Поиск по сайту

15 Февраля 2018

Бьерн Стенверс: «Не надо бояться быть открытым всему новому, не надо бояться жить»

Интервью с директором Ассоциации музеев Амстердама SAM Foundation, зарубежным гостем форума CULTURALICA


Перевод и текст: Александра Петкау Перевод и текст: Александра Петкау
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

На прошлой неделе по инициативе Управления культуры Администрации города Екатеринбурга и при поддержке Правительства и Министерства культуры Свердловской области прошел первый Уральский региональный культурный форум Culturalica. В рамках него ведущие зарубежные и российские специалисты в области культурного маркетинга и менеджмента смогли обсудить стержневые точки культурной повестки и найти новые инструменты по получению идей, денег и форм продвижения контента. Мы побеседовали на английском языке с Бьерном Стенверсом, директором Ассоциации музеев Амстердама SAM Foundation, директором Amstеrdam Heritage Foundation, членом совета международного комитета по маркетингу и связям с общественностью ИКОМ, преподавателем Президентской программы переподготовки кадров в сфере культуры РАНХиГС о критериях оценки идеи и качествах успешного музея.

– Господин Бьерн, хотелось бы, в первую очередь, узнать ваше мнение по следующим, на мой взгляд, противоречащим друг другу фактам. Министр культуры РФ Владимир Мединский при характеристике показателей российских музеев в 2017 году отметил, что по сравнению с 2011 годом их посещаемость выросла на 50%. Между тем, на форуме Culturalica шли оживленные дискуссии о кризисе идей. Как считаете вы?

– Нет, я не думаю, что кризис идей сейчас есть: пока есть молодые люди, креативной истощенности не будет. Я преподаю в высшем учебном заведении и вижу много талантливых людей. Но идеи без реализации стоят немного. Я стараюсь поддерживать инициативных студентов и иногда предлагаю им пройти стажировку в ведущих компаниях мира, таким образом, даю им возможность для доработки своей задумки вплоть до финального претворения ее в жизнь. Это выгодно всем, так как, в свою очередь, министры, с которыми я общаюсь, нередко спрашивают меня: «Бьерн, может быть, у тебя есть кто-то толковый на примете, тот, кто  может прийти ко мне на собеседование и впоследствии занять место директора музея?». Я часто отвечаю утвердительно.

Я уверен, что карьерная лестница должна стать другой. Раньше нужно было пройти много-много ступеней, чтобы дойти до верхнего этажа, что же мы видим сейчас? Давайте возьмем конкретный пример. Один из спикеров форума Culturalica – и. о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко. Ее карьера представляет собой стремительный виток: в 2013 году она возглавила краевой музей геологии Центральной Сибири (GEOS), затем стажировалась в Великобритании и США, и сейчас занимает такой высокий пост. Я думаю, что Елене в свое время тоже дали возможность, и она использовала ее на все 100%. Важно вовремя поддержать стремления человека, дать ему силу, власть для того, чтобы он смог раскрыть свой потенциал. Если у человека менталитет руководителя, нужно дать ему возможность стать руководителем. Не надо проходить все этапы – молодым людям нужно давать дорогу. Я не вижу в этом ничего плохого.

– А по каким критериям вы оцениваете идею, какой она должна быть? Давайте попробуем с вами нарисовать словесный портрет нетривиальной идеи.

– Это хороший вопрос, на него непросто ответить. Интересная идея – это что-то новое, то, что интересно, прежде всего, мне. Есть выражение: «идеи витают в воздухе», и это действительно так, нужно только его зарядить. Для этого следует постоянно посещать конференции, форумы, общаться с разными людьми и обсуждать с ними перспективы развития того или иного направления. Иногда я прихожу на какие-нибудь обсуждения, и люди даже не знают, что я сижу там, на галерке. Возможно, они думают:  «Что это за парень, что он там делает?». Ответ прост: я дышу творческой атмосферой, впитываю идеи, узнаю что-то новое. Я был однажды в Минске на Performance Night («Ночь перформанса» – прим. ред.) и сидел с пятнадцатью людьми в комнате, сделанной из пластика, мы обменивались сумасшедшими идеями, я за эту ночь узнал больше, чем за весь предыдущий месяц. Я часто езжу на конференции, особенно мне нравится, когда меня приглашают молодые люди. На следующей неделе меня пригласил студент к себе домой. Я буду есть блины. Может быть, я что-то новое узнаю, кто знает? Не надо бояться быть открытым всему новому, не надо бояться жить.

Второе – для меня важно, чтобы люди, которые представляют идею, сами в нее верили. Если они не верят, то почему должен поверить я? Они должны быть готовыми идти за ней, отдаться ей на 1000%.  Один молодой человек-датчанин, когда ему было 18 лет, говорил, что пластик в океане – это большая проблема. Его она беспокоила, и он придумал концепцию машины, которая будет похожа на осьминога, то есть она сможет собирать мусор в кучки и упаковывать их. Кроме того, как он думал, было бы хорошо, если бы машина-осьминог смогла отмечать их стикером, чтобы их потом можно было найти. Невероятно, правда? Сейчас ему 22 года, и он мультимиллионер. Его машины-осьминоги работают везде. Ему было всего 18, и у него была только идея, но он в нее полностью верил.

– Вы помните свой первый проект, свою первую идею?

– Да, помню. Я был студентом двух образовательных программ одновременно: лекции по искусству и маркетингу провоцировали меня на нахождение своей арт-идеи. Я думал и думал, и решил: нужно эти две отрасли объединить. Тогда в моей стране крупные железнодорожные компании решили закрыть маленькие железнодорожные станции. Корпуса вокзалов стояли без дела. Мы с однокурсниками – нас было трое – решили разместить на этих станциях картины, их можно было покупать так же,  как и вино, которое мы предлагали там же. Все крупные газеты о нас написали. Быть на обложке чертовски приятно, скажу я вам. Сейчас в арт-бизнесе я остался один из нас, они выбрали другое направление в жизни.

– Как хорошо, что вы рассказали эту историю, потому что она доказывает современное веяние. Исследователи сейчас говорят о постиндустриальной экономике или об «экономике впечатлений» (в терминологии Джозефа Пайна и Джеймса Гилмора). Она предполагает ориентацию на создание незабываемого опыта и эмоциональной связи с услугой или продуктом. Приведу пример: можно просто выпить чашку кофе и удовлетворить свою потребность в кофеине, а можно выпить ее с видом на Елисейские поля – впечатления уже будут иными. Другими словами, происходит трансформация понимания того, что можно получить в музее. Спрошу прямо: работа в современном музее – это дело молодых?

– Если пожилые люди молоды душой, то это супер. Если они не готовы к изменениям, которые сейчас повсюду, то это значит, что им нужно искать какой-то другой выход для себя. Давайте я приведу один простой пример. Представьте, что вы живете в своем доме и не меняете мебель вот уже 10 лет, вам будет нравиться такой дом?

– Если у меня мебель все еще в хорошем состоянии, и у меня с ней связаны добрые воспоминания, то почему нет?

– Вот и я об этом же. В музее ведь может быть такой же подход. Если пожилые люди не готовы меняться, но могут приносить пользу общему делу с какой-то другой стороны, то почему мы должны их увольнять? Они могут быть экспертами, почему нет? У молодых нет такого преимущества. Есть что-то другое, но вот такого колоссального опыта нет.

Самое важное, что пожилые привносят свои воспоминания, они могут предложить поддержку музею. Я сейчас вспомнил об одном музее современного искусства, там был молодой руководитель, ей не нравились пожилые люди, ей казалось, что они ничего не делают. Пожилая женщина-смотритель сидела в кресле, периодически спала, читала, проходящие мимо люди задавали вопросы, но она не реагировала. Единственной страстью в ее жизни было разгадывание кроссвордов. Руководитель взяла и предложила ей: «А не хотели бы вы создать свой собственный кроссворд?» Сотрудница сказала: «А почему бы и нет?». Она составила его, затем кроссворд опубликовали на последней странице их корпоративной газеты. Так женщина стала популярна, и все теперь с нетерпением ждут ее кроссворда. Эта история показывает, что нужно внимательно прислушиваться к желаниям сотрудников, наблюдать за ним, помогать делать им любимое дело. То же самое и с посетителями – наблюдайте за ними, подходите к ним, спрашивайте о том, что нравится и что не нравится.

– Я слушала лекцию Ирины Антоновой, президента Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в ходе которой она сказала: «Когда вы едете в какой-нибудь музей мира, вы должны прежде всего очень хорошо готовиться, вы должны знать, с чем вы встретитесь, что вы увидите». Если я не ошибаюсь, сейчас музеи готовы встретить и менее ответственных посетителей.  По вашей деятельности видно, что вас тоже беспокоит этот вопрос. Об этом говорят факты: в 2015 году вы основали Амстердамскую академию музеев для подготовки музейных сотрудников, в 2017 году — Российскую академию зоопарков в Москве. Важно не только, чтобы человек пришел в музей, но и захотел там остаться, причем с любым уровнем подготовки. Здесь на помощь и приходят медиаторы. Получается, что современный сотрудник музея – это, прежде всего, медиатор?

– Если я спрошу куратора, как вы обращаетесь со своими картинами, и попрошу дать оценку этому от 1 до 5, то абсолютно точно я услышу оценку «5».  Куратор обращается с ними аккуратно, с терпением, с придыханием. Он обязательно наденет перчатки, внутренне поговорит с картиной. Но если я спрошу того же самого куратора, как вы обращаетесь с посетителями, то чаще всего я услышу ответ с оценкой «1». А ведь это то же самое! Все должно быть по одному концепту.

Я часто слышу фразу о том, что куратор – это как классическая музыка, все должно быть хорошо организовано, все должно звучать. Но мне этого мало, мне нужна интерпретация. Рынок сейчас меняется, и нужно давать людям то, в чем есть сейчас потребность.

– Вы работаете с музеями по всему миру. Проблема различия в менталитете и вследствие этого выбора маркетинговых инструментов вставала перед вами?

Разумеется, все зависит от музея, от страны, в которой он представлен. Приведу пример нашего сотрудничества с китайскими коллегами, у нас есть большой проект в Ульяновске. Язык можно выучить, а вот культурные коды – сложнее. Например, белая комната с керамикой, расположенная по центру, для китайца – плохая примета. Почему? Ответ прост: белый цвет – цвет траура. Кроме того, если говорить о жителях Китая, то они ожидают, что везде питьевая вода должна быть бесплатной. А мы хотим денег за эту воду в музее. Надо учиться «переводить» культуру, если мне надо зарабатывать. Теперь стало понятно, что менталитет нельзя отбрасывать, к нему надо обращаться в первую очередь.

– Любой бизнес построен на деньгах, ошибиться легко и очень страшно. Между тем, неудачи никого не обходят стороной, так как без них не было бы удач. Вы как руководитель как относитесь к неудачам своих сотрудников?

– Неуспеха намного больше, чем успеха, это правда. У нас в Амстердаме была конференция с названием «Oops», где позволялось говорить только о неуспехах и об ошибках. Если говоришь об успехе, тебе отключат кнопку. Тяжело говорить с персоналом,  руководители которого запрещают делать ошибки. Я в это не верю по одной простой причине: все мы люди, и мы можем делать ошибки.  Я скажу больше: я подбадриваю свой персонал делать ошибки, потому что если мы сделаем ошибку, то мы ее не повторим в будущем.

Бьерн Стенверс представляет собой руководителя нового типа, который понимает, что профессиональный диалог помогает отделить зерна от плевел и дает стимул для раскрытия своего потенциала. В кулуарных разговорах и в дискуссиях на форуме Culturalica можно было уяснить для себя одну важную вещь: привычка к консерватизму должна трансформироваться в привычку быть все время в режиме включенного наблюдения для того, чтобы перемены были соразмерны духу времени. Управление культуры Администрации города Екатеринбурга инициировало разговор – продолжение за каждым из присутствующих. Воздух заряжен, время осмыслить услышанное и внести свой вклад в развитие арт-сферы для того, чтобы на следующем форуме Culturalica можно было обсудить ошибки и успехи, главное – сделать первый шаг.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры