Поиск по сайту

01 Октября 2020

Окей, Гоголь: как мотивировать ребенка заниматься музыкой

Говорим о мотивации


Мне нравится!

Мы смотрим, с какими запросами к нам на сайт заходят читатели из поисковых систем. Часто эти вопросы конкретны и интересны, необычны настолько, что и нам хочется узнать на них ответ. Тогда мы собираем информацию сами или обращаемся за ответом к экспертам. В этот раз мы попытаемся ответить на вопрос, как мотивировать ребенка на занятия музыкой, и помогают нам в этом преподаватели Детской музыкальной школы №2 им. Глинки.

Вопрос о мотивации актуален всегда, не только в детском возрасте, потому что мы все в течение нашей жизни постоянно осваиваем навыки, решаем задачи, заучиваем информацию, пытаемся овладеть знаниями. Если в детстве нас «научили учиться», то делать это во взрослом состоянии уже значительно проще. В комплекс «научили учиться», помимо механизмов нахождения знаний, проверки информации и отработки навыков, обязательно входит и мотивация.

Мотивация – это термин из психологии, объясняющий наш внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация – это те самые «кнут или пряник», наказание и поощрение. И педагоги, и психологи говорят о том, что внешняя мотивация в таком продолжительном деле, как получение образования (это более десяти лет, если говорить об общем среднем, а тем более, еще и профессиональном образовании), больше вредит и нарушает процесс воспитания самостоятельной личности. Внутренняя мотивация – это внутреннее желание что-либо сделать, осознанный подход к процессу; человек понимает, почему ему важно сделать то или иное действие, и начинает испытывать удовольствие от самого процесса. На внутреннюю мотивацию работает множество факторов (интерес, потребности, цели, желания, уверенность в себе, чувство удовлетворения от своего труда, самореализация). К примеру, есть те, кто с азартом разбирает сложные задачи, с радостью погружается репетировать то, что не получается, – эта категория людей двигается внутренними побуждениями. Тогда как зависимый от внешней мотивации будет выбирать легкие пути и задания, тянуть время до последнего, чтобы выполнить быстро задание, не акцентируясь на процессе, и представить то, что вышло – результат, и уже за это получить свое долгожданное наказание или поощрение.

Занятия музыкой – сложная система освоения знаний, умений и навыков. Здесь без внутренней мотивации не обойтись. А после разговора с преподавателями Детской музыкальной школы №2 им. М.И. Глинки мы поняли, что мотивация должна быть не только у ребенка, а у всех трех участников процесса: педагог – ребенок – родитель.

Игорь Евгеньевич Киселев преподает в школе игру на одних из самых эмоциональных и энергетически емких инструментах – ударных. Это человек-харизма. Его методика преподавания строится на его личности. Он учит так, как играет: ярко, зажигательно. Если говорить о детях, то они тянутся к такому преподавателю. В этом случае мотивация формулируется фразой: «Я тоже так хочу!» В педагогике пример социально значимой для человека группы людей или отдельной персоны (то, что можно назвать словом «кумир») считается мощным мотивационным ресурсом.

«Говорите ребенку, что если он хочет играть ту музыку, которая нравится ему, то надо заниматься, – советует Игорь Евгеньевич и называет еще один «двигатель прогресса». – Мы совместно с ребятами выбираем музыку, которая им нравится, потому что интерес – это одна из мотиваций. И начинать осваивать этот материал надо со сложных мест – разобрать их с ребенком, отработать». Это делается для того, чтобы у юного музыканта был закрепленный алгоритм работы, который он сможет использовать и самостоятельно. Так называемая «удочка, а не рыба», с помощью которой он может параллельно процессу обучения проявлять свой интерес в самостоятельном освоении материала, который ему нравится.

Гениальный педагог-скрипач Петр Соломонович Столярский часто повторял фразу: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». И действительно, за каким гениальным музыкантом не стоит мама (бабушка, дедушка, папа или какой-либо другой родственник)? Если проводить исследование на тему «Мамы и их роль в судьбе великих музыкантов», то наберется увесистый том, в том числе раскрывающий и секреты мотивации детей на занятия музыкой.

Об этом же говорит и Софья Александровна Выгодская, преподаватель по классу фортепиано Детской музыкальной школы №2: «Вопрос с мотивацией у ребенка сейчас довольно сложный – есть множество развлечений и занятий, где не надо особенно выкладываться, где не задают домашних заданий и не надо что-то осваивать. Но по-прежнему в процессе образования важны родители. Их постоянный интерес в музыкальном образовании – это залог успеха. Этот интерес не сводится к интересу избавиться от ребенка на пару часов, пока он в музыкальной школе. Важно быть вместе с дочерью или сыном в процессе, иметь общие музыкальные впечатления, регулярно посещать музыкальные события (концерты, спектакли), разговаривать о музыке в семье и слушать ее. Все это просто осуществить, если родителю самому интересно».

Как это сказывается на мотивации? Очень просто. Общие интересы семьи – это среда, в которой растет и развивается ребенок. Обучиться музыке – приблизиться к родителям, которые для малышей являются идеалами. В подростковом возрасте родители в этом процессе тоже важны, но уже по-другому, они важны своей поддержкой. К примеру, давайте посмотрим на зал во время концертов малышей – он полон родителей, которые восхищаются своими детьми. А на зал во время концертов тринадцатилетних? Но они ведь тоже хотят, чтобы родители следили за их успехами, хвалили их, просили сыграть, ходили на концерты, фотографировали и приносили цветы.

«За мои 58 лет работы педагогом у меня было много учеников – детей рабочих, тех, кто только переехал в город из деревни, – вспоминает Софья Александровна один из самых ярких примеров родительской заинтересованности и поддержки. – Они приводили детей и говорили: «Мы сами без образования, но нам так хочется, чтобы дети были не такие, как мы». У меня была ученица, у которой папа работал слесарем на заводе. Так он первые два года ее учебы (подготовительный и первый классы) работал только во вторую смену, чтобы утром ходить с дочерью на урок, сидеть с ней, во все вникать самому, а потом с ней повторять материал дома. Он не знал нотной грамоты, но освоил ее с дочерью. Ему так хотелось, чтобы его ребенок обучился музыке, что они этот путь прошли вместе. Девочка окончила музыкальную школу с пятерками. И таких вовлеченных родителей в моей практике было много».

«Для каждого возраста, каждого этапа обучения – свои условия, – продолжает Софья Александровна. – В школе развития с малышами занимаются ярко, интересно, здесь нет требований, сложных заданий. Дети не должны быть перегружены, а должны быть погружены в музыку как вид искусства. А вот когда уже начинается освоение инструмента, то тут уже начинаются задания, первые сложности, которые надо преодолеть, что-то уже надо запоминать, живо реагировать. Тут уже важна личность педагога, его профессионализм, доброжелательность, харизма. Основной сложный материал должен осваиваться на уроке, лицом к лицу. И не надо пугать ребенка словами: «Вот это все ты должен к следующему уроку сделать». Нет, надо говорить так: «Вот это все ты можешь к следующему уроку сделать, а что не будет получаться, мы разберем вместе в следующий раз».

Софья Александровна убеждена, что в начальных классах дети не сами бросают музыкальную школу: «Это родители бросают: пока они заинтересованы и следят за успехами ребенка, хвалят его, просят что-нибудь исполнить, ребенок в музыке. Родителям в любом возрасте надо участвовать в процессе обучения их ребенка. Не надо их спрашивать: «Бросим? Не бросим?» Просто тихо и спокойно продолжать заниматься. Сидеть и контролировать, что ребенок постигает все шаг за шагом. Надо понимать самим и говорить ребенку, что с каждым освоенным шагом будет легче, а пока трудно, ребенка надо поддерживать своим участием».

На подростка накладываются непомерные нагрузки общеобразовательной школы, возможно еще и негативное отношение к занятиям музыкой со стороны сверстников, которые ею не увлечены. Эти два фактора должны родителями учитываться, а их негативное влияние снижаться. В первом случае можно помочь пересмотреть расписание дня, помочь с планированием, таймингом, расстановкой приоритетов и логистикой. Во втором случае можно говорить о значимых для сверстников ребенка людях, которые обучались музыке и стали успешными (тут подойдут любые примеры, можно обратить внимание на поп- и рэп-музыкантов).

«Когда есть подруги и друзья в музыке, люди с общими тебе интересами – это тоже мотивирует, – говорит Софья Александровна. – Особенно ребят одаренных, которые вместе делают общее дело, к примеру, участвуют в концертах, в конкурсах, мастер-классах».

Кроме того, в мотивации помогают созданные взрослыми ситуации успеха ребенка.

«Цепочки неудач должны быть исключены, – заявляет наша собеседница и делится методикой, – для этого надо обучать приемам и основам, делать это постепенно и не перескакивать, не жалеть времени на это, подбирать подходящий по силам репертуар, разбирать трудности. Есть в освоении фортепиано такое понятие, как аппликатура: какими пальцами сыграть, как сыграть так, чтобы сразу получилось. Моя задача – приспособить ручки ребенка к игре (мы называем это словом «прилаживать»). Когда есть основа, то есть уверенность, а она побуждает энтузиазм к освоению чего-то сложного».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Татьяна / 06 Октября 2020 в 14:45

Полезная информация в доступной и интересной форме

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры