Поиск по сайту

28 Ноября 2018

Елена Тишина: «Слушать, слышать и поддерживать – мои главные задачи»

Интервью с директором Детской художественной школы № 2 имени Г.С. Мосина


Мне нравится!

На днях завершился городской конкурс «Костюмированный портрет. Полуфигура» и прошло награждение его участников. Выставка открыта у организатора конкурса – в Детской художественной школе №2. Художественная школа имени Г.С. Мосина – это яркие уникальные проекты, которые всегда притягивают внимание. «Лица Екатеринбурга», «Костюмированный портрет», конкурсы по станковой и декоративной композиции, истории искусств, фестивали песчаной и снежной скульптуры, «Шаг в профессию» для художников – проекты, которые на слуху и которые инициированы Второй художественной. Преподаватели инициативны, администрация готова инициативы поддерживать, ученики – участвовать в них. Мы не могли не поговорить с директором школы Еленой Андреевной Тишиной о секретах успешности и важности поддержки инициатив в коллективе.

– Елена Андреевна, я знаю, что вы искусствовед по образованию. А в вашем детстве была художественная школа?

– Конечно. Как и большинство детей, я любила рисовать, и родители обратили на это внимание. А так как папа у меня художник и преподаватель, то он привел меня в художественную школу. Я занималась у молодого в то время еще преподавателя Василия Григорьевича Анциферова – сейчас он опытный мастер, заслуженный художник. У него я шаг за шагом осваивала основы изобразительной грамоты. Это было хорошее, веселое, доброе время.

– Вы опираетесь на свои детские воспоминания сейчас, когда вы руководите школой?

– Конечно. Хочется создавать такое же доброе ощущение школы у наших учащихся. Кроме того, я считаю, что атмосфера художественной школы должна быть творческой, деятельной. Ребята у нас заинтересованные, мотивированные, но их должен окружать особенный коллектив – не только преподаватели, но и друзья-сверстники, с общими творческими интересами и делами. Друзья-художники – это важно. Для этого мы и организуем общие большие проекты, которые всех объединяют.

– Сколько вы работаете в Детской художественной школе № 2?

–Я начала здесь работать в 2000 году преподавателем истории искусств и методистом по выставочной деятельности. Вскоре стала завучем и  несколько лет проработала в этой должности. В 2007 году была назначена директором. Сначала я пробовала совмещать преподавание с административной должностью, но вскоре оставила эту идею, так как убеждена, что качественно управлять можно, только отдавая этому процессу все внимание, время и силы. Хотя до сих пор отсутствие возможности преподавать – одно из больших моих сожалений, ведь я начала педагогическую деятельность, когда мне было 18, и преподавала историю искусств почти двадцать лет.

Я – пятый директор. И это хороший показатель для школы, которая существует с 1976 года: если директора меняются нечасто, то учреждение цельное, идет правильной дорогой к правильным целям.

– Какими качествами должен обладать директор художественной школы, чтобы школа была успешной и авторитетной?

– Любой руководитель прежде всего – администратор. Его основная задача – организовать процесс, обеспечить необходимые условия для функционирования большого и здорового организма, каким является школа. В арсенале сильного руководителя обязательно должна присутствовать такая черта, как амбициозность. А чтобы смело смотреть в будущее, необходимо также обладать чувством здорового оптимизма. Здесь амбиции и здоровый оптимизм – компаньоны.

– Чем для вас измеряется успешность школы?

– Прежде всего – востребованностью. За время моей работы в должности директора количество учащихся возросло более чем в два раза и сейчас их около 900 человек. Но дело не только в количестве желающих обучаться, но и в стремлении преподавателей работать именно в этом коллективе. Когда на одно место претендует несколько желающих, понимаешь, что работа управленческой команды идет в нужном направлении.

– В этом году школу окончили 38 выпускников, их них десять – с отличием. Успешность ребенка – это получить свидетельство о дополнительном образовании с хорошими оценками или нечто большее?

– Получить свидетельство, конечно, важно, но гораздо важнее научиться творчески видеть мир, чувствовать прекрасное. Более того, успешность ребенка заключается всего профессиональном росте и адекватной самооценке. А они обязательно будут, если ребенок находится в творческом процессе, который мы поддерживаем. Важная задача школы – создать ситуацию, когда в учебе заинтересован сам ребенок, и мне кажется, у нас это получается. Я вижу, что для многих важно получить знания и умения в полном объеме, ребятам хочется задержаться в школе как можно дольше, в коллективе, с друзьями, с преподавателями.

Мы понимаем, что не все выпускники станут художниками, но каждый из них в дальнейшем в любой профессии найдет применение своим навыкам. А для тех, кто решил продолжить профессиональное образование и поступать в художественные учебные учреждения города и страны, мы создаем все необходимые условия. Встречи выпускников показывают, что они вспоминают школу с благодарностью.

– Вы отслеживаете судьбу своих выпускников? Есть ли какие-то традиции школы, в которых они участвуют?

– Конечно, мы общаемся. У нас есть традиционная дата проведения выпускного вечера – 12 июня. Все наши воспитанники знают, что это особенный день, когда мы все встречаемся. Выпускники текущего года имеют возможность пообщаться с теми, кто окончил училище или вуз, уже работает. Это еще одна возможность подумать о своем будущем, решить, куда поступить, понять, к чему подготовила школа.

Наши выпускники успешны в разных профессиональных областях. Многие приходят и предлагают свою помощь: кто-то делом, кто-то советом. Приводят к нам своих детей, некоторые уже и внуков. И, конечно же, очень важно, что они возвращаются назад, в нашу школу, уже в качестве преподавателей.

У нас есть книга историй выпускников, в которой мы пишем, где они сейчас, чем занимаются. Мы поддерживаем связь и общаемся как с выпускниками и их родителями, так и спреподавателями, которые, к сожалению, ушли из системы художественного образования.

– А в чем измеряется успех преподавателя?

– В его учениках, их участии в творческих мероприятиях разного масштаба, победах и достижениях, пробуждении творческого начала. Главное – научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное. Каждый из ребят в дальнейшем найдет свой жизненный путь, но «художка» навсегда останется у него в памяти с благодарностью к тем учителям, которые развивали в нем талант творца. Вот в таких благодарностях и приятных воспоминаниях, пожалуй, и меряется преподавательская успешность.

– Давайте как раз поговорим о преподавателях: как удается поддержать опытных, привлечь и удержать молодых? Да еще совмещающих творчество и преподавание…

– Кадры – особая ответственность, лежащая на плечах директора. Высокие образовательные результаты невозможны без вклада преподавателей – это аксиома. При этом специфика работы в художественной школе такова, что здесь нельзя только просто преподавать, нужно самому обязательно творить, быть практикующим художником. Именно поэтому все хорошие преподаватели занимаются творчеством, проводят выставки, мастер-классы, где передают свой не только педагогический, но и творческий опыт и знания молодым.

Кадровый состав Детской художественной школы № 2 является ее бесспорным достоянием и гордостью. Многие преподаватели школы являются членами профессиональных творческих союзов – Союза художников РФ, Союза кинематографистов РФ, Международного союза педагогов-художников. Крепкий педагогический коллектив создает имидж школы, и не секрет, что многие родители часто хотят, чтобы с их ребенком занимался конкретный человек. Наших преподавателей с гордостью можно назвать неравнодушными профессионалами. И приходится удивляться, насколько велика их творческая потребность раскрыть таланты детей.

Привлечь и заинтересовать сильных преподавателей, найти способных увлечь новыми идеями, сохраняя при этом традиции русской художественной школы, – важная и очень сложная работа директора.

– Как вы помогаете с реализацией проектов, как поддерживаете градус инициативности в педагогическом коллективе?

– Не боюсь повториться: большая часть наших преподавателей – профессионалы. Любой профессионал всегда ответственен за свое дело. Возникающие идеи обсуждаются внутри коллектива, формируются, приобретая очертания готового проекта. Функция руководителя – помочь воплотить задуманное в жизнь, не откладывая на потом. Для этого нужно быть внимательным к каждому, услышать даже самые невероятные на первый взгляд предложения – часто именно из них выросшие проекты оказываются невероятными по силе эффекта, делают имя и лицо школе.

Так, к примеру, конкурс «Костюмированный портрет» возник совершенно неожиданно. В рамках учебного предмета «Рисунок» есть возможность рисовать человека с натуры, изучать его пропорции. Но мы поняли, что рисовать фигуру человека ребятам не хватает знаний, умений, времени исил: требуется усидчивость и долгая тщательная работа. И чтобы заинтересовать детей этим сложным, но важным процессом, наши преподаватели Юлия Анатольевна Кузьмина и Юлия Дмитриевна Гармонина предложили устроить внутришкольный фестиваль рисунка с натуры: одеть родителей наших же учащихся в исторические костюмы и сыграть на интересе. Мы попросили костюмы разных исторических эпох (XVIII и XIX веков) у Свердловского академического театра музыкальной комедии, а родители согласились позировать. Вот так родилась идея этого фестиваля, который стал со временем городским конкурсом.

Мне важно прислушиваться к моим коллегам, поддерживать их, за рутиной бумажной работы не забыть, что моя основная задача – им помогать. Пожалуй, слушать, слышать и поддерживать – мои главные функции. И еще – создать здоровую атмосферу сотрудничества, немного в чем-то конкуренцию.

– В чем уникальность Детской художественной школы № 2?

– Непростой вопрос. Это равносильно спросить у матери, в чем уникальность ее ребенка… Он уникальный, потому что он мой. Так же и школа: она – моя, я здесь работаю. Когда основное время своей жизни проводишь в стенах школы, она становится частью, продолжением тебя, тяжело даются объективные суждения...

Самое очевидное – удачное месторасположение: не каждая школа может порадовать таким богатым архитектурным окружением и близостью реки. Купеческие особняки второй половины XIX века и Царский мост как будто специально расположились вокруг, создавая особую учебную атмосферу и обогащая учебный процесс. Кроме того, большой зеленый двор, в глубине которого стоит школа, дает возможность учащимся во время проведения пленэрной практики наблюдать и изучать природу, не отвлекаясь на шум улицы. Каждый год в этом дворе появляются песчаные и снежные скульптуры, выполненные учащимися разных художественных школ города. Все-таки окружение формирует нас всех!

Школа имеет собственный выставочный зал, в котором проходят выставки творческих работ учащихся, преподавателей, студентов и профессиональных художников Екатеринбурга и Свердловской области. Это бесспорно обогащает творческую деятельность учащихся опытом экспозиции собственных работ и общения с искусством.

Школой накоплен бесценный опыт, что позволяет, даже обязывает, вести систематическую методическую работу в Екатеринбурге и Свердловской области, проводить методические мероприятия, консультации для преподавателей, взаимодействовать с учреждениями среднего профессионального и высшего образования. С 2013 года мы работаем в статусе городского ресурсного центра по направлению «Декоративно-прикладное искусство», с 2015 года на базе школы действует городская методическая секция художников.

– Что самое приятное в должности директора художественной школы?

– Одно из моих самых приятных состояний – вернуться в стены школы после хорошего отпуска. Все должно быть в меру – в меру отдыхать, в меру работать. Очень люблю момент, когда можно пройтись по спящим в небольшой летней передышке коридорам и классам, посмотреть на работы выпускников, вспомнить их лица, вспомнить, как малышами, приведенными за руку своими родителями, они только начинали свое обучение. И, конечно, мысленно пожелать им всего самого наилучшего в их дальнейшем жизненном пути.

– А что неприятного? Каково быть одновременно ответственным и за процесс формирования мировоззрения ребенка, и за чистую дорожку к зданию школы?

– Жизнь как река: то плавно и неторопливо течет по своему руслу, то вскипает и бурлит, обнажая подводные камни. Для одних неприятности в жизни становятся непреодолимым препятствием, а для других, в частности для меня, хорошей возможностью собраться и преодолеть трудности, рассматривая их через призму здравого смысла и оптимизма.

Кроме того, в школе, как и дома, должно быть чисто и уютно. Должен быть порядок, приготовлен ужин и определено направление развития мировоззрения твоего ребенка. Просто в школе, в отличие от семьи, детей немного – на несколько сотен – больше. Но в школе есть свои плюсы: во-первых, дети уже знают, к чему они стремятся, у них уже есть мотивация, а во-вторых, в школе есть команда, которая тебе поможет – твой коллектив. Меня сейчас уже не выбивает рутинная, бытовая работа: у меня грамотные заместители, которые снимают с меня часть будничных забот. А я имею возможность подумать о большем, о более масштабном. Есть энергия определять вектор развития, заглядывая в будущее, не привязываясь к сегодняшнему дню.

– Каким же видится это будущее? О чем мечтает директор Детской художественной школы № 2? Чего бы школе хотелось? Может, это уже не мечты, а смелые планы?

– Планы подразумевают наличие определенных ресурсов для достижения неких поставленных целей. Мы очень много делаем, но, к сожалению, не все зависит от нашей воли и желания, некоторые обстоятельства нам неподвластны, поэтому иногда директору художественной школы остается только мечтать.

Каким мне видится будущее школы... Это, несомненно, крепкий неординарно мыслящий педагогический коллектив с оригинальными идеями, получающий за свою непростую работу достойную заработную плату; новые творческие проекты; большое количество учащихся, ради которых мы ежедневно приходим в школу, чтобы отдать все наши знания и помочь вырасти талантливыми и душевно богатыми людьми.

О чем приходится мечтать?У нас есть большое, пока невыполнимое желание запустить две уникальные предпрофессиональные программы – «Скульптуру» и «Дизайн». Эти программы не реализует ни одна школа Екатеринбурга, единицы могут похвастаться их наличием в Свердловской области. Для их реализации у нас есть все – желание, силы, кадры, дети, которые хотят обучаться, – кроме помещений. Я уже не говорю вслух, но все еще продолжаю в глубине души лелеять надежду о возможности учить взрослых. Родители, которые приводят к нам детей, по два-три часа сидят в холле – у них есть запрос и желание учиться батику, керамике, пока они ждут детей, и мы могли бы их занять чем-нибудь, но существующие площади не позволяют. Работа школы построена так, что потенциал здания использован на 200 процентов: в три смены с 8 утра до 8 вечера, семь дней в неделю. Конечно, большое количество желающих учиться в нашей школе, с одной стороны, хорошо, так как большой конкурс при приеме дает возможность отбирать лучших среди лучших. Но, с другой стороны, неправильно, когда дети не имеют возможности пойти учиться в художественную школу только потому, что ее на всех не хватает. Мне кажется, что художественные навыки обязательно нужны всем детям. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы принять на обучение максимальное количество желающих, причем большинство наших учащихся обучается именно по общеразвивающим программам.

Также мечтой пока остается вопрос о расширении учебных площадей, наличии мастерских для преподавателей; о новом большом отдельном выставочном зале со свободным посещением для всех желающих; о третьем этаже-мансарде со стеклянными потолками и окнами-витражами, через которые можно будет рисовать небо…

Конечно, многое у нас есть, но хочется иметь большее, не просто ради того, чтобы иметь, а чтобы развиваться, чтобы была материальная база для реализации новых проектов. И я понимаю, что моя задача – претворять эти мечты в жизнь, какими бы несбыточными они не казались на первый взгляд. Все может быть и все возможно, потому что я к этому так отношусь.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Ирина / 03 Декабря 2018 в 17:03

Класс!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов