Поиск по сайту

16 Апреля 2019

Елена Батанова: «Формирование культурного слоя гораздо важнее формирования потребителя»

Директор екатеринбургской музыкальной школы выступила в Государственной Думе в защиту серьезного образования


Автор: Елена Азанова Автор: Елена Азанова
Мне нравится!

На прошлой неделе в Москве состоялось заседание Комитета Государственной Думы по культуре. Прошло оно в формате круглого стола «Художественное образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы». Позицию культуры Екатеринбурга по самым актуальным и спорным вопросам, которые волнуют сегодня представителей системы художественного образования, озвучила директор Детской музыкальной школы № 11 им. М.А. Балакирева Елена Батанова.

В круглом столе приняли участие руководители детских школ искусств, культурных вузов, представители департаментов науки и образования, туризма, различных союзов и СМИ. Следила за ходом дискуссии первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре Елена Драпеко.

В ходе обсуждения затрагивались вопросы подчинения детских школ искусств, эффективности коммерческого подхода к сфере культуры в целом, проблемы сокращения бюджетных мест в театральных вузах и предложения о закрытии заочных отделений. Полную трансляцию круглого стола можно посмотреть на сайте Государственной Думы по ссылке.

Мы хотим остановиться на части разговора, касающейся болевых точек системы художественного образования. Главная проблема сегодня – сохранение трехуровневой модели подготовки профессионалов в сфере искусства, не имеющей аналогов в мире. Детские школы искусств – ее начальная ступень, «шея», на которой держится «голова» – высшее образование.

Согласно аналитической справке Минкульта РФ, в ДШИ сегодня занимается 6% детей против 25%, обучающихся в иных организациях. Доходят до аттестата менее половины, поступают в вузы, а затем идут работать по специальности вообще единицы. Эта статистика, к сожалению, становится поводом для критики детских школ искусств, их ставят в один ряд с частными кружками, спортивными секциями, а уровень образования в них называют неоправданно высоким. Идея внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО), по сути, стала логическим продолжением такого подхода. Речь идет о пилотном проекте, в настоящее время реализуемом в тестовом режиме в ряде регионов. В том числе в 38 муниципалитетах Свердловской области и Екатеринбурге, в частности.

Проект предполагает предоставление услуги дополнительного образования по именному сертификату, который выдается на каждого ребенка и финансируется из бюджета. Регионы отмечают множество трудностей на пути внедрения данной системы. Среди них самые серьезные – неготовность нормативной базы и риск потери качества образовательной услуги.

«Погоня за массовостью обернется в итоге профанацией»

На круглом столе Комитета Государственной Думы по культуре аббревиатура ПФДО прозвучала несколько раз. Доцент Московской государственной консерватории Михаил Викторович Лидский был категоричен: «Убежден, что внедрять в ДШИ систему ПФДО нельзя, ввиду отсутствия в последней специфичности: подготовка в сфере искусства неминуемо деградирует. Такая деградация уже через несколько лет может постичь все музыкальное образование с его многолетними трудоемкими программами. Погоня за массовостью обернется в итоге профанацией».

Директор Детской музыкальной школы № 11 им. М.А. Балакирева Елена Батанова согласилась с опасениями Михаила Викторовича и привела свои аргументы: «По замыслу разработчиков ПФДО, организации, которые оказывают дополнительную образовательную услугу, находятся в едином поле и, как считается, честно борются за консолидированный бюджет с конкурентами – кружками, дворцами спорта и так далее. По факту, люди в регионах говорят, что денег на сертификате не хватает даже на более-менее приличную общеразвивающую программу, а о предпрофессиональных вообще речи не идет. Сертификат рассчитан максимум на 3-4 групповых занятия для 10 человек».

Елена Геннадьевна отметила, что ПФДО делает акцент на общеразвивающие программы – действительно, для местных властей такая услуга стоит дешевле. Однако российская система художественного образования известна во всем мире, главным образом, благодаря качественным предпрофессиональным программам. «Я представляю школу наиболее критикуемого направления – музыкальную. Мы реализуем все семь предпрофессиональных музыкальных программ, самых трудоемких и дорогих, которые существуют в природе, – подчеркнула Елена Батанова. – 86% детей обучаются в Екатеринбурге по предпрофессиональным программам и только 14% – по общеразвивающим. При этом в нашем городе конкурс на предпрофессиональные программы составил 6-12 человек на место. Наша практика показывает, что серьезное образование гораздо более востребовано родителями, чем кружки и общеразвивающий сектор. Поэтому мы говорим, что нам не хватает площадей, не хватает школ.

Нас часто обвиняют в неэффективности предпрофессиональных программ. 10% выпускников поступают, 90% уходят как бы в никуда. Но формирование культурного слоя – это гораздо важнее формирования потребителя. Мы формируем креативный класс, формируем людей, которые будут успешны, которые будут творчески подходить к любой профессии».

«Я как руководитель могу констатировать тот факт, что мы запускаем наших детей в вузы, как в космос»

Другие проблемы, о которых говорила наш эксперт, – низкий социальный статус людей искусства и острый кадровый голод в ДШИ. Талантливые солисты, дирижеры, педагоги уезжают на запад не потому, что здесь нет работы. Беда в том, что здесь нет достойных условий. К тому же, не выстроены отношения между разными уровнями одной системы подготовки профессионалов. «Колледжи и вузы наконец-то должны понять, что необходимо рассматривать ДШИ как приоритетного работодателя и с учетом требований этого работодателя составлять программы среднего профессионального и высшего образования, – подчеркнула Елена Батанова. – Мы все ориентированы на исполнительство, мы все воспитываем народных артистов для того, чтобы они прославляли российскую культуру. И мы всеми руками "за", мы понимаем, что педагогика всегда будет золушкой, исполнительство всегда будет принцессой. Так и должно быть. Но, если в ДШИ в ближайшие 10 лет не будут приходить преподаватели, очень скоро совсем некому будет передавать бесценный опыт, и мы потеряем безвозвратно нашу великую русскую педагогическую школу. Давайте решать вопросы по поводу целевого приема в колледжи. Возможно, мы будем рассматривать какие-то механизмы распределения. Но сегодня я как руководитель могу констатировать тот факт, что мы запускаем наших детей в вузы, как в космос. Вперед, в полет. Куда капсула с этим космонавтом приземлится, мы не понимаем. Хорошо, если в Берлинский или Лондонский симфонический оркестр, но часто они приземляются в торговые центры консультантами. И это страшно. Не то страшно, что 90% выпускников школы поступать не пошли, а то, что выпускники вуза не остались в профессии».

Как стало ясно из обсуждения, руководство Комитета по культуре Государственной Думы было не в курсе тестирования, которое в настоящее время проходит система персонифицированного финансирования дополнительного образования в регионах. Вслед за Минкультом РФ оно собирается вносить поправки в проект федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», предполагающий ПФДО. Мы будем следить за ситуацией, а пока приводим комментарий заместителя начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елены Соколовой по поводу модели внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области: «Модель вызывает ряд существенных вопросов и возражений. Во-первых, основанием для модели являются неутвержденные региональные документы. Во-вторых, в модели не учитываются положения федеральных документов, содержащих ряд концептуальных оснований и требований к структуре и процедурам персонифицированного финансирования дополнительного образования. В-третьих, модель не содержит корреляции с ключевыми федеральными документами, регламентирующими основные направления развития культуры и дополнительного образования в области искусств в Российской Федерации. В частности, с национальным проектом «Культура» и планом мероприятий по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что модель внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области необходимо доработать и представить на обсуждение профессиональному сообществу и общественности».

Руководители Управления культуры и Управления образования Администрации города Екатеринбурга собираются обратиться к Правительству Свердловской области с предложением изменить сроки проведения мероприятий, содержащихся в проекте дорожной карты по внедрению ПФДО в регионе. Также они рассчитывают на то, что органам управления культурой муниципалитетов и региона предоставят возможность внести изменения в существующую модель с учетом специфики дополнительных общеобразовательных программ в области искусств.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Наталья / 16 Апреля 2019 в 22:29

Ну Елена Геннадьевна... Ну слов нет... Снимаем шляпы много-много-много раз! Мегамозг! Мегаумница

Надежда / 13 Сентября 2019 в 20:06

Молодец

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры