Поиск по сайту

26 Июня 2020

Музейные немелочи: действующий офортный станок Спартака Киприна

Место хранения: Детская художественная школа №2 имени Г.С. Мосина


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

Проект «Музейные немелочи» был задуман как репортаж о «жизни» одного музейного экспоната, который бы позволил зрителю, не погружаясь в музейное пространство, познакомиться с его историей. «Героями» становятся экспонаты из фондов муниципальных музеев, музеев и немузеев школ искусств, музеев при центрах культуры – тех собраний, где пытаются что-то сохранить. Но сохранять – это не только хранить при определенной температуре и влажности, но и транслировать обществу смыслы, связанные с этим объектом, чтобы он жил. Мы решили помогать музеям как раз в этом – транслировать то, что они сохраняют.

Музей одной вещи в этот раз посвящен дару и дарителю. Перед нами действующий экспонат – станок для офортной печати, который бережно хранится и используется в Детской художественной школе № 2 имени Г.С. Мосина.

Художники всегда учились у художников. Мастерские, в которых шлифовался талант, строились на том, что старшие передавали умения и навыки младшим, – так осваивалась техника. А вот творческое видение и умение придать смысл жизни – это уже индивидуальный дар каждой личности, но и для его развития нужна особая среда, пронизанная идеями. Иногда рассказать и «объяснить на пальцах» сложно, а вот нарабатываемый опыт, метод проб и ошибок оказываются самыми действенными. Именитые художники могут давать мастер-классы, а могут незримо присутствовать, давая возможность пробовать вслед за ними. Музей одной вещи в этот раз мог бы быть посвящен дару и дарителю, а еще идее поддержки того, что тебе важно, в последователях и преемниках, в важности формирования среды для творчества.


Вот, что нам рассказала о станке Екатерина Николаевна Черемных-Шмелева, методист Детской художественной школы №2 имени Г.С. Мосина, руководитель городской методической секции преподавателей-художников:

– Этот станок для офортной печати был выпущен в 1960 году производственным комбинатом Художественного фонда СССР в г. Подольске. Главная ценность станка состоит в том, что на нем работал известный уральский график, член Союза художников России Спартак Семенович Киприн (1930 – 1986). Стоя над ним, художник создал монументальные графические серии «Урал первых пятилеток», «Мой современник», «Строители Уралмаша».

Более 10 лет назад станок был получен Детской художественной школой № 2 имени Г.С. Мосина в дар от Гюльнары Спартаковны Родионовой, дочери художника, чтобы на Урале продолжалась школа офорта и у юных художников была возможность пробовать себя в этой технике.

Уже много лет станок используют в нашей школе преподаватели по станковой композиции: Татьяна Олеговна Бурнатова, Юлия Дмитриевна Гармонина, Сергей Александрович Малышев. Под их чутким руководством учащиеся с огромным интересом работают над созданием линогравюр (способ гравирования на линолиуме) и гравюр на оргстекле. Выпускные работы, выполненные в этих техниках, хранятся в архиве школы.

Особенно заслуживает внимания и то, что несколько раз Детская художественная школа № 2 имени Г.С. Мосина предоставляла станок Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, где его использовали российские и зарубежные художники для мастер-классов в рамках Международного фестиваля меццо-тинто.

Слово дарителю – Гюльнаре Спартаковне Родионовой, градостроителю, почетному архитектору России, дочери Спартака Киприна:

Спартак Киприн

– Спартак Семенович Киприн вошел в историю уральской художественной культуры как яркий представитель так называемого «сурового стиля». Это было время 60-х годов прошлого столетия, когда наступила Хрущевская оттепель и было время надежд и ожиданий более свободной жизни. В нашем городе, тогда Свердловске, сложилась очень сильная группа художников-единомышленников: Виталий Волович, Миша Брусиловский, Спартак Киприн, Анатолий Калашников, Герман Метелев, Владимир Чурсин и многие другие.

Художники в мастерской

Спартак Киприн плодотворно работал в книжной графике, много лет был иллюстратором журнала «Уральский следопыт». Со временем художника заинтересовала техника станковой графики – линогравюры. Увлеченно работая в этой технике, он обрел свой индивидуальный художественный почерк, стилистические и технические особенности. Главной темой в творчестве Спартака Киприна стала тема труда. Появились прекрасные серии об истории Уральского края, строительстве и работе Уралмашзавода, а также природные и индустриальные (городские) пейзажи.

Спартак Киприн. Линогравюра «Июльские грозы»

Что такое техника линогравюры? Вначале рисуется эскиз, потом через зеркало (при печати пойдет зеркальное изображение) этот рисунок переносится на специальный линолеум и режущими инструментами вырезаются ложбинки – будущий рисунок, потом на линолеум валиком наносится специальная типографская краска и… вот тут-то нужен станок! Это большая станина, подвижная плоскость для листа линолеума и два обжимающих валка. На лист линолеума с краской кладется бумага и прокатывается между валками. Примерно также она делается и в других материалах: ксилография – на дереве, офорт – на металле, литография – на камне.

Спартак Киприн. Линогравюра «Строители Уралмаша»

К сожалению, когда отца не стало, станок простаивал. Надо отметить, что в свое время его было довольно трудно приобрести – только по «распределению» уже зарекомендовавшим себя художникам. Несмотря на развивающуюся технику компьютерного оформления книг, было очень жаль терять эту культуру станковой гравюры, потому что она дает совершенно особый эффект и восприятие произведения. В этих техниках работали Леонардо да Винчи, Гойя и другие великие мастера вплоть до конца XX века. Я думала, что хорошо бы учить этому мастерству подрастающее поколение будущих художников. И 10 лет назад, пообщавшись однажды с Аленой Андреевной Тишиной, директором Детской художественной школы №2 имени Мосина, решила реализовать свою идею.

Спартак Киприн. Линогравюра. Центральная часть триптиха «Земля»

Нашлись единомышленники – тяжеленный станок разобрали и по частям перевезли в одну из мастерских художественной школы на улице Чапаева. С ним же переехали ножи-резаки, валики для нанесения краски – и станок обрел новую жизнь! Нашлись преподаватели, владеющие техникой линогравюры, и теперь они обучают своих учеников. Может быть, кто-то из них решит стать художником и будет работать именно в этой технике.

Я очень рада, что не только работы Спартака Киприна, но и техника линогравюры продолжает жить в этом городе благодаря усилиям преподавателей художественной школы.

Работы учащихся Детской художественной школы №2 имени Г.С. Мосина, выполненные на станке

Марина Неупокоева (13 лет), лауреат III степени V Областной выставки-конкурса творческих работ учащихся ДХШ И ДШИ «Печатная графика» (Нижний Тагил), «Весна в городе», 2019 г., линогравюра, преподаватель Сергей Александрович Малышев.

Альфия Мингалимова (16 лет), лауреат I степени V Областной выставки-конкурса творческих работ учащихся ДХШ И ДШИ «Печатная графика» (Нижний Тагил), «Будний день», 2019 г., гравюра на оргстекле, преподаватель Татьяна Олеговна Бурнатова.

Екатерина Неугодникова (15 лет) «Затерянный мир», 2019 г., гравюра на оргстекле, преподаватель Татьяна Олеговна Бурнатова.

Редакция выражает благодарность Гюльнаре Спартаковне Родионовой за предоставление архивных фотографий и линогравюр Спартака Киприна для материала.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры