Поиск по сайту

28 Ноября 2018

Сто процентов музыкальной включенности

В Доме музыки прошел Гала-концерт конкурса Aurora-Solo


Мне нравится!

24 ноября в Городском доме музыки прошел Гала-концерт и торжественная церемония награждения победителей IV Общегородского конкурса вокалистов академического жанра Aurora-Solo в рамках XII Открытого форума юных дарований в сфере культуры и искусства «Арт-Поколение Екатеринбург – 2018». Впервые за историю конкурса был проведен открытый тур для выбора обладателя Гран-при – золотого голоса Aurora-Solo.

В этом году председателем сверхпрофессионального и сверхкомпетентного жюри конкурса традиционно была Светлана Васильевна Зализняк, народная артистка Российской Федерации, профессор, заведующая кафедрой сольного пения Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, художественный руководитель оперной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета. Кроме того, вокальный талант оценивали Наталья Александровна Карлова, лауреат международных и всероссийских конкурсов, кавалер ордена II степени «За заслуги перед Отечеством», ведущая солистка Екатеринбургского театра оперы и балета, старший преподаватель Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; Валерий Георгиевич Буланов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, обладатель Губернаторской премии и премии «Во славу Екатеринбурга», художественный руководитель Образцового коллектива «Классик-хор «Аврора».

Постоянных зрителей и участников конкурс Aurora-Solo начал удивлять с самого начала – появилась интрига: в этом году добавился открытый тур для лауреатов I степени: самые сильные участники конкурса имели возможность бороться за получение наивысшей награды конкурса – звания победителя, обладателя почетного Гран-при. Это нововведение добавило остроты зрительскому восприятию, а самим участникам – ощущение драйва, которое возможно только тогда, когда выходишь на широкую публику и выносишь свой исполнительский талант для оценки.

«В этом году мы пересмотрели положение «Аврора-соло», – комментирует нововведение организатор конкурса Ольга Александровна Малахова, директор Детской хоровой школы №1. – При оценке какого-либо произведения искусства, и вокальный номер тут не исключение, нередко возникают противоположные мнения, а у участников конкурсов (их педагогов, родителей) – чаще всего: кто-то согласен с окончательным мнением жюри, кто-то нет. А все из-за того, что они не слышат всех участников, у них нет ощущения контекста. В этом году мы решили провести конкурс на Гран-при – и сразу решили его делать открытым, при зрителях, которые могут все сами увидеть и оценить ребят по достоинству, в ситуации здесь и сейчас».

Судя по интересу аудитории к тому, что произойдет на сцене дальше и кто же будет выбран золотым голосом конкурса, опыт был положительным, и, скорее всего, станет традицией Aurora-Solo.

Еще одно отличие от прошлых лет – конферанс с элементами театральности. Молодые преподаватели Первой хоровой Мария Сергеевна Шляпникова и Анастасия Андреевна Бочкарева взяли на себя инициативу и провели Гала-концерт в образе двух муз – фортепианного и вокального искусств. Обе ведущие задавали правильный ритм действию – очный конкурс на Гран-при и церемония награждения (даже с вручением дипломов участникам) прошла насыщенно – смыслово и эмоционально.

Самой зрелищной частью события стал конкурс-концерт лауреатов I степени: участники изначально были сильными и настроенными на победу. То, что на сцене проходит соревнование, даже не чувствовалось – зрители воспринимали действие как полноценный качественный концерт, состоящий из вокальных номеров.

Андрей Брюханов исполнил эмоциональную тирольскую народную песню в обработке Виктора Сибирского «Охотник». Практически профессиональный актерский ансамбль с удивительной партнерской работой – дуэт «Тоника» (Варвара Шибанова, Юлия Юшкова) – композицию «Дунайские волны» Иона Ивановича. Еще один дуэт «Вдохновение» (Надежда Войтович, Анна Ефимова) — песню Александра Даргомыжского «Ванька – Танька».

Ильгиз Торобеков замахнулся на арию Папагено из оперы Моцарта «Волшебная флейта»; особо стоит отметить то, что ария исполнялась на языке оригинала, а еще не прошел незамеченным артистизм вокалиста и его работа с аудиторией. Артистичной была и Ирис Эскобар, которая выбрала для конкурса еще одно произведение Моцарта – «Фигаро» и арию Керубино. Номер Ирис стоит отметить за проработку образа лирического героя – она понимала и чувствовала, о чем поет.

Завершило этот блок выступление Варвары Никишевой с композицией «Весна идет» Исаака Дунаевского, и хоть до весны в ноябре еще далеко, в зале явно почувствовалась весенняя свежесть. Все произведения, выбранные участниками, отличались фактурностью, можно даже сказать, это были тактильно осязаемые вокальные номера: переливчатые тирольские напевы, прохлада Дуная, жаркая страсть героев Моцарта, почти фольклорная игривость песни Даргомыжского, чувство весны – все это ощущалось на кончиках пальцев, что свидетельствует о мастерстве исполнителей – техническом и артистическом.

Во время вокальных номеров лауреатов I степени чувствовалась стопроцентная музыкальная отзывчивость и включенность слушателей: конечно, в первую очередь, беззвучно подпевали ребятам преподаватели, но отрадно было видеть, что те, кто в этот раз стали только дипломантами, тоже интонировали со своих мест. С такой жизненной позицией эти юные музыканты точно никогда не проиграют – уметь учиться и находить возможность брать для своего развития полезное в любой ситуации. Еще более показательной была ситуация, когда во время коротких перерывов или уже после мероприятия ребята подходили и спрашивали советы у жюри.

Кстати, пока эксперты совещались, кому дать Гран-при, организаторы провели церемонию награждения: на сцену выходили все – и дипломанты, и лауреаты. Некоторым из них даже предоставлялся шанс спеть перед публикой. Таким трогательным стало выступление Ильи Башкатова, который вложил всю вселенскую скорбь в слова «Пиф-паф – и застрелил, пиф-паф, пиф-паф – и застрелил» из песни Аренского «Комар один, задумавшись…», что организаторы не могли не дать ему специальный диплом «За эмоциональное выступление». И кажется, что вот это выступление на публике, на праздничной профессиональной(!) сцене Городского дома музыки и стало лучшим подарком и призом за участие в конкурсе некоторых ребят.

Дипломы преподавателям и концертмейстерам раздавал Валерий Георгиевич Буланов, но и тут не обошлось без глубоководных смыслов: главным призом стали даже не дипломы, а дружеские объятия от профессионала, хорового гуру – свидетельство признания.

Лауреатов I степени награждала Светлана Васильевна Зализняк, предварительно похвалившая организаторов за мужество проводить вокальные конкурсы для детей. Кроме дипломов, сладких призов от «Смака» и сертификата от «Мира ткани» (ценный приз для тех, кому постоянно нужно обновлять сценические костюмы!) ребята получили напутственные слова от профессионала, сказанные лично и каждому.

И, наконец, – чтобы выдержать драматургию, какой она была на церемонии награждения, мы припасли эту информацию напоследок, – был вручен Гран-при конкурса. Его получила Варвара Никишина, которой достался торт под названием «Золотой голос Екатеринбурга» от сети кондитерских «Поль Бейкери».

Мы, конечно, спросили после конкурса, с каким настроем Варвара участвует в мероприятиях, и вот, что услышали:

– Для меня конкурс – в первую очередь, выступление перед зрителями, еще одна возможность выйти на сцену и спеть то, что тебе нравится. Главной задачей я себе ставлю показать, как я чувствую песню, а для этого надо быть открытой и не бояться демонстрировать свои эмоции.

Не могли мы не спросить и у Ольги Александровны Малаховой, организатора, чем четвертый конкурс Aurora-Solo выделяется на фоне предыдущих:

– Кроме того, что мы пересмотрели Положение конкурса и ввели интригу – Гран-при, мы еще сделали Гала-концерт с театральными элементами. По содержанию могу сказать, что конкурс в этом году демонстрирует качественную смену поколений: уходят в профессию повзрослевшие ребята, а им на смену приходят такие же таланты. Тот, кто в прошлый раз был дипломантом, стал уже лауреатом.

В этом году хочется сказать спасибо преподавателям за репертуарные находки. Так приятно, что произведения больше исполняются на языке оригинала. Вообще, в этом году очень яркий по динамике и образному наполнению материал.

– Наполняете ли вы сам конкурс новыми смыслами и задачами?

– Мы стараемся стать более открытыми и прозрачными. В этом году к конкурсу будет приурочен мастер-класс Светланы Васильевны Зализняк. В том числе там можно будет поговорить о своих результатах, почему так, а не как-то иначе. Вообще, мы максимально настраиваем жюри на открытость и говорим об этом участникам – обращайтесь к ним с вопросами, они с удовольствием разъяснят свою позицию.

– Есть еще что-то, что требует серьезной работы?

– Привитие сценической культуры, даже скорее поведенческой, у ребят. Хочется еще раз напомнить, что сцена, тем более профессиональная, тем более связанная с академическим вокалом, требует особого внешнего вида – спортивная одежда и уличная обувь на ней недопустимы. Даже если ты выходишь только для того, чтобы получить диплом участника, ты должен соответствовать. Не надо забывать, что диплом участника – это тоже награда за труд, результат, фиксация начала творческого пути, требующая праздника.

 

– В следующий раз конкурс Aurora-Solo – юбилейный, пятый по счету. Уже есть какие-то задумки?

– Хотим масштабности, а для этого будем привлекать больше спонсоров, чтобы дарить хорошие призы. Задумали провести систему мастер-классов, чтобы результат конкурса был качественный. Чаще всего у жюри возникают вопросы по фонетике, по стилистическим особенностям, по этим и другим направлениям и будем работать. Мы сейчас нацелены расширяться и использовать новые формы работы.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов