Поиск по сайту

19 Августа 2020

Уроки творчества на социальной дистанции

Какие условия для безопасного обучения создают детские школы искусств


Автор: Елена Азанова Автор: Елена Азанова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Детские школы искусств Екатеринбурга готовятся к новому учебному году всерьез: разрабатывают собственные стратегии организации учебного процесса на период пандемии, стараясь учесть потребности учеников, их родителей и педагогов и при этом обеспечить их безопасность. Условия у каждого учреждения свои: площади, профили обучения, численность детей. Мы опишем несколько подходов, но понятно, что они будут со временем отшлифовываться и встраиваться в жизненные коллизии.

 

Задача – найти свое решение

В этом году количество желающих поступить в детские школы искусств Екатеринбурга увеличилось на 1500 человек. В Управлении культуры, которое выполняет функции учредителя по отношению к ДШИ, связывают это с продлением срока подачи заявлений. Обычно их принимали до 25 мая, но ситуация с заболеваемостью коронавирусом в начале лета была очень непредсказуемой, поэтому границу сдвинули до 1 августа. Большинство заявок поступило через Госуслуги – электронная запись в сложившихся обстоятельствах тоже сыграла положительную роль. Кроме того, перенеслись сроки вступительных испытаний на предпрофессиональные программы, они проходят с 17 по 27 августа.

В обычных обстоятельствах растущая популярность, востребованность услуг стала бы для детских школ искусств поводом для гордости. Но сегодня их руководители напряженно размышляют о том, как разместить на своих площадях имеющийся контингент. Ведь в новом учебном году приоритеты дополнительного образования сместились в сторону обеспечения безопасности здоровья детей, педагогов, родителей. Создание необходимых условий для обучения и преподавания порождает множество вопросов. Как выдать все часы по программе участникам оркестров и ансамблей? Как сохранить интерес детей к предмету при частичном выходе на дистант? Как настроить педагогов на работу в новом режиме, когда место в расписании определяется «производственной необходимостью», а не личными желаниями и возможностями? И это лишь те вопросы, которые возникли до начала учебного процесса...

«Мы дали руководителям детских школ искусств поручение разработать индивидуальные «дорожные карты» – своеобразные антикризисные меры, новые подходы к организации учебного процесса в условиях пандемии, – рассказывает заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елена Викторовна Соколова. – Мы специально не давали готового универсального решения, потому что все учреждения находятся в совершенно разных условиях: площади, образовательные программы, количество контингента. Слушая руководителей во время приемки школ, удивляешься, насколько разные модели ими предложены. Конечно, были трудности с обеспечением медицинским оборудованием (термометры, санитайзеры и так далее). Школы частично решили эту проблему с помощью внебюджета, хорошо, что согласились помочь районные администрации: после закрытия смен в загородных лагерях они передадут во временное пользование имеющиеся на их балансе средства защиты».

«Дорожные карты» и их побочные эффекты

«Дорожные карты» детских школ искусств на период пандемии отличаются, главным образом, способами разведения потоков детей. Например, в Екатеринбургской детской школе искусств №15 учащиеся музыкального отделения займут кабинеты первого этажа, учащиеся театрального отделения – пространство второго, время начала занятий у тех и других будет разным, что позволит исключить пересечения в коридорах и раздевалке. Ребята будут приходить на пары – два урока по 40 минут с 10-минутным перерывом и 20-минутным перерывом между парами. Переходить из кабинета в кабинет станут не дети, а педагоги. На групповых занятиях в маленьких кабинетах разместится максимум 6 человек, в больших – 9. Между сменами предусмотрен 20-минутный тайм-аут с работой двух дежурных педагогов на входе в школу.

«При разработке «дорожной карты» мы обозначили перед собой цель – не допустить стихийного развития ситуации. Как это сделать? Прописать все шаги, сделать памятки – четкие инструкции для администрации школы, педагогов, детей, – говорит директор Екатеринбургской детской школы искусств №15 Елена Мурахтанова. – Каждый педагог должен знать, когда нужно проветрить помещение, включить рециркулятор, когда он может пообедать и когда должен проконтролировать своевременный уход учеников. Неделя полностью распланирована. Да, меры жесткие, но они временные. Мы попытались донести это до наших педагогов. Ситуация серьезная, но, если мы вместе это переживем, нам уже ничего будет не страшно».

В Детской музыкальной школе №3 им. Д.Д. Шостаковича дефицит площадей. Директор Елена Усанова шутит, называя ее «школой, лишенной социальной дистанции». «У нас очень маленькие кабинеты, холл – 10 метров. В обычное время, когда идет учебный процесс, в гардероб нужно протискиваться, – улыбается она в трубку. – При этом в нашем «теремке» 483 ученика учится, и стандартные решения тут не пройдут. Казалось бы, самый правильный выход – перенести групповые предметы на дистант. Но для нас это неприемлемо, потому что мы детей в течение апреля и мая не видели. Нам нужен рывок для запуска учебного процесса! И мы решили для групповых занятий (слушание музыки, сольфеджио, музлитература, ритмика) максимально использовать актовый зал. Поставили в нем 12 парт – именно столько детей здесь одновременно сможет заниматься, к ним будут приходить педагоги. Помещение большое, есть окна, которые можно открывать на переменах».

Подход к разведению потоков на групповые занятия в ДМШ №3 – классовый, и это не шутка. В сентябре ходят в школу, то есть занимаются очно, ученики 1, 2, 3 и 8 классов, а ребята 4, 5, 6 и 7 классов учатся заочно. В октябре они меняются. Внутри очного потока также есть разделение по дням недели: понедельник – занятия групп 1 класса, вторник – 3-го класса, среда – 8-го, четверг – группы развития и так далее. Между уроками – 20-минутный перерыв, чтобы избежать скопления детей, их должно быть в школе не более 30.

Все индивидуальные занятия будут проходить очно, с этой целью будут составлены графики посещений. Уроки хора – наоборот, полностью на дистанте.

«Меня утешает мысль, что на данном этапе всё возможное и от нас зависящее мы сделали, – считает Елена Валерьевна. – А дальше – жизнь подкорректирует».

В Детской школе искусств №12 потоки учеников будут разделять с помощью лестниц и двух входов-выходов. По одной лестнице дети поднимаются на уроки, по другой – спускаются, чтобы идти домой. Через центральные двери педагоги и учащиеся заходят, через калитку – выходят. Также задействован и оборудован актовый зал для проведения групповых занятий. Часть предметов, если расписание не сложится, тоже придется вывести в онлайн. «Наши педагоги к этому готовы. Есть преподаватели, которые еще весной записали более 20 видеоуроков, в частности, по живописи, – рассказывает директор школы Ольга Бойкова. – Мы вынуждены отказаться на время от занятий оркестров и ансамблей, но все часы по программам будут выданы в течение года. Конечно, придется задействовать в расписании все дни недели, включая воскресенье, и педагоги не смогут выбирать удобные для них дни. Всю необходимую актуальную информацию мы выкладываем на сайте школы и в группе ВКонтакте».

В Детской музыкальной школе №7 им. С.В. Рахманинова серьезных проблем с площадями нет. Ближайшая общеобразовательная школа закрылась на капитальный ремонт, и руководство надеется, что это позволит равномернее распределить потоки по сменам. Пока принято принципиальное решение – разделить коллективы на групповых занятиях пополам, в каждой из половин будет не больше 10 человек. Группа будет появляться в школе раз в две недели, то есть один урок ей планируется давать очно, один – заочно. Хоровые занятия здесь решили не отменять, ведь хоровое пение – это «коронка» школы Рахманинова. Они будут проходить в большом зале. Для сохранения индивидуальных занятий в ДМШ №7 тоже есть все необходимое.

«Я надеюсь, что мы переживем сентябрь в таком режиме и постепенно будем возвращаться к нормальной жизни», – говорит директор Детской музыкальной школы №7 им. С. В. Рахманинова Елена Бартновская.

Здесь вас понимают

Некоторые руководители детских школ искусств Екатеринбурга признаются, что сталкиваются с сомнениями родителей – безопасно ли отпускать ребенка в еще один коллектив, помимо класса в общеобразовательной школе. Как вариант можно рассмотреть дистанционную форму обучения, которая во всех школах предусмотрена.

Родителям также важно понимать, насколько строго будет контролироваться вход в учебное заведение. Мы выяснили последовательность действий администраций ДШИ при обнаружении ребенка или взрослого с температурой. «Мы действуем в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, установленными на период риска заражения коронавирусной инфекцией, – поясняет Елена Мурахтанова. – Если у человека на входе в школу зарегистрирована повышенная температура, эти данные тут же записываются в журналы термометрии (их два, для взрослых и детей), отмечается, когда, кем и во сколько сделан замер. Заболевший изолируется в отдельном кабинете, ответственный звонит родителю и в «Скорую помощь», а администрация школы в течение 2-х часов любым доступным способом должна сообщить в Роспотребнадзор».

Другое часто высказываемое сомнение – качество занятий музыкой на дистанте. Онлайн за время пандемии людям надоел, и родители понимают, что не всем предметам можно обучаться в Zoom. Поэтому ДШИ максимально стараются сохранить очную форму обучения, если для этого есть безопасные условия. На заочку чаще всего выводятся дисциплины, качество освоения которых не должно от этого сильно пострадать: живопись, сольфеджио, слушание музыки, музлитература.

Конечно, в новых обстоятельствах нужно будет научиться жить. В одних школах искусств с этой целью разработаны памятки для всех участников образовательного процесса, в других информация регулярно выкладывается в мессенджерах и соцсетях. Директор Екатеринбургской детской музыкальной школы №12 им. С.С. Прокофьева Илья Коптев предложил еще одно креативное решение – сделал забавные видеоролики, обучающие, как себя вести в школе во время пандемии детям, педагогам, родителям. Мы их обязательно разместим на нашем сайте и в соцсетях, чтобы показать, как детские школы искусств скучают по детским голосам, а педагоги – по успехам своих учеников.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры