Поиск по сайту

08 Февраля 2019

CULTURALICA:со-творчество и со-единение

Круглый стол «Идеи, креатив, вовлечение» и мастер-классы по продвижению и генерации идей


Текст: Евгений Исхаков Текст: Евгений Исхаков
Текст: Ольга Маслова Текст: Ольга Маслова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

Первый день II Всероссийской лаборатории культурных проектов CULTURALICA продолжился круглым столом и двумя мастер-классами. Эксперты поделились с участниками лаборатории своими мыслями и практическим опытом создания и продвижении культурных проектов.

Круглый стол:«Со-творчество. Идеи, креатив, вовлечение»

Ключевое звено инициации любого проекта – появление интересной идеи. С античных времен рождение идеи воспринималось как нечто божественное, не подвластное объяснению. Вот и сейчас ни одна книга не даст вам проверенного рецепта создания уникальных, действительно стоящих идей, потому что этот процесс сродни творчеству. Поэтому приглашенные эксперты круглого стола «Со-творчество. Идеи, креатив, вовлечение», конечно, не дали готового ответа на вопрос, как создать прорывную идею проекта, но рассуждая о современных реалиях, в которых существуют учреждения культуры, и рассказывая о собственных проектах, наметили противоречия, форматы, направления любого культурного проекта.

Идеи

Наиболее наглядно проблемы работы над культурным проектом обозначила в своем выступлении руководитель отдела музейных решений компании «Аскрин» (Санкт-Петербург) Виктория Тарасова. По ее словам, основной конфликт при реализации идеи в команде возникает между думателями и делателями, при этом творцов необходимо уметь склонять к компромиссам, пониманию изменчивости условий и возможной адаптации проекта под них. В такой команде бывает много приглашенных экспертов, людей с кардинально противоположной ментальностью, поэтому особенно важно установить границы проекта и выстроить четкую иерархию.

Если говорить об аудитории, одна из существенных проблем культурных, а в особенности музейных проектов, – понимание, для кого разрабатывается идея (для широкой аудитории или скорее для себя) и как соблюсти грань научности и интересов публики, не скатываясь в назидательность или стереотипную подачу информации. У проектов в сфере культуры всегда существуют большие внешние и внутренние ограничения, связанные в том числе с социальной ответственностью, и здесь нужно не бояться креатива и позволять себе ошибаться.

Заместитель художественного руководителя МХАТ им. М. Горького (Москва) Мария Кубланова рассказала о детской театральной педагогике и своем главном проекте – фестивале искусств для детей «Большая перемена». По ее словам, часто яркий проект рождается из удачного стечения обстоятельств, и драйверами его становятся единомышленники, способные поддержать твою идею, и контекст, который тебе благоволит. Культурный проект невозможен без налаженной коммуникации, диалога, взаимопонимания всей команды и способности договариваться.

Генерация новых концептов связана с глубокой исследовательской работой. Так, на этапе формирования идеи фестиваля для детей «Большая перемена» сначала была проведена экспертиза всего детского фестивального движения.

Мария затронула еще одну важную тему для культурных институций: формирование интереса к культуре закладывается именно с детства, поэтому так важно развивать детские культурные площадки. По ее словам, создавая культурные проекты для детей, мы прогнозируем будущее и задаем тенденции, которые станут актуальны завтра.

Вовлечение

Сегодня один из путей привлечения креативности в культурный проект – это партиципаторные практики, которые работают с вовлечением зрителя. Поэтому всё чаще в музейные концепты внедряются методы интерактивности и театральные инструменты, появляются такие понятия, как музейная сценография и пр.

По словам руководителя проекта «Привет, Москва!» Оксаны Бондаренко, сейчас учреждения культуры представляют собой сложный мультиформатный организм, важнейшая функция которого коммуникативная. Площадкам нужно учиться генерировать культурные коды посредством мощной коммуникации со зрителем, не бояться интегрировать свои знания в широкую городскую среду и выходить на улицы, делать творческий и духовный потенциал общества более зримым.

«Привет, Москва!» – яркий пример такого социокультурного проектирования, когда пространством для креации становится городской транспорт. В этом проекте московский транспорт становится голосом города, способным рассказывать о столице интересные исторические факты и преподносить культурную информацию в различных форматах, погружать в городскую мифологию и искусство. Как поясняет Оксана, по данным исследования большинство москвичей в среднем 42 минуты своего свободного времени проводят в транспорте. Почему бы это время не провести интересно и превратить его в своего рода досуг? Так родилась идея о том, что транспорт способен формировать эмоции, и появился впечатляющий проект, в котором на высоком уровне продумано всё: от дизайна до работы со зрителем. На текущий момент существуют не только сайт и социальные сети проекта, но и приложение с дополненной реальностью «Тайны метро». Самое важное в этом культурном проекте то, что он направлен на широкое вовлечение жителей, выстраивание внятной и эмоциональной коммуникации, а главной целью организаторы ставят достучаться до сердец москвичей. Ценность его и в том, что подобные проекты в общественном транспорте всегда можно масштабировать на другие города России, был бы бюджет.

Креатив

Несколько спикеров круглого стола были из сферы маркетинга и медиа, они поделились своими мыслями о том, насколько важен контент, как формировать лояльность, и предложили несколько «фишек» из своей практики.

По словам главного редактора интернет-проекта Russia Beyond (Москва) Всеволода Пули, сейчас любое учреждение и даже человек – это медиа со своим контентом, поэтому очень важно для культурных площадок сформулировать свою тему и исходя из неё транслировать те смыслы, которые они хотят донести до общества с помощью различных инструментов коммуникации.

Причем в современных условиях невероятной конкуренции за контент недостаточно просто писать хорошо, важно всегда учитывать контекст и раскрывать тему необычно. Всеволод привел несколько примеров медиапроектов с использованием тестов, мемов, эмодзи и видеороликов. Один из самых ярких – материал на тему, почему Россия продала Аляску Америке в стилистике пьесы и диалогов по ролям. Всеволод подчеркнул важность иронии и призвал не бояться быть смешным.

Соавтор книги «Event маркетинг от А до Я», продюсер форумов в сфере диджитал (Санкт-Петербург) Наталия Франкель рассказала об одном не очевидном, но простом механизме, который повышает лояльность публики на открытых мероприятиях и является фундаментом любого события. Это проявление заботы о людях. Спикер похвалила создателей лаборатории Culturalica за организацию выдачи всем желающим медицинских масок, поскольку в городе бушует эпидемия гриппа. Она выделила несколько обязательных составляющих проявления заботы над зрителями в рамках мероприятия: обязательный бесплатный доступ к воде и наличие одноразовых стаканов, организация сидячих мест для всех посетителей, наличие необходимого числа розеток для зарядки гаджетов, доступность информации и необходимое количество персонала (волонтеры, кураторы, наличие навигации), создание доступной среды для всех категорий граждан, круглосуточная возможность получения консультаций и покупки билетов, качественная оперативная и доброжелательная коммуникация, четкое соблюдение тайминга. В идеале для качественной организации события на этапе подготовки организаторам нужно пройти весь путь своими ногами и протестировать инфраструктуру и удобство на себе.

Предприниматель, продюсер, писатель и создатель «Школы наглости» (Москва) Дарья Кабицкая рассказала о таком важном инструменте, как создание запроса на проект или информацию. По словам Дарьи, недостаточно просто выйти на аудиторию с крутым проектом, поскольку всегда есть риски его неприятия. Важно подогревать аудиторию в социальных сетях и создать интерес к информации. Для этого следует опубликовать несколько постов с предложением получить важную или интересную информацию в случае соблюдения нескольких полезных действий: лайк, коммент и подписка. При этом обязательно следует обозначить дефицит предложения (только первым двумстам подписчикам) и четкий дедлайн (до 17 часов или до завтра). С помощью такого инструмента бесплатно можно значительно повысить охват любого поста и вызвать интерес к проекту или информации.

Все желающие могли продолжить креативные практики по генерации идей на мастер-классе Дарьи «Пиксель-матрица: придумать за 15 минут», суть которого состояла в создании до 50-ти интересных рабочих решений в команде за короткий период времени с учетом всех ограничений брифа (бюджет, аудитория и т. д.). Мастер-класс проходил в практическом формате креативной сессии и включал несколько этапов: генерация идей, оптимизация и презентация. С помощью особой техники работы с переменными ограничителями проекта (такими, как формат мероприятия, стилистика, главный персонаж, слоган, приглашение и общее действие) участники создали вариативную матрицу решений проекта и презентовали готовые идеи. 

Мастер-класс: «Со-единение.
PR, реклама, SMM – тренды 2019 и способы рассказать о себе миру»

Последним крупным блоком Лаборатории культурных проектов Culturalica 7 февраля стал разговор о продвижении. В рамках мастер-класса выступили сразу три спикера – известные в стране специалисты по PR и SMM.

Первой на сцену поднялась Лаура Джугелия, главный редактор интернет-портала Peopletalk.ru. Ее тема звучала так: «Как работать с блогерами? Продвижение с помощью хайпа». По словам Джугелии, хайп, другими словами ажиотаж, сегодня является мощным инструментом продвижения. Если правильно использовать громкие инфоповоды, можно не только нарастить количество подписчиков и увеличить показатели по трафику, который «льется» на сайт, но и заработать на этом. Однако не стоит забывать, что с таким материалом нужно работать аккуратно, ведь часто хайп все же имеет скандальную окраску. Как отметила сама Джугелия, не все поводы стоит брать в работу.

Самая главная «хайповая» площадка на сегодня – Instagram. Именно на этой платформе в первую очередь появляются громкие новости. Здесь же можно найти и подходящих блогеров для продвижения своего, скажем, события. Как выбрать того самого? Вот несколько советов от спикера. Так, в трендах – работа не с блогерами-миллионниками и звездами, а с более скромными персонами. Их называют микроблогеры – это пользователи, у которых насчитывается до 100 тысяч подписчиков. Здесь вы найдете и понятную аудиторию, и живых людей, а не накрученных ботов, и по-настоящему лояльное отношение к блогеру и к его советам: куда идти, что смотреть, где купить.



«Еще один плюс в работе с микроблогерами – возможность договориться о сотрудничестве на приемлемых условиях, если у вас небольшой бюджет на промо, чего нельзя сказать о крупных звездах, – делится опытом Лаура Джугелия. – Часто микроблогеры рассматривают бартер, что тоже очень удобно».

Но отправляясь на поиски нужного блогера, который поможет вам в вашем деле, не забывайте о фейковых страницах. Такие аккаунты могут прекрасно выглядеть, казаться живыми, с активной аудиторией, но по факту это лишь иллюзия. Есть пара способов, чтобы проверить, добросовестный ли перед вами блогер. Во-первых, Джугелия рекомендует обратить внимание на количество лайков под постами. Если под разными публикациями это количество окажется примерно одинаковым – это повод насторожиться. Во-вторых, не поленитесь заглянуть в аккаунты к подписчикам, которые оставляют комментарии. Возможно, там вы увидите пустые страницы.

Об имидже бренда в социальных сетях участникам Лаборатории Culturalica рассказала Александра Жаркова, сооснователь и директор по развитию коммуникационного агентства Setters. Ее презентация заняла, пожалуй, самый приличный объем времени блока по продвижению. А рассказать было, о чем: начиная со статистики использования социальных сетей в России, заканчивая трендами на ближайшие месяцы. О том, как работать с важными промо-инструментами, Александра рассказала в четыре словах: сложно, много, регулярно и круто. Самая главная загвоздка с социальными сетями – их невероятная скорость изменений. Обновления выходят настолько часто, что на сегодня нет никаких актуальных книг по SMM. «Пока их пишут, печатают и выпускают в свет – 90% информации в этих изданиях успевает устареть», – комментирует Жаркова. Поэтому, чтобы оставаться в теме, менеджеру по социальным сетям нужно постоянно находиться в сети и отслеживать все, что происходит. А после этого нужно еще и успеть использовать новые инструменты, иначе останешься в аутсайдерах.

Также Александра рассказала о том, из чего строится работа с социальными сетями, на что стоит обратить наиболее пристальное внимание (например, на точное определение целевой аудитории), как выбрать нужные площадки, как модерировать обратную связь с теми, кто на вас подписан, а также продемонстрировала самые яркие кейсы агентства Setters. И кратко о трендах от Александры: вертикальный контент в приоритете, так как потребление происходит чаще всего со смартфонов; активное использование Stories; видеоконтент останется на пике популярности; коллаборация между брендами – это здорово; нужно развивать клиентские сервисы – без этого сейчас никуда.

Закрыл серию мастер-классов Дмитрий Румянцев, создатель конференции «Суровый питерский SMM». Он делился с гостями лаборатории опытом продвижения услуг и событий в социальных сетях. За основу своего выступления спикер взял один полезный инструмент, который с недавних пор активно развивается ВКонтакте – рассылки. Но, конечно, речь идет не о спаме, когда вы пишете личные сообщения пользователям, а о так называемых «белых» рассылках. Делаются они с помощью специальных приложений, которые работают на базе ВКонтакте. Человек сам позволяет присылать ему письма от того или иного сообщества, а также может выбрать интересующие его рубрики. По словам Румянцева, это очень эффективный инструмент: такие сообщения открывают 80-90% пользователей, в то время как email-рассылка уходит на задний план.

В чем же главный плюс инструмента? Дело в том, что вы совершенно легально получаете доступ в личные сообщения своей аудитории. А чтобы нарастить эту базу, можно использовать и секретный контент, который достанется только тем, кто подписался на вашу рассылку, и розыгрыши подарков, и даже настроить целую серию полезных сообщений с авторскими уроками и лайфхаками.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов