Поиск по сайту

19 Ноября 2019

«От счастья поют и для счастья»

Детская школа искусств №11 провела фестиваль-конкурс «На стыке континентов»


Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Фото: Сергей Суворов
Мне нравится!

Второй Международный фестиваль-конкурс национальных культур «На стыке континентов» состоялся в Екатеринбурге на площадке Центра культуры и искусств «Верх-Исетский». Организаторами этого уникального и масштабного проекта выступили Екатеринбургская детская школа искусств №11 имени Е.Ф. Светланова, администрация Верх-Исетского района и Управление культуры Администрации города Екатеринбурга.

Среди целей проекта – сохранение национальной традиционной культуры народов России и популяризация фольклорного творчества. Программа – многоформатна и призвана показать разнообразие не только национальных культур, но и подходов к ней. В анонсе события были и конкурс, и фестиваль, и мастер-классы, и научно-практическая конференция, и большой сборный концерт, а также бонус – фольклорная вечерка с участием членов жюри конкурса. Участие принимали представители академического направления, народных хоров, фольклорных коллективов – профессионалов и любителей.

Именно в такой сложной и разнообразной структуре каждый нашел себе что-нибудь по душе, как и бывает в народной культуре, где знания, умения и навыки передаются лицом к лицу – от уже опытных к еще ищущим себя.

Традиция как основа и стержень личности, а творчество как ее развитие

На второй открытой научно-практической конференции «Воспитание детей на основе национальных традиций и культуры: опыт и перспективы развития» в рамках Международного фестиваля-конкурса национальных культур «На стыке континентов» обсуждали проблемы сохранения народной культуры и актуальные вопросы в исполнительстве.

Открыла конференцию Любовь Григорьевна Чепайкина, директор Екатеринбургской детской школы искусств №11 им. Светланова, обозначив важность одновременного существования множества проявлений народной культуры, которое организаторы постарались отразить в программе. Особое внимание Любовь Григорьевна обратила на проблемы формирования поликультурной компетентности подрастающего поколения, сохранения и развития традиций народной культуры, возможности ее применения в сфере дополнительного художественного образования.

Модератором конференции выступил Вячеслав Александрович Печняк, этнолог, ведущий методист государственного автономного учреждения культуры Свердловской области «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала», преподаватель Екатеринбургской детской школы искусств №11 имени Е.Ф. Светланова.

Первой на сцену вышла Татьяна Ивановна Молчанова (Москва), этномузыколог, доцент кафедры русского народно-певческого искусства Московского государственного института культуры, руководитель фольклорного ансамбля «Междуречье», лауреат международных конкурсов и фестивалей. Погрузив в исторический экскурс интереса государства к фольклору, Татьяна Ивановна сразу же обозначила проблемы понимания, что такое народная культура, ее отличие от «лакированной конфеты, представляемой на экспорт вместе с балетом и оркестром».

Фольклор в конце 1980-х годов окончательно отстроился от массовой культуры. С 2007 года в государственный стандарт всемирного реестра специальностей внесена специальность – этномузыколог (специалист, который способен отличить академический хор, исполняющий народную песню, от фольклорного коллектива и тем более от носителя народной культуры – исполнителя). Сейчас в стране проходят две программы поддержки народного творчества: актуализация нематериального духовного наследия и возрождение казачества. Плюсы: все больше людей подключаются к сохранению и изучению фольклора, больше материала вступает в оборот; минусы – появляется больше мистификаций и фальсификаций. «Растим нового монстра» – охарактеризовала этот процесс Татьяна Молчанова. И уточнила, что нет профессионального отбора материала, происходит иногда чудовищное стилистическое смешение в сценариях «народных праздников», когда организаторы «не вникают в глубинные структуры» (к примеру, на казачьем празднике поют в микрофон, звучит «Калинка-Малинка», а ведущий в костюме нептуна с гуслями) и делают из народной культуры безвкусное пугало.

«Я против того, чтобы народный хор, поющий стилистические обработки, в угоду моде называли фольклорным коллективом. Есть разные направления, и каждое должно развиваться по своему закону. Самый главный из них – мировоззрение в основе. Все, что является авторским творчеством, развивают авторы, отдельные личности. Традиционную культуру развивают не авторы, не отдельные художники, ее развивает только народ, большое коллективное бессознательное, а мы можем наблюдать, собирать, сохранять и транслировать в неизменном виде. «Улучшать», как нам кажется, нельзя. В традиционной культуре, не авторской, человек не вершина мироздания, он только часть его».

Есть фольклор сценический, есть аутентичный – это надо различать. Нам еще предстоит научиться это делать, а в Венгрии уже сделали. Об этом рассказал Рихард Кёкень (Будапешт, Венгрия), руководитель танцевальной группы Венгерского Государственного фольклорного ансамбля, лауреат премии Дюла Харангозо, мастер народного творчества, обладатель «Золотой шпоры».

Сам танцор, при этом 30 лет педагогического стажа, Рихард Кёкень гармонично совмещает в своей деятельности теорию и практику. Он тоже рассказал об истории интереса государства к народной хореографии и сделал вывод, что есть много общего между нашими странами, но в один прекрасный момент Венгрия пошла дальше. Кстати, опыт Венгрии по сохранению венгерского народного танца признан ЮНЕСКО лучшей практикой по сбережению нематериального наследия. Рихард рассказал о принципах, которые помогли, к примеру, примерить народную традицию и современную культуру, модерн, современный танец.

«Изменение – суть творчества, любое застывание – тупик. Традиция может быть современной и прогрессивной. Традиция и модернизм могут быть вместе. Традиция – это не хранящийся в запасниках музея материал, а живое актуальное наследие, живой язык. Образное и концептуальное обновление для жизни традиции неизбежны.

Отношения современного человека убыстряются, на нас пытается влиять глобальный мир, и, чтобы не потеряться, человеку нужна традиция, но она, при этом, должна быть ему интересна, не существовать в застывшей форме. Традиционная культура – много личных путей, потому что культура проявляет принцип дальнейшего действия. Традиционная культура должна обращаться на современном языке к человеку. Если возникает неопределенность и ощущение изжившей себя формы и содержания, то человек внутри этого тоже ощущает себя выкинутым за рамки времени, он не способен стать частью изменений. Надо понимать, что мы сейчас представляем культуру, которая была 100 лет назад и более, она без нас не существует. Новшества, принятие неизвестного – это тоже творческий процесс, это воспитание своего зрителя. Народная культура живет тогда, когда публика проявляет к ней интерес. Ее нет на архивных полках, она должна быть живой».

Модернистский подход проявляется в том, что Театр народного танца в Венгрии использует современные средства выражения и модерн: не стилизации, а целые элементы в хореографии из народного танца с сочетанием танца модерн, к примеру. Театр опирается на изучение современного зрительского восприятия, добавляя перемещение оркестра по сцене, быструю смену декораций, костюмов, используя медиа.

Свой доклад представил и Олег Анатольевич Щукин (Москва), этномузыкант, мультиинструменталист, собиратель и исполнитель фольклора, педагог по вокалу, композитор, руководитель фольклорного ансамбля «Слобода» и «Московского хора рожечников». Основной тезис – недостаточность подпитки современной академической и эстрадной культур в фольклоре и народной культуре, недостаточная актуализация фольклора. При этом он видит проблему именно в образовании – в том, что будущих профессиональных музыкантов недостаточно знакомят с настоящими образцами фольклора, не учат искать их, ценить, ценить мелодику русского языка.

«Вам (Докладчик обратился к студентам Музыкального училища им. Чайковского в зале. – Прим. авт.) надо, прежде всего, определиться, являетесь ли вы сами носителями традиционной народной культуры или нет. Наполняйте себя образцами настоящего искусства – и они найдут выход в вашем творчестве».

О сглаживании национальных конфликтов через искусство и культуру рассуждал Фарух Мамадалиевич Мирзоев, председатель правления Свердловской региональной ассоциации обществ объединений «Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области». Он напомнил, что на территории Свердловской области проживают 160 национальностей. И такому «уживанию» помогает сохранение самобытности и традиции всех культур, при этом общий язык при сохранении родного – русский – способствует диалогу.

Гули Раззаковна Хамраева (Ташкент, Узбекистан), народная артистка Республики Узбекистан, доцент Ташкентской государственной Высшей школы национального танца и хореографии, лауреат международных конкурсов, лауреат государственной премии Республики Узбекистан, рассказала о традиции и особенностях узбекского танца, о том, как в республике сохраняют и следят за тем, чтобы не засорять традиционный узбекский танец. Кроме того, Гули Раззаковна рассказала о трех школах узбекского танца: ферганском, бухарском, хорезмском танце.

«Чтобы делиться традицией, надо сохранять традицию проведения многонационального международного фестиваля – не только конкурса».

Николай Вячеславович Зайцев, художественный руководитель Уральского государственного академического русского народного хора, стал представителем еще одного варианта развития народной культуры – академического русского народного хора, обозначив проблемы и перспективы развития народного сценического искусства.

Терминология помогает пониманию, заявил докладчик, и развел понятия этномузыкологии, реконструкции и профессионального народного хора и авторской интерпретации в разные углы. В последнем случае имеет место быть индивидуальное художественное видение. Какое оно будет, зависит от вкуса, образования человека, который этим занимается.

«Если мы обратимся к Большой советской энциклопедии, то мы увидим, что народный хор – это жанр эстрады. К сожалению, в XXI веке эстрады нет, есть шоу-бизнес».

Артист народного хора универсален как народный исполнитель – он и поет, и играет, и танцует.

Николай Вячеславович рассказал, что, по его мнению, существует проблема восприятия того, что происходит на сцене: многие произведения устарели художественно, не только идеологически, но современных композиторов, способных делать отвечающие современности обработки или авторский материал на основе фольклорного, почти не осталось.

«Чем должен заниматься народный хор? Он не собирает фольклор, он интерпретирует материал. Я считаю, что победа народного хора в его региональности – от костюма до материала. А проблема в том, что современному народному хору требуется новая музыка, потому что есть новое восприятие темпа и ритма. Какое у народного хора будущее? Я считаю, что шоу не будет, потому что качественное шоу дорого и встает вопрос финансирования. Может ли быть народный хор некоей моделью поющего села с опорой на этномузыкологию? Возможно. В XXI веке все решает личный выбор. Как вы это сделаете, для себя ли будете работать или для зрителя, самое главное – не по́шло и чтобы это несло в себе смыслы. Для меня самого пока вопрос дальнейшего развития народного хора остается открытым, об этом надо думать».

Принятие мира и себя как частицы этого мира

Представив все разнообразие подхода к народной традиции, конференция продолжилась мастер-классами, которые давали Рихард Кёкень по венгерскому танцу и Татьяна Молчанова, развеивавшая стереотипы в фольклорном вокальном исполнительстве.

По дружному стройному топоту на сцене «Верх-Исетского» казалось, что эти люди танцуют вместе давно, а танец им хорошо знаком. Может, надо еще пару раз закрепить, но точно знаком. Но это не так – многие видят друг друга в первый раз, а в центре зала и вовсе человек, который в Екатеринбурге впервые – Рихард Кёкень. Улыбки, танцы, шутки, которые спешит переводить с венгерского переводчик, – так, участники не замечают, что они, не отдыхая, двигаются уже час с лишним. Через полтора часа – все уставшие, но довольные. В конце концов, даже не зная языка, в танце мы друг друга понимаем.

А вот на мастер-классе Татьяны Молчановой время летит еще незаметнее. Коллективы выходят, поют народные песни, преподаватель их поправляет, как это должно звучать именно в народной, не академической традиции, рассказывает о нюансах – о голосах и подголосках, о позах, надстройке главного голоса по отношению к мелодии, спадах, подъездах и множестве других вокальных тонкостей. А попутно выстраивает картину мира фольклорного исполнителя, разрушая стереотипы поведения современных сценических исполнителей фольклора, вот по этим направляющим.

«Народный исполнитель – это человек, который поет красивое и исключительно для себя – у него нет зрителя. Он или они (к примеру, девушки за работой) поют для себя, потому что отвлеклись от ежедневных трудов. Для них петь – радость, а не работа. Не чувствуйте себя артистами на сцене – вы не работаете сейчас».

«Человек, певший эту песню, пел ее от счастья и для счастья – собственной радости, не радости публики».

«Народная культура транслирует приятие мира и себя как частицы мира».


«Железного занавеса между народными исполнителями и теми, кто его слушает, нет: это любимые, друзья, родственники, односельчане».

«Жесты девушки, которая пела эту песню много лет назад, были наполнены воздухом, она не была зажата, потому что знала, о чем поет».

«Сделайте сами хоть одну расшифровку записи. Это полезно. Вы все сразу для себя поймете: на какой высоте бывают спады, как используются разные подъезды. Это сделает вас более качественным исполнителем».

«Фольклорное пение – это множество мест проявления: не громко и звонко, а объемно».

«Главное в песне – в мелочах. Все это и составляет исполнительское мастерство определенного региона, его песенную традицию».

Путешествие в разнообразный мир народной культуры

Ярким впечатляющим праздником в этот день стал гала-концерт конкурса «На стыке континентов». Отобранные накануне из 825 исполнителей участники концерта – это сливки народных и фольклорных коллективов и исполнители вокального искусства, игры на народных инструментах, национальных и этнографических танцев.

Вот, песенная традиция Владимирской области представлена семейным трио, а вот бойкие девчушки в красивых и необычных для нас народных костюмах познакомили нас с песенным богатством Удмуртии. А еще Курган, Челябинск, Омск, Новосибирск, Свердловская область, разнообразные коллективы Екатеринбурга, представленные национальными диаспорами! Жюри было сложно это оценить, но они справились.

Кстати, о жюри: в его состав в этом году приглашены – Рихард Кёкень (Будапешт, Венгрия), Гули Хамраева (Ташкент, Узбекистан), Татьяна Молчанова (Москва, Россия), Олег Щукин (Москва, Россия), Николай Зайцев (Екатеринбург, Россия), Надежда Романько (Екатеринбург, Россия).

 

Олег Щукин тоже поднялся на сцену во время гала-концерта, чтобы показать наглядно юным музыкантам традицию. Еще профессиональный творческий пример показывал муниципальный коллектив «Иван да Марья».

 

Смотрите фотоотчет об этом красивом и ярком празднике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоит отметить, что сюрпризом и бонусом для конкурсантов стала фольклорная вечерка «Кузьма-Демьян, приходи в гости к нам» с участием членов жюри, которая прошла 16 ноября, но о ней в другом материале.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры