Поиск по сайту

25 Октября 2019

Как растить таланты

В Школе искусств №11 делились опытом занятий с малышами


Мне нравится!

Семинар-практикум «Музыкально-эстетическое развитие детей раннего и дошкольного возраста как важный компонент подготовки детей к учебной деятельности» провели преподаватели Екатеринбургской детской школы искусств №11 имени Е.Ф. Светланова в рамках плана городского ресурсного центра по профилю «Раннее эстетическое развитие, ритмика, арт-педагогика».

Звучат колокольчики и начинается урок – сегодня он необычный: в школе искусств проходит занятие для малышей от 1,5 лет и одновременно урок для педагогов, занимающихся музыкально-эстетическим развитием детей такого возраста. Преподаватель Екатеринбургской детской школы искусств №11 имени Е.Ф. Светланова Альбина Наилевна Гафарова рассказывает сказочную историю, но больше поет малышам, а они пытаются повторять за ней – высоко, низко, протяжно, коротким звуком, учатся на доступном им уровне – подражая – владеть своим голосом. Песни а капелла, под фортепиано, просто живая музыка, танцы с мамой, даже игра на инструменте – треугольнике и фортепиано, гимнастика для ручек, упражнения на моторику – все это развивает, подготавливает к музыкальной школе, а самое главное – делает жизнь малышей интереснее и наполненней, а мамам помогает разнообразить свое общение с детьми.

Преподаватели из других учебных учреждений примечают для себя педагогические приемы Альбины Наилевны, которая показывает мастер-класс по развивающей работе с детьми 1,8-2,8 лет «Развиваюсь с мамой». В этом мастер-классе нет ничего лишнего: когда малыши звонят в колокольчики, они учатся аккомпанировать голосу учителя, заодно понимают, что такое звук и пауза; когда водят хоровод с мамами, учатся чувствовать ритм; они осваивают сцену и не боятся публики, свободно чувствуют себя при зрителях, уже проявляют и терпеливость друг к другу, и артистизм. Если кто-то устал, то его не заставляют заниматься, мама продолжает петь и танцевать, а малыш сидит и отдыхает, а потом присоединяется к остальным.

Показательный урок длится 15 минут, и малыши с мамами уходят. Альбина Наилевна начинает делиться опытом: как с детьми они рисуют пластилином под музыку – штрихи короткие и длинные, как и звуки, протяжные или короткие; как занимаются в импровизированных рабочих тетрадях, приучаясь выполнять задания учителя; как слушают народные потешки и прибаутки, а также… Моцарта, чья музыка созвучна структуре человеческого мозга; как учатся принимать ситуацию и успокаиваться. В итоге этой деятельности дети к 5-6 годам определяются, что им нужно музыкальное, хореографическое, художественное дополнительное образование, становятся сформировавшимися личностями, которые считают своей первой школой отделение раннего эстетического развития в ЕДШИ №11.

«В пять-шесть лет воспитанники Альбины Наилевны уже спокойно участвуют в городских фестивалях, а на фестивале для малышей «Беби-арт» – даже в 2,5 года, – комментирует нам деятельность групп раннего эстетического развития малышей в школе Ирина Владимировна Шершнева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Екатеринбургской детской школы искусств №11. – Когда ребенок начинает с раннего возраста заниматься развитием своих творческих способностей, он уже не видит свою жизнь без этого. Вырастая, эти ребята отличаются от других – их видно сразу, потому что они уже включены в творческую жизнь».

В программе этого практикума Альбина Наилевна поделилась, как заниматься развитием музыкальных способностей с детьми 3-5 лет, показав фрагмент урока с малышами – они пели, танцевали, инсценировали песенку, играли на музыкальных инструментах. Что интересно, преподаватель поддерживает детскую творческую инициативу: девочка предложила ввести в сценку дополнительную роль котенка, и Альбина Наилевна согласилась. Так уроки по развитию музыкальных способностей в этом возрасте становятся для ребят школой, где их учат активной жизненной позиции, инициативности.

Ирина Владимировна Шершнева показала мастер-класс из своего опыта работы по методикам Е.М. Попляновой и Е.С. Железновой. Ирина Владимировна адаптировала некоторые упражнения, задания из этих методик для детей 1,5-2 лет – по объему, темпу, ритму. На ее занятия малыши тоже приходили с мамами, которые активно участвовали в процессе. Мастер-класс представлял собой концентрированный набор вариантов упражнений, которые можно использовать в течение целого года: это и ритмика, и аккомпанирование песне на доступном музыкальном инструменте (бубне, маленьком маракасе, кольце от пирамидки, которую можно использовать как барабан), и веселые развивающие игры, и хоровые песни вместе с педагогом и мамой, помогающие малышам интонационно развиваться.

Заключительным мастер-классом стал урок лепки из пластилина для детей 4-5 лет «Лесной магазин», на котором Любовь Евгеньевна Щипицына, преподаватель групп раннего эстетического развития по изобразительному искусству, объяснила особенности восприятия детей разного возраста, которые диктуют определенный метод лепки – конструктивный или пластический. Дети до пяти-шести лет способны воспроизвести по картинке предмет или животное, разделяя их на понятные им фигуры. К примеру, цыпленок – это два шарика (туловище и ножки), клювик – конус и так далее. С определенного возраста дети уже способны из одного куска пластилина вылепить все животное пластическим способом, похожим на волшебство, где волшебник – скульптор, превращающий бесформенность в форму.

Преподавателям Екатеринбургской детской школы искусств №11 важно было поделиться опытом именно в виде практикума – наглядно.

«Очень мало где можно посмотреть программы, методику, конспекты урока, как вообще вести урок для детей от полутора лет, – делится Ирина Владимировна. – Если материал для ребят 4-5 лет можно найти, то в этом случае преподаватель нарабатывает все сам, собирая по крупицам. А форму практикума мы выбрали потому, что одно дело – послушать и записать конспект, а другое – увидеть живую детскую реакцию, что детям интересно и увлекательно, как это реализовывается в конкретном временном интервале. Это наглядно, и педагоги смотрят и видят, что ценного в этом примере, что можно видоизменить под свою ситуацию».

Отделению раннего эстетического развития в ЕДШИ № 11 имени Е.Ф. Светланова более десяти лет – за это время скопился педагогический опыт, который базируется на понимании и чувствовании ребенка. Все преподаватели, проводившие мастер-классы, говорили о том, что сами постоянно учатся, зачастую вместе с детьми, которым отдают свое время, свой талант, проявляя в них творческие качества, а взамен получая опыт и способность чувствовать и понимать особенности детского восприятия.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры