Поиск по сайту

07 Ноября 2019

Кадры для ДШИ как задача комплексная


Мне нравится!

В Москве состоялось первое заседание рабочей группы по развитию детских школ искусств и детских музыкальных школ под председательством министра культуры РФ Владимира Мединского. Центральной темой обсуждения стал кадровый вопрос. Он не только остро стоит, в том числе, перед екатеринбургской системой художественного образования, но и не раз поднимался местными экспертами на региональном и столичном уровнях.

Рабочая группа по вопросам развития деятельности детских школ искусств сформирована Министерством культуры в конце апреля этого года для экспертного обсуждения актуальных проблем, выработки предложений, оценки предлагаемых мер по совершенствованию образовательного процесса и введению инновационных направлений обучения.

Фото: пресс-служба Министерства культуры РФ

На прошедшем заседании Владимир Мединский заявил, что Министерство культуры в этом году проведет исследование потребности детских школ искусств в кадрах. «В детских школах искусств нужны профессиональные педагоги, их не хватает. Эту задачу надо решать комплексно, необходимо устанавливать тесную связь школ искусств и вузов, необходима, безусловно, программа социальной поддержки», – отметил министр культуры.

Кадровый голод в ДШИ – проблема, на которую представители сферы художественного образования Екатеринбурга не раз обращали внимание власти. Так, директор Детской музыкальной школы № 11 им. М.А. Балакирева Елена Батанова выступала на нескольких заседаниях Комитета Государственной Думы по культуре, где поднимала вопрос нехватки профессиональных кадров: «Если в детские художественные школы не придут молодые хорошо обученные преподаватели, через 10-15 лет система потерпит крах. Почти все вузы сейчас готовят будущих исполнителей, будущих звезд, а психолого-педагогическая и методическая подготовки будущих преподавателей детских школ искусств находится на очень низком уровне, и нам нужно заниматься решением этой проблемы. Учреждения среднего и высшего образования в области культуры должны начать рассматривать детские школы искусств как своего основного работодателя и формировать образовательные программы с учетом этого».

Вопрос дефицита кадров в системе художественного образования активно обсуждался в июне, в рамках Уральского культурного форума. Там Елена Батанова обозначила основную причину того, почему выпускники вузов не идут работать в детские школы искусств: низкий социальный статус профессии преподавателя формируется, в том числе, педагогами колледжей и вузов, пойти работать в музыкальную школу считается плачевной судьбой. Елена Геннадьевна отметила: «На данном этапе важно искать площадку для диалога представителей всех трех ступеней системы художественного образования – пусть это будет конференция или межрегиональный форум. Ведь если педагоги не придут в школы, система рухнет».

Кадровый вопрос стал одной из центральных тем XI Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат», прошедшей в Екатеринбурге в прошлом году. На панельной дискуссии «Кадры» были презентованы результаты опроса среди студентов творческих вузов Екатеринбурга о том, кем они себя видят в будущем. Стать преподавателями в детских школах искусств хотят немногие, среди обозначенных студентами минусов этой профессии – строгие рамки, создаваемые администрациями школ и не позволяющие молодым преподавателям творчески реализовываться, а также размер материального вознаграждения и очень трудная, по мнению многих, задача воспитания в детях любви к искусству. «Мы говорим студентам, что они должны преподавать, чтобы творчески развиваться – а они приходят в школы, где администрация пытается их приструнить, и очень жестко», – заметил преподаватель композиции, шрифта, руководитель отделения «Графический дизайн» Свердловского художественного училища имени И.Д. Шадра Максим Крюков.

На той же конференции были озвучены некоторые способы решения кадрового вопроса: директор Екатеринбургской детской школы искусств №12 им. С.С.Прокофьева Илья Коптев предложил начать с легких, но ярких проектов, которые бы вывели преподавателей из тени, ректор Екатеринбургской академии современного искусства Инна Ахьямова отметила, что зачастую ссузы и вузы недостаточно хорошо выстраивают отношения с работодателями, а школам нужно формировать запрос в высшие учебные заведения, какие именно специалисты им нужны.

На прошедшем на днях заседании рабочей группы Министерства культуры РФ ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе заявил, что для решения кадрового вопроса необходим целевой набор: «Надо ввести обязательную трехлетнюю отработку в регионах, если ты получил бесплатное образование. Сам выбери город, чтобы это не было принудительно, но ты не имеешь права уехать за границу».

Фото: пресс-служба Министерства культуры РФ

Владимир Мединский так сформулировал первостепенные задачи: «Мы должны четко понимать, какие у нас потребности, чтобы выстраивать кадровые расчеты, необходимо понимать масштабы художественных потребностей».

Помимо нехватки педагогов рабочая группа Министерства культуры займется изучением соотношения программ в детских школах искусств, вопросами их подчиненности и другими проблемами. Результатом деятельности группы должны стать поправки в законодательство, которые сделают работу ДШИ более эффективной.

 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов