Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

07 Февраля 2019

CULTURALICA: «Современная культура. Со-творчество, вовлеченность, воспитание нового зрителя»

Пленарное заседание


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Первым мероприятием деловой программы II Всероссийской лаборатории культурных проектов CULTURALICA стало пленарное заседание «Современная культура. Со-творчество, вовлеченность, воспитание нового зрителя», на котором приглашенные эксперты говорили о проблемах и тенденциях театрального искусства, которые становятся особенно актуальными в текущий год, провозглашенный в России Годом театра.

Модератором дискуссии выступила Лариса Барыкина – театральный и музыкальный критик, арт-директор Международного фестиваля современного танца «На грани», председатель Экспертного совета по музыкальному театру Национальной театральной премии «Золотая Маска». «Нас всех волнует, что нынешний год принесет театру, – наметила тенденцию Лариса Владимировна. – Сегодня очень важно, как меняется театр во времени: меняются форматы (театр выходит в новые пространства), приходит новая аудитория (залы не пустуют). Это нужно учитывать, чтобы ответить на вопрос, как сделать свой театр успешным, и понять, что же такое театральное искусство – entertainment или место формирования ценностей?»

Год театра: ожидания и реальность

Первым в беседу вступил генеральный директор Свердловского академического театра музыкальной комедии Михаил Сафронов. Он отметил, что, с одной стороны, все театральное сообщество очень долго шло к этому году и возлагало на него большие надежды. Однако сейчас, когда год уже идет, театры понимают, что морально к нему не готовы: не наработано достаточно идей и предложений, которые можно было бы осуществить. Однако именно в этот год театрам очень важно осознать, что он дает людям. Театр музыкальной комедии решил двигаться именно в этом направлении – встречаться со своим зрителем и, что важно, не только екатеринбургским. «85 лет исполнилось Свердловской области, 85 – Музыкальной комедии. И мы решили проехать 85 городов области: к нам поступило очень много заявок. Мы хотим приблизить театр к народу, потому что его влияние на человека, равно как и обратное влияние, колоссально”, - подчеркнул спикер.

Вместе с тем Михаил Вячеславович отметил, что у театра сегодня немало сложностей, в первую очередь касающихся экономической и технологической базы. По его словам, корень зла таится в отсутствии программы финансирования, бессистемности.

Поддержал первого спикера и руководитель театроведческого курса РАТИ – ГИТИС Александр Вислов. «Главное – пережить этот год, – находчиво подметил эксперт. – Мы возлагали на него большие надежды, но по факту финансирование урезается. При этом мы видим, что в последние годы театр переживает подъем – можно сказать, происходит маленькая театральная революция. Жизнь идет, а мы вновь возвращаемся к советским формам – отчетам, марафонам…» В качестве примера Александр Вислов привел поручения президента, опубликованные по итогам встречи Года театра в Ярославле: «Пока все немножко грустно: есть ощущение, что все опять уйдет в показуху. Хотелось бы, чтобы этого не произошло», – отметил Вислов.

Театр и зритель


Нотку оптимизма внесла руководитель службы креативных направлений Новосибирского молодежного академического театра «Глобус» Инна Кремер. Она подчеркнула, что, как и Михаил Сафронов, рассматривает Год театра как возможность сблизить театр и зрителя. По ее словам, в связи с активным развитием театра приходит новая публика, которую нужно с театром заново знакомить: необходимы коммуникации, театральная педагогика. «Тех сил, которыми мы сегодня располагаем, вполне достаточно, чтобы сократить дистанцию между зрителями разных поколений. Сегодня в театре есть зритель плюс-минус 25 лет, у которого нет никаких ожиданий и которого нужно знакомить с театром, и плюс-минус 45 лет, который не всегда готов принимать, что происходит в театре сегодняшнем. В каждом театре, который жив и открыт, руководство и труппа сталкиваются с тем, что необходимо устанавливать со зрителем более глубокую содержательную связь», – отметила Инна Кремер.

Генеральный директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев подчеркнул, что каждому театру необходимо нарисовать портрет своей аудитории, потому что, в зависимости от этого видения, разговор со зрителем может строиться совершенно по-разному. Например, отношения театра с молодой аудиторией могут начаться с интересного названия или модного режиссера – такого, как Дмитрий Зимин. Сначала зритель приходит в театр, потому что это модно. Но постепенно аудитория взрослеет – приучается к разным театральным языкам, и новый зритель будет более образованным.

Художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков подчеркнул, что сегодня необходимо доказывать обществу важность театральной практики. Он сравнил Год театра с прошедшим в 2018 году Чемпионатом мира по футболу (противопоставление культура – спорт не раз звучало в данном обсуждении). Казалось бы, следование Года театра сразу за Чемпионатом мира должно казаться положительной тенденцией, однако… «С Чемпионатом мира все получилось намного лучше, мы научились решать сложнейшие инфраструктурные задачи, которые казались непосильными еще на этапе подготовки к Олимпиаде в Сочи. А что мы видим в Год театра? Что мы не работаем со смыслами. Люди не понимают, зачем нужен театр», – подчеркнул Бояков.

Между тем, по его словам, театр на сегодняшний день – единственное искусство, которое невозможно оцифровать. Именно поэтому его значение в наши дни гораздо глубже, чем 20-30 лет назад: театр предъявляет нам живого человека, который смеется, плачет и может оступиться; предъявляет универсальную модель поведения, максимально полную проекцию жизни. Театр апеллирует к разуму и душе.

При всем этом Чемпионат мира по футболу захватил всех. Театр – нет.

Директор Арт-холдинга «Ангажемент» Татьяна Самойлова заметила, что подготовка в Году театра должна была начаться с диалога таких людей, которые участвуют в заседании – тогда, по ее мнению, можно было бы избежать неподготовленности, о которой сказали почти все эксперты. Она подчеркнула, что крайне важна социальная ответственность – ответственность за продукт, который театр предоставляет зрителю. Будучи коммерческой организацией, «Ангажемент» дорожит своей репутацией и понимает, что если ему нужно завоевать нового зрителя, значит, нужно создать достойный продукт. Следствие такой логики видно невооруженным взглядом: сегодня «Ангажемент» привозит в Екатеринбург лучшие спектакли страны.

Имена и колонны

Одной из самых животрепещущих тем оказалась тема театров «со своим лицом». Как отметил Александр Вислов, «театр – последний бастион, где с нулевым бюджетом можно сделать нечто великое». Пример тому – основание «Золотой Маски» или развитие современных независимых театров. При этом существует парадоксальная проблема: государственные театры, «театры с колоннами» потеряли индивидуальность – порой их невозможно отличить друг от друга. Если перенести спектакль, идущий в одном театре, на сцену другого, то велика вероятность, что зритель даже не заметит разницы.

Однако есть интересные примеры создания спектаклей «здесь и сейчас» – как правило, их делают яркие личности, такие, как режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори. Когда репертуарная стратегия формируется такой личностью, театр обретает индивидуальность.

Алексей Бадаев же отметил, что для создания своего имени театру вовсе не обязательно иметь главного режиссера. Более того, таких театров – с режиссером и без лица – сегодня большинство.

Рассуждая о моделях театра, спикеры сошлись во мнении, что модели на все случаи жизни не существует. Однако, быть может, с проблемой безликости может справиться интендантский, или продюсерский, театр. Модель эта широко распространена в Европе, однако примеры можно найти и в истории российского театра: стоит вспомнить Дягилева, Станиславского, которые умели сочетать вложенные средства и риск художественного выбора. При этом Алексей Бадаев подчеркнул, что не имеет значения, какую должность занимает интендант – он может быть и продюсером, и директором – главное, чтобы именно он нес ответственность за художественную составляющую.

По мнению Эдуарда Боякова, российские театры не должны сегодня уходить в руки заслуженных режиссеров – их должны возглавлять молодые и потенциальные. Ибо главная опасность состоит в том, что при понимании важности театра мало кто делает что-то для театра послезавтрашнего.

Театр в диалоге с властью


Выслушав экспертов, высказался еще один участник панельной дискуссии – начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская. Она уделила внимание проблеме, озвученной в самом начале заседания – неготовности театров к посвященному им году. «Системная проблема заключается в том, что у государства нет главного инструмента взаимодействия со своими институциями. Между тем, именно государство является их главным источником финансирования», – отметила Татьяна Львовна. Выход на конструктивный диалог, умение представителей театра говорить с властью на одном языке она считает единственно возможным решением текущих проблем.

Также Татьяна Ярошевская адресовала Эдуарду Боякову вопрос – следствие вывода о том, что доверить театры молодым и потенциальным режиссерам, которые смогут сделать из «театра с колоннами» театр с собственной индивидуальностью: «Кого вы вырастите на смену себе? Станете ли проводником в мир индивидуальностей? Или вы боитесь конкуренции?» На что Эдуард ответил:  «Я готов жертвовать временем и энергией, чтобы ценности и смыслы, которые в свое время получили мы, передавались следующим поколениям. Но ситуация сейчас тяжелая. Нет государственной политики, нет экспертизы, нет идей, которые нужно транслировать на уровне образования. Если театр как творческий организм может существовать в формате присутствия молодых и инициативных людей, то образование – это другая сфера. Это не лаборатория поиска, а передача сформулированных, системно образованных знаний и смыслов».

Креатив и деньги

В финале обсуждения модератор Лариса Барыкина ввела дополнительный элемент в финансовое уравнение. Она отметила, что в вопросе распределения бюджета стоит учитывать такой фактор, как… креатив. В качестве примера эксперт привела современный танец – театральное направление, которое по сравнению с драмой, оперой, балетом существует совсем недолго и в большинстве случаев просто не успело войти в государственные институции. «Современный танец существует практически «в воздухе»: не имея денег, здания, инфраструктуры, иногда даже зарплат, люди постоянно предлагают свое осмысление жизни. Иногда это похоже на выживание. И этого, конечно, быть не должно. Но совершенно ясно, что огромное количество трупп уже никогда не получит тех бездонных источников финансирования, которые имеют государственные театры, распоряжающиеся этими деньгами порой не так умно», – заключила Лариса Барыкина.

 

Работа лаборатории продолжилась круглым столом «Со-творчество. Идеи, креатив, вовлечение» и двумя мастер-классами: «PR, реклама, SMM – тренды 2019 и способы рассказать о себе миру» и «Пиксель-матрица: придумать за 15 минут». О них мы подробнее расскажем вам завтра. Следите за обновлениями и будьте в курсе всех событий Лаборатории CULTURALICA!

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов