае, у нас есть программа подготовки к обучению в музыкальной школе. Преподаватели владеют методикой работы с детьми, благодаря чему постепенно развиваются способности ребенка.

К нам приводят малыша в четыре-пять-шесть лет, и сначала он занимается в группе развития, потом в подготовительной группе, а затем только поступает на конкурсной основе в первый класс. В это время мы наблюдаем, стараемся раскрыть его  творческий потенциал. Рекомендуем, какой инструмент выбрать, и родители прислушиваются к нашим рекомендациям, чтобы обучение приносило ребенку радость.

Важно подготовить и ребенка, и родителей к решению учиться в музыкальной школе: понять, хватит ли терпения, сил, мужества, трудолюбия. Потому что без трудолюбия мало что получится. Потом, по окончании школы, родители и дети благодарны, что вместе прошли этот путь, многому научились и получили такую закалку в жизни.

– А взрослому человеку реально начать заниматься музыкой?

– Научиться играть на музыкальном инструменте, наверное, можно в любом возрасте. Многие  школы нашего города оказывают популярную услугу обучения взрослых. Но неслучайно она называется «Любительское музицирование». Взрослый человек может изучить музыкальную грамоту и немного освоить тонкости владения инструментом, чтобы исполнять любимые произведения – для себя, для друзей. У нас есть такие случаи, что взрослые люди по 4 года учатся, совершенствуются, потому что они уже не могут без музыки, но, конечно, речь идет о любительском уровне.

Если же говорить о профессиональных высотах, то начинать надо в детском возрасте. Ребенок более податлив и склонен к творческому развитию. В нем уже есть какие-то задатки, только подхватывай их и веди дальше.

– Есть ли у вас самые любимые моменты в работе? Что-то особенное, что вдохновляет и помогает двигаться дальше день за днем?

Любимые моменты зависят от каких-то субъективных вещей. Сегодня вечером, например, у нас ожидается прекрасный концерт. Выступают наши преподаватели – для наших родителей, для наших детей. Мы ждем его уже с самого утра, долго к нему готовились, все находимся в таком особом состоянии предвкушения.

Огромное удовольствие – присутствовать на детских конкурсах, когда звучит музыка в исполнении наших учащихся. Даже после концерта эта музыка продолжает звучать внутри, помогая переживать эти моменты снова. Так устроено мое сознание. Еще любимые моменты – когда дети достигают высот, получают награды, когда их достойно отмечает музыкальное сообщество. Благодаря этому дети понимают, ради чего трудились, потратили столько сил. И вместе с тобой получают энергию и вдохновение для дальнейших свершений.

Читайте также:

Интервью с лауреатом премии «Признание – 2018» в номинации «Культура и искусство», директором Театра балета «Щелкунчик» Еленой Давыдовой.

Интервью с лауреатом премии «Признание – 2018» в номинации «Культура и искусство» писателем Игорем Сахновским.

10 выдающихся екатеринбуржцев удостоены премии «Признание – 2018».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов