Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

06 Ноября 2019

Вдохновение на всю жизнь

В Детской музыкальной школе №2 прошли «Глинковские встречи»


Мне нравится!

Осенние каникулы 2019 года в памяти юных музыкантов, участвовавших в «Творческой академии «Глинковские встречи» в Детской музыкальной школе №2 им. Глинки, останутся на всю жизнь – об этом можно говорить со стопроцентной уверенностью. Играть на сцене с профессиональными музыкантами – уже практически будни этой школы. Педагоги пошли еще дальше, и теперь здесь играют музыку композитора на одной сцене с самим композитором – таким стал заключительный концерт творческой встречи Содружества школ, носящих имя М.И. Глинки, с участием дружественных коллективов Екатеринбурга, именитых московских музыкантов и композитора Вадима Давидовича Бибергана.

1 ноября в довольно просторном зале Детской музыкальной школы №2 было не протолкнуться – зрителей битком, а участников не вмещает уже не только помещение за сценой, но и фойе. Среди ребят мы случайно слышим разговор, в котором на вопрос: «Как ты провел каникулы?» – прозвучал ответ: «Мне было не до них – я был в музыке». А все потому, что концерт стал итогом недельной серии мастер-классов под общим названием «Творческая академия «Глинковские встречи». Ребята учились хоровому мастерству у Ларисы Николаевны Яруцкой, хормейстера, доцента кафедры академического хора СПбГИК; тонкостям исполнительства на баяне – у Максима Александровича Фёдорова, российского баяниста, преподавателя Московского Губернского колледжа искусств; на гитаре – у Владислава Викторовича Домогацкого, гитариста, преподавателя музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; на балалайке – у Владимира Николаевича Конова, профессора кафедры струнных народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс балалайки).

А еще для них прошел творческий вечер Вадима Давидовича Бибергана, композитора, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга, народного артиста Российской Федерации, на котором он делился творческими секретами, интересными историями, мыслями и размышлениями на тему роли музыки в жизни.

«Мне важно общаться с детьми, – говорит нам Вадим Давыдович. – Я не всегда согласен с тем, как проходит сегодня детское музыкальное воспитание, но меня радует, как оно складывается в Детской музыкальной школе №2 им. Глинки, когда дети радостно воспринимают процесс обучения, когда оно для них – прежде всего, творчество. И радует, что учатся они на прекрасной музыке – академической, классической. Именно эта музыка нужна для понимания жизни, того, зачем человек живет. Музыка и искусство добавляют жизни смысла. Музыка – это взгляд другого мира, духовного, ценностного – на наш мир, земной мир людей. Мало кто может объяснить, почему, когда человек слушает музыку, плачет. А мне кажется, что это потому, что до ее прослушивания он был на одном уровне, а после где-то на сантиметр приподнялся – произошел процесс очищения души, он сбросил груз».

В этот вечер в концертном зале школы прошел заключительный концерт творческой встречи Содружества школ, носящих имя М.И. Глинки, – коллективов Детской музыкальной школы №2 из Екатеринбурга (сводный хор и оркестр народных инструментов школы) и Детской школы искусств им. Глинки из Санкт-Петербурга (оркестр гитар). Помогали им создавать праздничное музыкальное настроение приглашенные гости: Вадим Давидович Биберган, Максим Александрович Фёдоров, Владислав Викторович Домогацкий, а также хоровые коллективы школ искусств Екатеринбурга: «Глория» (Детская музыкальная школа №7), «Кантилена» (Детская хоровая школа №2), «Славия» (Детская хоровая школа №2) и солисты. К примеру, как участник мастер-класса Владислава Домогацкого, в концерте принял участие гитарист Александр Молчанов из Детской музыкальной школы №5 им. В.В. Знаменского.

Список участников внушителен. Программа обширна – в ней и Бах, и Пьяццолла, и русские народные мелодии, и современные композиторы – Вадим Биберган, Виктор Козлов, Ефрем Подгайц, Сергей Смирнов, Сергей Кравчук (к тому же руководитель оркестра гитар ДШИ им. Глинки из Санкт-Петербурга). Одним из действенных моментов становится присутствие Вадима Давидовича Бибергана в зале во время концерта, а потом и на сцене – в качестве солиста (фортепиано) для оркестра народных инструментов музыкальной школы №2 (руководители Ольга и Евгений Дубовкины). Детский оркестр исполнил с композитором две его мелодии – грузинскую народную песни «Чонгури» в обработке Бибергана и «Любимую мелодию для фортепиано с оркестром», парафраз на тему Игоря Цветкова из кинофильма «Жизнь и приключения четырех друзей». А «Ария» прозвучала совместно со сводным хором Детской музыкальной школы №2. Такая уникальная возможность – исполнять на одной сцене с автором его произведения – останется в памяти юных музыкантов надолго.

«Я сидел в зале на репетиции, – поделился с нами перед концертом композитор, – смотрел на детей 8-13 лет, и думал, какими они будут через 60 лет. Сейчас это неизвестно, но я уверен, что когда они в свои 70 лет будут оглядываться на свою жизнь сквозь время и оценивать ее, то эта их будущая оценка во многом зависит сейчас от нас – от их педагогов, родителей, и от того, что мы вкладываем в них сегодня. Дети – это будущее, будущее на 50-70, а то и более лет вперед».

Завершился концерт исполнением кантаты «Красный кораблик» (муз. В. Биберган). На сцене были сводный хор Детской музыкальной школы №2 и Детской хоровой школы №2 (хормейстерами выступили Анна Арсентьевна Федорова и Лариса Евгеньевна Яценко) и оркестр народных инструментов (дирижер Ольга Дубовкина). Масштабным и напористым получилось это музыкальное выступление, наполняющее оптимизмом и решительностью, зарядом не только на ближайшее учебное время, но и на всю жизнь, как и общение с самим композитором.

А чтобы не быть голословными, приводим еще несколько цитат Вадима Давыдовича Бибергана:

«Я на спор могу, посмотрев на двух детей, сказать, кто из них учился музыке, кто нет. Потому что тот, кто учился, у него другая – повышенная – социальная ответственность, другой напор по жизни, другое отношение к миру, у него даже немножко другие движения. В нем уже есть начало культуры».

«Балалайка – академический инструмент, это настоящее, подлинное искусство, созвучное нашему, как сейчас модно говорить, менталитету, и играть на ней надо во фраке».

«Не перестаю рассказывать и каждый раз сам удивляюсь истории, в которой произошло первое упоминание о гуслях. Около Царьграда (когда-то Константинополя, сейчас Стамбула) в плен были взяты два молодых человека, которые стали говорить, что они славяне, что они на трубах не играют, а играют на гуслях, то есть они не воинственные люди, а люди музыкальные. Это был 591 год – VI век. Полторы тысячи лет прошло, а мы не изменились – мы люди музыкальные. Надо только помнить об этом».

«Интерес к музыке у меня проявился в 7 лет – это даже документально подтверждено: я в 1944 году написал отцу на фронт, что поздравляю его с орденом Великой Отечественной войны 1 степени, и поблагодарил за гармошку, которую он мне прислал. При этом я написал, что играю на ней Седьмую симфонию Шостаковича – так и написал «7 семфонию Шестоковича». Я только в школу начал ходить, музыке не учился и играл так: гармонь лежала на диване, мама ее растягивала, а я одним пальцем нажимал на клавиши, подобрав мелодию, как ее понял… Но сам факт, что в то время мальчик семи лет знал о существовании Седьмой симфонии Шостаковича и писал об этом отцу в письме – пример того, какими мы были. Эту музыку тогда передавали по радио. Классическая музыка была средой, в которой мы росли».

«Когда я учился в консерватории, то помню, как мы заранее узнавали, какой концерт будет передаваться, и прилипали к радио. Интерес был необычайный, равный по силе и воздействию к интересу, о чем пророк говорит, как нам жить дальше – так воспринималась академическая музыка в то время. Мы откладывали дела, меняли планы и слушали музыку. Сейчас же все завершается фразой: «Сохраню себе (из Интернета), будет время – послушаю».


«Чем дальше мы развиваемся технически, тем больше в нас пропадает чего-то духовного – не подумайте, я не брюзжу на молодое поколение, люди моего возраста тоже пропадают у компьютера. Это просто мое наблюдение, констатация факта. Техника постепенно заменяет нам всё, в конце концов, может заменить и нас самих».

«Я считаю, что нам нужно всеобщее обязательное музыкальное образование бесплатное для всех – без исключения. И не переживайте, таланты у каждого найдутся и раскроются. Главное, что уже через 10 лет мы получим качественно другую страну».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов