Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

09 Февраля 2018

Сulturalica: находим ответы и задаемся новыми вопросами

О работе первого дня Уральского регионального культурного форума


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Текст: Вера Кушнаренко Текст: Вера Кушнаренко
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Мы долго ждали и готовились – и вот первый Уральский региональный культурный форум Culturalica, инициатором создания которого выступило Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, наконец стартовал! Первый день позади, и мы спешим рассказать вам об открытии форума и его программе.

Огромный зал Центра культуры «Урал» переполнен: куда ни глянь свободных мест не увидеть, так же, как и скучающих лиц: организаторы форума, формируя программу и список спикеров, стремились сделать так, чтобы все, что произносится со сцены, было максимально актуальным.

Первый прозвучавший доклад – «Сфера культуры современного мегаполиса: как стать лидером и укрепиться в этом статусе». Начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская начала с рассказа о том, что уральский форум является неким продолжением форумов столичных. Однако если последние рассуждают о проблемах глобальных, то задача «Культуралики» – рассказать о повестке региональной, дать возможность задуматься о том, что же такое региональная культура, в чем состоит лидерство города Екатеринбурга и почему сегодня так важен человеческий капитал.

В своем докладе Татьяна Львовна связывает нынешнюю ситуацию в сфере культуры Екатеринбурга с историей города. Закрытость Свердловска, некогда позволившая оградиться от массовой примитивной культуры, наличие инженерной интеллигенции, стратегический план развития города в 90-х, ориентированный не на потребление, а на производство, в том числе культурных проектов, стратегическая программа «Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства», широчайшая сеть культурных институций, в том числе муниципальной системы детского художественного образования , – все это приводит Екатеринбург к признакам города не провинциального (характеризующегося потреблением), но столичного, то есть производящего собственные культурные ценности, яркими примерами которых можно назвать «Коляда-театр», Уральскую биеннале современного искусства, уральский рок и многие, многие другие явления.

Однако на сегодняшний день острым остается целый ряд вопросов, который задает культурной сфере современное общество: как вернуть потраченные на культуру средства, может ли культура стать бизнесом, как справляться с «болезнями» культурных учреждений и потребителей, как жить без закона о культуре? Частично ответы на эти вопросы есть: потраченные на культуру средства (в том числе на художественное образование) со временем дают городу культурного екатеринбуржца, который в свою очередь вкладывается в город и становится «послом» культуры в других городах страны и мира; кроме того, высокая зрительская культура формирует запрос, развивающий местные проекты. Что касается культуры как бизнеса, то Татьяна Львовна Ярошевская откровенно заявляет: сфера научилась зарабатывать сама, однако крупные инвестиции по-прежнему востребованы. Закон о культуре, безусловно, вывел бы ее на новый уровень, и есть надежда, что подписанное на днях соответствующее указание президента России повлечет за собой реальные последствия.

Остановилась Татьяна Ярошевская и на мировых культурных трендах: высокая скорость социальных изменений, снижение бремени социального неравенства, коллаборация государственной культуры и бизнеса, «культура по дороге» и фланирование вместе с культурой.

Есть еще много вопросов, на которые так хочется сегодня получить простые и ясные ответы. Таковых, к сожалению, нет. Но, как пообещала Татьяна Львовна, Culturalica станет именно той площадкой, на которой можно будет обсуждать, спорить и учиться.

Именно для этого вслед за Татьяной Ярошевской на сцену поднялись спикеры стратегической сессии форума Culturalica. Им предстояло вступить в культурный разговор (сначала друг с другом, а затем и с залом) и поразмышлять о том, что такое региональная культурная политика, как она вписана в российский культурный контекст, какие ключевые культурные региональные тренды известны, каковы основные критерии эффективности сферы культуры и принципы финансирования сферы культуры, как формулируется культурная политика региона и возможно ли управлять культурой.

Первый спикер – министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина – прежде всего отметила, что управление культурой возможно, и оно заключается в модераторировании событий и движений, происходящих в культурной среде, поиске баланса между потребностями общества и возможностями сферы. Также необходимо поддерживать лучшее, уметь видеть ростки зарождающихся трендов, которые в будущем будут работать на привлекательность территории. Таким образом, управлять культурой очень сложно, но нужно.

Елена Мироненко, и.о. министра культуры Красноярского края, выступила своеобразным оппонентом Светланы Николаевны, поставив под сомнение необходимость властного управления культурой в условиях сегодняшнего дня, когда контент сразу находит потребителя. С одной стороны, хочется воспитывать вкус, с другой – нельзя не реагировать на тенденции. Да, есть стремление избежать провинциального потребительства и достичь столичного производства, но для этого необходимо понимать культуру, лишь это даст возможность выбрать в огромном потоке пути, которые приведут к истине.

Министр культуры Омской области Юрий Трофимов в свою очередь отметил, что если говорить об эффективности, то простым ответом на вопрос об ее измерении может стать выполнение государственного задания. Однако это будет лишь количественный показатель. Сегодня же есть тенденция говорить не о количестве, а о качестве, для этого важно учитывать три фактора: как отдельные учреждения позиционируют город и регион на российском и международном уровне; как организация взаимодействует с местным сообществом и есть ли возможность включения людей в ее деятельность; работа культуры по привлечению внебюджетных источников финансирования.

Европейским опытом развития культурной сферы поделился Дарко Брлек, экс-президент Европейской ассоциации фестивалей, директор Фестиваля в Любляне. Он отметил, что в Европе линия развития культуры, в том числе и финансирование, к сожалению, идет вниз. В европейской культуре сейчас очень важную роль играют фестивали. И эти фестивали позволяют судить о том, что все известные имена из сферы культуры России – это настоящие торговые марки, необходимо лишь поддерживать подходящие условия для содержания искусства и культуры.

Следом директор государственного концертного агентства Эстонии «Eesti Koncerti» Юрий Лейтен отметил, что расходы на культуру в бюджете Эстонии составляют 2,2% (для сравнения: в Свердловской области – 3,6%, в Любляне – 11%). Ресурсов, разумеется, не хватает, и поэтому к финансированию подключается и государство, и фонды, и бизнес. Что касается востребованности, то по сравнению с прочими форматами наибольшей популярностью в Эстонии сегодня тоже пользуются фестивали: их более 100, и на самый популярный фестиваль – фестиваль оперной музыки – 30 процентов зрителей покупают билеты за год вперед.

Очередным эмоциональным выступлением стала речь генерального директора, управляющего партнера «Русского концертного агентства» Дмитрия Гринченко. Он заметил, что за обсуждением, как финансировать и донести продукт, в последнее время сам продукт перестал иметь значение. И это может стать переломным моментом: всем нам грозит опасность оказаться на мировой культурной обочине. По его словам, главное, на что стоит обратить внимание, – не допустить деградации культуры. Выступление господина Гринченко содержало много спорных моментов: так, Дмитрий выступил категорически против онлайн-трансляций, заявляя, что они снижают зрительскую культуру, лишают зрителя и творца разговора по душам. Позиция, безусловно, неоднозначная, хотя с некоторыми доводами просто невозможно не согласиться.

Оппозиционером Дмитрию Гринченко стал заместитель директора Свердловской государственной филармонии Рустем Хасанов. В не менее эмоциональном выступлении он рассказал о том, что при финансировании учреждений культуры в Свердловской области нет принципа «уравниловки»: для того чтобы получить больше средств, необходимо показывать результаты, быть достойной частью уральской культуры. Рустем Хасанов вкратце рассказал об основных направления и результатах работы Филармонии, отметив при этом, что любой способ поиска зрителя и выхода на него (будь то онлайн-трансляции или формат «застольного» концерта) имеет место быть, если приносит результат. И это вовсе не свидетельствует о низком качестве продукта: все концерты, которые проходят под крышей или эгидой Свердловской филармонии, принадлежат к так называемому high-классу.

Рискнем предположить, что после такого насыщенного разговора у слушателей форума если и появились некоторые ответы, то за ними, безусловно, пришли и новые вопросы. Сумели ли на них ответить спикеры панельных дискуссий «Идеи», «Деньги», «Продвижение», мы обязательно расскажем далее в материале.


Панельная дискуссия «Идеи»

После насыщенной стратегической сессии наступило время для панельной дискуссии, состоящей из трех блоков: «Идеи», «Деньги» и «Продвижение». Модераторами первой выступили директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский и директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин, спикерами – начальник управления городской среды фонда «Сколково» Ольга Кизина, исполнительный директор «Ассоциации менеджеров культуры» Инна Прилежаева, продюсер, театральный педагог и режиссер Эдуард Бояков и арт-куратор, проектный менеджер, координатор программ Министерства культуры Пермского края Ольга Сафрошенко.

Круг вопросов, стоящих перед спикерами, казался ограниченным словом «идеи» лишь на первый взгляд – модераторы же попросили высказать мнение о том, какие задачи может решить сегодня культурный проект, о том, кто сегодня является культурным лидером, как наращивать качественные идеи и как доказать, что в любом городе или районе должна быть культурная среда, какие вызовы и задачи стоит перед культурой сегодня.

Инна Прилежаева прежде всего отметила то, что основным требованием к сегодняшним проектам является «вписанность» в экономический контекст. Проект должен давать возможности для синергии, партнерства, а также должен работать на вовлеченность людей в культурный процесс. Таким образом, создавая проект, необходимо уметь его грамотно описать и спланировать.

Одна из проблем сегодняшних создателей проектов – в желании получить быстрый экономический эффект, но, как правило, это проекты не инновационного характера, потому что проекты, порождающие новые культурные практики, требуют более вдумчивой работы и серьезных инвестиций. Необходимо просчитывать, какое количество новых рабочих мест может создать проект, какой налог получит бюджет, как это повлияет на развитие индустрии гостеприимства и привлечение новых инвестиций – только выстроив эту повестку, можно начинать диалог с разными субъектами территории.

Опытом превращения грантового конкурса в инструмент муниципальной культурной политики поделилась Ольга Сафрошенко. Она отметила, что за последние годы в Пермском крае появилось большое количество качественных музыкальных и урбанистических проектов, фестивали вышли на новый уровень, а в малых городах появились собственные проектные команды. В качестве примера положительного долгосрочного эффекта Ольга приводит город Березники, где произошло кардинальное изменение социального климата: Березники перестали восприниматься населением как город-провал: то, чего раньше было принято стыдиться, обернулось предметом гордости и даже туристическим объектом.

Таким образом, Ольга (и в этом она, в сущности, поддерживает мысль Инной Прилежаевой) пропагандирует создание прежде всего среды, а не идеи, что для регионов весьма актуально: «покопав» поглубже, можно вовсе не изобретать идею – она появится сама.

От опыта региона беседа плавно переходит к опыту создания городской среды совершенно особенного пространства – «Сколково». Как отметила Ольга Кизина, вопросы формирования городской среды появились в «Сколково» с первыми жителями. Тогда возникла задача сделать культуру и творческие индустрии драйвером развития места, чтобы культура стала важным способом коммуникации и понятийным инструментом коммерциализации пространств.

Когда же возник вопрос о том, как создавать идеи (а управлению городской среды пришлось столкнуться и с дефицитом идей в том числе), ресурсом стали, во-первых, проблемы (низко летающие самолеты из неудобства превратились в развлечение), во-вторых, творческие предприниматели – люди междисциплинарные, реагирующие на запросы и проблемы, создающие на рынке новые ниши и являющиеся магнитом для притяжения аудитории. Однако дефицит идей не означает их полное отсутствие – это означает, что из большого потока неплохих, но очень похожих между собой идей невозможно было выделить что-то особенное, уникальное, что подходит именно пространству «Сколково». Таким образом здесь, казалось бы, вновь диктует свои правила пространство, среда, потому что без ориентации на них невозможно придумать и воплотить никакой замысел.

С заявления «Идеи правят миром» начал свое выступление Эдуард Боянков. Он обозначил три этапа развития идеи: первый, в 90-е, характеризовался восприятием Петербурга как культурной столицы; второй – в 2000-е – стал «временем Перми» с важной повесткой: актуализацией современного искусства и возникновением темы среды, то есть того, о чем говорили остальные спикеры. Однако Эдуард Боянков не задерживается на этом этапе как уже ушедшем в историю и называет третий: этот этап характеризуется вызовом национальной культуры, содержания, наличием «гения места». Сейчас наступило время, когда содержание, суть становятся проектообразующими. Более того, уже мы начинаем вступать в следующую эпоху – эпоху кластерного мышления, когда к формированию культурного проекта необходимо подходить с самых разных сторон, привлекать самых разных специалистов. Ключевое понятие этой эпохи – синергия.

Итак, точки соприкосновения в понимании важных аспектов формирования идеи выявлены и настало время перейти к привлечению средств для воплощения культурных проектов.

Панельная дискуссия «Деньги»

И данный вопрос обсуждался во втором блоке панельной дискуссии «Деньги». Его модераторами также выступили директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский и директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин. В качестве спикеров были приглашены три ключевые фигуры культурно-финансового вопроса: старший научный сотрудник  сектора по работе с друзьями Эрмитажа (Государственный Эрмитаж) Евгений Фёдоров, генеральный директор «Благотворительного фонда В. Потанина» Оксана Орачева и член совета Международного комитета по маркетингу и связям с общественностью ИКОМ Бьёрн Стенверс.

Можно сказать, что дискуссия прошла в формате полноценного диалога между разными сторонами: в ней участвовали как представители музейного дела, так и частного бизнеса. Это позволило вывести разговор на уровень всестороннего обсуждения насущных проблем.  Главный вопрос, который задавался экспертам, довольно естественный и очевидный: где же взять деньги?

Разговор начался с показательного примера от Бьёрна Стенверса: представим, что все присутствующие в зале – директора музеев, которые имеют всего одного посетителя. Тогда единственный выход – это работать всем вместе и привлекать как можно больше людей. Евгений Фёдоров, в свою очередь, отметил, что для совместной работы необходимо самостоятельно привлекать внимание к своей институции и региону в целом.

Непосредственно со стороны денежного вопроса подошла в своем выступлении Оксана Орачева. Она обратила внимание на то, что мы должны показать что-то значимое и тогда деньги придут туда, куда мы хотим. Государство поддерживает уже готовые модели. И тогда  в игру вступают частные сообщества, которые открывают дорогу экспериментам. Главный момент, на который обратила внимание эксперт: инициатива должна быть понятной и обговариваться в формате диалога. Ведь когда мы вместе работаем с проектом, то и вместе же отвечаем за его результат.

Также спикер отметила, что стоит помнить и о нефинансовых видах поддержки: к примеру, волонтерские практики и краудфандинг. Идеальной формулы, где взять деньги и поддержку, не существует. Государство обеспечивает базовыми вещами, а организации стараются найти возможные варианты.

Евгений Фёдоров поддержал последний тезис, отметив, что организации должны планировать сами свой бюджет. Ведь если случится что-то, то мы должны отвечать за сохранность вещей. «Ваш бюджет всегда должен быть правильно сбалансирован», – отметил Евгений.

На насущный вопрос – «кто же все-таки должен платить?» – непринужденно взмахивая плечами, отвечает Бьёрн Стенверс: «Все!». Бьёрн обратил внимание, что решение не только в деньгах. Музеи становятся более устойчивыми в будущем. А будущее – это то, что есть сейчас. Сегодня все движется рынком. «Нужно не просить, а стараться что-то делать», –считает международный эксперт. 

В свою очередь Оксана Орачева вновь обратилась к финансовой стороне вопроса, отметив: «Обращаясь к финансированию, вы должны задавать себе вопрос, а что же хочет другая сторона». Главное в таких вопросах – взаимовыгодное сотрудничество. Мы должны решать все вопросы вместе.

Таким образом, все эксперты сошлись в денежном вопросе на одно простом моменте: главное - работать всем вместе и развивать долгосрочное сотрудничество. 

Панельная дискуссия «Продвижение»

Итак, у нас есть идея и средства. Финальный шаг – продвижение. Модератором последнего, но не менее важного блока выступил сопродюсер клуба EverJazz Алексей Глазырин. А помогала ему директор агентства «Культурный PR» Тина Гарник, которая выступила на площадке в качестве дискутанта.

Третий блок оказался самым богатым на спикеров. В рамках панельной дискуссии выступили: заместитель директора главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры России — куратор цифровых проектов в сфере культуры Тимур Алейников, шеф-редактор сайта «Артгид» и русской версии журнала Garage Magazine Мария Кравцова, директор по развитию Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Алла Платонова, сооснователь продюсерской компании «Команда +1» и дизайн-студии High Five Максим Шелунцов и куратор проекта «Театральный сезон в ОК» Антон Данилов.

Программу блока «Продвижение» начал Тимур Алейников. Он отметил, что государство активно внедряет информационные технологии в свои мультимедийные платформы, помогая людям вливаться в обширный культурный контекст. Так, на примере сайта «культура.рф» спикер объяснил, как именно может быть использована информация в качестве инструмента продвижения. Главный момент, на который обратил внимание эксперт, касался того, что данные должны быть направлены на сохранение культурного наследия.

Презентация Максима Шелунцова стала ярким примером продвижения собственного выступления. Так, спикер, используя в своей презентации забавные картинки, остановился на нескольких важных моментах: идея, программа, аудитория, дата, место, команда, маркетинг и ошибки. Каждый компонент Максим подкрепил актуальным жизненным примером, обращаясь к насущным проектам: в частности, один из примеров - «Усадьба-Jazz». Спикер отметил значимость современных технологий, отсылая к практике социальной сети «Одноклассники».

В свою очередь, Антон Данилов подробнее остановился на вышеозвученном моменте. Он подробно рассказал о сотрудничестве культурных учреждений, в частности, театров. Эксперт согласился, что в данном вопросе выгоды получают не только музеи, но и сама социальная сеть, которая таким простым способом наращивает контент. Однако для институций в этом есть и своя польза для привлечения аудитории.

Мария Кравцова в своем докладе отметила пользу издательской деятельности в качестве канала продвижения культурных инициатив. На примере журнала Garage Magazine и портала «Артгид» Мария рассказала о специфике работы издании в сфере культуры. Эксперт также обратила внимание, что сфера журналистики в области культуры в Екатеринбурге одна из самых сильных. И что сегодня уральский регион в этом плане становится знаковой точкой.

Алла Платонова рассказала о продвижении с точки зрения работы культурной институции. Она отметила, что главное - искать то, что можно взять для себя. Мы живем сейчас в глобальном мире, поэтому несмотря на специфику регионального театра необходимо работать с новейшими техническими возможностями и поддерживать интерес к своему делу.

 

Первый день Первого Уральского регионального форума Culturalica подошел к концу. Эксперты начинают расходиться, а люди в зале ещё долго дарят многочисленные аплодисменты всем организаторам.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Екатерина / 13 Февраля 2018 в 15:14

Спасибо организаторам! Было очень интересно, полезно, важно!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга