Поиск по сайту

06 Февраля 2020

CULTURALICA: день первый


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Текст: Евгений Исхаков Текст: Евгений Исхаков
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

День панельных дискуссий и первого мастер-класса оказался богатым на яркие высказывания и неожиданные открытия. Рассказываем, как началась III Лаборатория культурных проектов CULTURALICA.

Пленарное заседание «Человек культуре»: лучшие цитаты

На первом пленарном заседании спикеры делились очень конкретным опытом – собственными историями создания и развития культурных инициатив. Приводим самые эмоциональные и образные цитаты.

Виктор Шалай, директор музея-заповедника «Владивостокская крепость», директор музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева (Владивосток):

«Мне хотелось хорошего не для всей Вселенной, не для всего музейного сообщества – мне хотелось, чтобы мой музей был лучшим. Поэтому, став директором, я повесил на двери табличку: «Я здесь, чтобы музей стал лучшим».  Мы не соревнуемся со столичными институциями, у нас нет амбиций переплюнуть Третьяковку и Эрмитаж – у нас своя планета, и мы считаем, что если будем за ней ухаживать, все будет хорошо».

«Нужно заставлять своих сотрудников ехать не только в Москву и Петербург. Не ездить по стране – значит не знать, как она устроена. Никогда не лишним будет увидеть страну, а стране – тебя. Иначе будет набор шаблонов: у тебя – про страну, у страны – про тебя».

Сергей Корсаков, режиссер, продюсер, Тиран Картонии, инициатор Российского Союза Уличных Театров и Артистов (Москва):

«Мы добываем в городах творческую энергию. Картония – страна без территории. У нас нет ресурсов, ни золота, ни бриллиантов, ни газа. Но у нас есть люди, и я призываю их присоединиться к Картониии только для того, чтобы добывать из них творческую энергию, на которой мы зарабатываем».

Федор Елютин, основатель независимой театрально-продюсерской компании «Импресарио» (Москва):

«Мы создаем экспириенсы: стараемся сделать так, чтобы зритель стал участником происходящего. Настало то время, когда в театре многое попробовали, и теперь хочется чего-то другого».

«Когда ты делаешь что-то новое, это будет всех пугать. Прежде всего – тебя».

«Мне хотелось бы, чтобы мой проект мог презентовать сам себя и работать автономно. Но нет. Я считаю, что если взять и убрать всех, кто сегодня на сцене, каждый из наших проектов закончится. До тех пор, пока у нас есть энергия, силы и желание, все будет двигаться».

Алексей Киселев, директор проекта «Мобильный художественный театр», редактор, журналист, театральный критик, куратор. Журнал «Афиша», фестиваль «Золотая маска», фестиваль «Форма» (Москва):

«Мы изобрели новый жанр. Участник ходит один на один с городом, среди пешеходов он обнаруживает героев спектакля, среди домов – декорации, а на небе он видит спецэффекты».

«С репутационной точки зрения кажется, что у нас все безупречно. Мы назвались театром, и наш первый спектакль номинировали на «Золотую Маску». Но когда ты говоришь слово «театр», в сознании человека это прежде всего место в календаре: он должен «забить» себе семь вечера через неделю. А если ты говоришь, что пойти в театр можно в любое время – спектакль начнется тогда, когда зритель нажмет кнопку, – он просто перестает воспринимать информацию».

Айрат Багаутдинов – руководитель образовательного проекта «Москва глазами инженера» (Москва):

«Архитектура – это, безусловно, искусство. Как и всякое другое искусство, оно имеет некий язык. И с этим языком происходит парадоксальная штука: с одной стороны, мы его совершенно не знаем, нас не учат его читать, не учат понимать, что рассказывают колонны, а что – сплошные стеклянные стены. С другой стороны, этот язык должен быть самым доступным и известным: в здании мы находимся прямо сейчас, ежедневно смотрим на фасады. Обидно, когда мы ходим по городу и не понимаем, что произведения архитектуры нам рассказывают. Поэтому мы поставили себе задачу научить людей языку архитектуры, чтобы прогулки по городу превратились в посещение галереи под открытым небом. И через это мы пытаемся привить людям любовь к этой среде».

«Экскурсионный рынок – довольно маргинальный: на нем нет больших игроков, а значит, нет больших штатов, рекламных бюджетов. Соответственно, цена услуг довольно маленькая. Когда ты пытаешься построить компанию, в которой есть маркетинговый отдел и рекламные бюджеты, большие обороты и объемы, немедленно вырастает себестоимость и финальная цена».

Мастер-класс как перформанс

Спикеры: основатель независимой театрально-продюсерской компании «Импресарио» Фёдор Елютин (Москва), директор проекта «Мобильный художественный театр», редактор, журналист, театральный критик, куратор, эксперт фестиваля «Золотая маска» Алексей Киселев (Москва).

Начали спикеры с того, что полностью поменяли тему своего выступления с «Новых форматов театра» на «Российский театр. Состояние». Алексей Киселев заявил, что театр сейчас находится в глубоком кризисе, к этому его привели 1920-е — 1950-е годы, когда власть застроила страну типовыми театрами и домами культуры. Политики хотели, чтобы драматурги писали идеологические тексты, а в театрах ставили идеологические постановки.

«Но что-то пошло не так, и работать система начала совершенно не так, как задумывали ее создатели. Они не учли самый главный фактор — человеческую природу. Все люди разные и естественно, что, как только человек становится драматургом или художником, режиссером или артистом, ему становится неинтересно делать так, как делают все. Ему интересно выработать собственный стиль, интересны общечеловеческие темы, которые лишены идеологии. В итоге получилось, что каждый театр начал работать по-своему, а театральная система быстро стала рассадником инакомыслия», — рассказал Алексей.

По его мнению, лучшим театром становится тот, в котором дирекция минимальна, труппы нет, а креативная группа постоянна. Она набирает актеров под определенные проекты. По этой схеме работают лучшие театры России, например, Культурный центр имени Мейерхольда и «Театр наций».

«В российском репертуарном театре человек приходит на гарантированную зарплату, ему дают свободу художественного высказывания, он может создавать спектакли годами. Это немыслимо для мировых театров, которые определяют срок выпуска постановки несколькими месяцами. Производственный процесс бродвейского типа выпуска спектаклей главенствует в мире, а в России режиссер может несколько лет репетировать и в итоге не выпустить премьеру».

В таких условиях необходимо обновление театра, которое позволяют осуществить лаборатории и фестивали. Лабораторный формат в театре, как и старейший российский фестиваль «Реальный театр», создал Олег Лоевский, чем изменил российский театр полностью. «Таких лабораторий нет больше нигде в мире», — отметил Алексей Киселев. После он перечислил доминирующие в современном театре жанры, они же оказываются наиболее интересными для афиш различных фестивалей. Это авторский театр, в котором идеологом и вдохновителем становится один человек, радикальный эксперимент и народный вербатим — документальный спектакль, сотканный из историй реальных людей. Все они рождаются в лабораторных условиях.

За краткой сводкой о состоянии современного театра следовало фееричное выступление Федора Елютина, в котором он подключил слушателей к зажигательным танцам и караоке. Федор показал, как из презентации сделать перформанс (и тем самымм проиллюстрировал выступление Алексея), а восторженный от такой подачи зал доказал: старые формы подачи историй и информации устарели, публике необходимы новые переживания.

В перерывах между интерактивами спикер рассказывал о проектах театрально-продюсерской компании «Импресарио». В каждом из них человек взаимодействует либо с актером, либо с другим человеком, либо с искусственным интеллектом. Такие спектакли выводят театр на высший технологический и психологический уровень и дарят уникальные, очень личные впечатления зрителям.

Пленарное заседание «Культура человеку»

На втором пленарном заседании речь шла о креативной экономике: как доказать власти и бизнесу, что в культуру нужно вкладываться финансово, и как оценить влияние культуры на территорию, сообщества и человеческий капитал.

Коновалова Елена, руководитель программ Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко (Москва):

«Оценка социальных эффектов – это задача комплексная, и она не может опираться на одни сухие численные показатели. Здесь очень много качественных вещей, которые измерить невозможно».

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина (Москва);

«Наш фонд видит свою миссию в том, чтобы поддержать лидеров – тех людей, которые сами являются творческими профессионалами и берут на себя ответственность, готовы меняться, менять среду и ведут за собой профессиональное сообщество или даже целый город – с тем, чтобы жизнь становилась лучше. Наверное, это наша общая цель. Таких людей много. И если их поддержать на старте, поверить в их идею, то они свернут горы. Эта поддержка не навсегда: благотворительный фонд не ставит перед собой задачу решить существующую проблему – он должен дать возможность попробовать».

«Почему бизнес поддерживает культуру и другие гуманитарные проекты? Потому что он, как и мы с вами, хочет, чтобы жизнь стала лучше. Это наша общая цель. Остается только найти общий язык, чтобы объяснить это друг другу».

«В первую очередь нужно обращаться к ценностным эффектам от культуры. Это и есть важное вложение культуры в решение задач общества. Это и расширение участия, и сохранение наследия, и развитие человеческого и социального капитала, идентичности. Культура помогает нам найти себя».

«Культура – важный элемент нашего благополучия и счастья. Сегодня культура, в том числе в России, рассматривается не только с точки зрения художественно-эстетической или социальной, но и как то, что помогает улучшать здоровье, интегрироваться, становиться частью глобального сообщества».

Непп Александр, доцент, старший научный сотрудник Уральского федерального университета (Екатеринбург):

«Экономическое развитие территории, как было неоднократно доказано в исследованиях, зависит прежде всего от привлекательности территории, а культура является весьма значимым фактором этой привлекательности».

«Развитие культуры и богемного класса позитивно влияют на толерантность населения, повышают комфортность территории, что привлекает креативный класс, что, в свою очередь, стимулирует инновационную и экономическую активность, способствует росту доходов – а это способствует привлечению инвестиций».

Херман Хорст, директор библиотеки Мидден-Брабант библиотечно-культурного комплекса LocHal в Тилбурге (Нидерланды):

«Публичные библиотеки в Нидерландах выполняют пять социальных функций. До кризиса 2008 года основной из них было чтение. Но затем нам пришлось задуматься и понять, что пришло время для усиления других функций – обучать людей навыкам, помогать развивать им свои таланты и объединять людей».

Алиса Прудникова, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Москва):

«Очень важно понимать, что биеннале – это проект, который работает с темой глобальности и темой амбиций – темой того, как эту территорию поставить на ту карту, о которой мыслит власть, человек. Мы хотим жить в Екатеринбурге и чувствовать себя в центре мировой повестки. Мы говорим власти, что Екатеринбург хочет быть различимым на российской и мировой картах. Мы говорим жителям: у вас проходит проект международного уровня, которого больше нет нигде – приходите к нам, это суперважно, это тот опыт, который вас изменит».

Наталия Шмелькова, исполнительный директор международного музыкального фестиваля «Ural Music Night» (Екатеринбург):

«Мы никогда не уедем из Екатеринбурга, потому что очень любим этот город и хотим, чтобы он развивался. И здесь есть эгоистичные цели: я хочу общаться с очень интересными людьми. А чтобы общаться с очень интересными людьми, нужно сделать так, чтобы они прекратили уезжать в Москву, Санкт-Петербург или еще дальше. Чтобы они прекратили уезжать, нужно устроить им интересную жизнь, хотя бы на одну ночь, когда они могут почувствовать себя свободными, стать частью чего-то большого, настоящего, эмоционального. И «Ночь музыки» – как раз про это».

Панельная дискуссия «Государственно-частное партнерство»

Как заметил модератор встречи, генеральный директор группы компаний «Ньютон» Алексей Глазырин, это была одна из самых ожидаемых дискуссий «Культуралики». В первую очередь потому, что в качестве спикеров выступали самые крупные застройщики Екатеринбурга: директор филиала компании «Брусника» в столице Урала Сергей Антонов, руководитель проектов АО «Форум групп» Антон Зелов, директор ООО «Prinzip» Геннадий Черных и руководитель «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев. Культурную сферу представлял начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Илья Марков.

У каждого из присутствующих девелоперов уже был опыт поддержки культурных инициатив. У всех также есть понимание задачи при проектировании новых кварталов заботиться не только о жилищном комфорте, но и создании новой среды и программировании контентной стратегии досуга для потребителя. Все отмечают тренд на социальное проектирование территории и появление многофункциональных культурных центров, у кого-то даже идет работа над этим, но пока реальных кейсов нет.

Среди главных проблем застройщики выделили отсутствие библиотеки технических требований с параметрами культурных учреждений (тех же школ искусств), чтобы можно было их учитывать и включать в проекты кварталов заранее, а также полномасштабного полилога власти, бизнеса, жителей и экспертов о стратегическом планировании города. Спикеры отметили, что им важно понять и договориться о том, как развивать Екатеринбург совместными усилиями, организатором такого разговора должна выступить власть. От культуры строители ждут профессионалов и яркого, современного контента.

Со своей стороны Илья Марков пообещал провести исследование культурных запросов горожан и к следующей «Культуралике» представить тепловую карту культурных потребностей, а также несколько успешных кейсов интеграции культурных площадок в строительные объекты.

Панельная дискуссия «Партнерство и спонсорство в культуре»

«Где брать деньги на культуру?» – так сформулировал основной вопрос дискуссии ее модератор, генеральный директор медиапроекта «Большой музей» Дмитрий Гусев. Среди спикеров были как специалисты в области спонсорства и маркетинга, так и представители крупного бизнеса: фандрайзер, директор «Sponsor Consulting» Евгения Мальцева, директор Фонда Мануса Бринкмана Бьорн Стенверс, советник Посольства Нидерландов по вопросам культуры Янет Веррейзер, директор по связям с общественностью Благотворительного фонда В. Потанина Юлия Грозовская и менеджер по коммуникациям бренда BMW Group Россия Илья Барышев.

В ходе беседы эксперты выделили несколько советов по построению коммуникации учреждений культуры со спонсорами:

- Необходимо предлагать компаниям не спонсорство, а партнерство. Для этого следует глубоко проанализировать потребности бренда и вместе с ним разработать такую интеграцию, которая могла бы повысить его добавочную стоимость;

- Нужно понимать всё о своем проекте: аудиторию, бюджет, интерес СМИ, варианты площадок и продумать все детали реализации, чтобы у партнера была вся конкретика;

- Необходимо четко осознавать свою ценность и сильные стороны, а также то, как это может усилить партнера. В случае с культурными учреждениями это социальное доверие, которое значительно выше, чем у коммерческих компаний;

- Важно предлагать уникальные события, ценности которых разделяет большинство горожан;

- Нужно создавать такие мероприятия, в которых люди, в том числе сотрудники корпораций-спонсоров, могли быть соучастниками контента и им была дана возможность создавать какой-то новый продукт, а само событие позволяло бы стать человеку более осознанным;

- С бизнесом следует выстраивать долгосрочные отношения и ценить спонсоров не только тогда, когда они дают деньги. Для этого можно формировать клубы друзей и придумывать полезные мероприятия для партнеров.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Александра / 07 Февраля 2020 в 20:54

Самая пустая из трех Культуралик. Единственный дельный спикер - Киселев

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов