Поиск по сайту

19 Ноября 2018

«ТОП-формат»: день первый

Панельные дискуссии XI Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат»


Мне нравится!

На ближайшие два дня Екатеринбург можно назвать столицей художественного образования России: сегодня в Центре культуры «Урал» стартовала XI Всероссийская научно-практическая конференция в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат». В программе первого дня – четыре панельные дискуссии: «Миссия», «Продвижение», «Кадры» и «Финансы», а также презентация Научно-методического центра «Секретные материалы, или Как рассчитать человеко-часы».

Приветствие участников

В конференции принимают участие представители детских школ искусств из 26 регионов России. Присутствуют в зале и почетные гости: руководители Администрации города Екатеринбурга и администраций районов города, представители Управления культуры города Нижнего Тагила, представители министерств культуры Пермского края и Магаданской области, Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Ведущий конференции Александр Кондратенко представил арт-спикера – директора Екатеринбургской детской школы искусств №4 «Арт-Созвездие» Владимира Бутакова – и предупредил, что арт-спикер может взять слово в любой момент; затем Александр предоставил слово для приветствия почетным гостям.

«Очень приятно, что встреча специалистов сферы дополнительного художественного образования детей стала традиционной именно в Екатеринбурге, и я не сомневаюсь, что сегодня мы с вами обменяемся замечательными практиками и найдем для себя что-то новое. Мне очень понравилась программа конференции: четыре панельные дискуссии охватывают практически все условия, которые должны быть созданы в каждом образовательном учреждении, чтобы оно достигало серьезных результатов. Я желаю все участникам конференции хорошего профессионального драйва: чтобы каждый зарядился на год вперед новыми идеями и смыслами», — поприветствовала участников конференции и. о. заместителя главы Екатеринбурга по вопросам социальной политики, исполняющая обязанности начальника Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Екатерина Сибирцева.

«Мне импонирует неугомонная позиция нашего Управления культуры, которое практически каждый год не только идет в ногу со временем, но и каждый год выносит на обсуждение ту или иную проблему. 2018 год не стал исключением: Управление культуры решило поместить под стекло микроскопа детскую школу искусств, чтобы рассмотреть, куда она движется, постараться увидеть проблемы и совместными усилиями попробовать их решить, — отметил депутат Екатеринбургской городской Думы Михаил Матвеев. — Екатеринбург всегда рассматривал детскую школу искусств как необходимый потенциал для формирования положительного имиджа и продвижения города».

Также участников поприветствовали уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова и уполномоченный по правам ребенка Игорь Мороков.

«Мы так тщательно готовились к конференции, так скрупулезно верстали программу, так тщательно подбирали спикеров и выдумывали все формулировки! Мы будем разговаривать, потому что самое главное – это не хвастаться какими-то достижениями (хотя это, безусловно, тоже нужно), а договариваться», — подчеркнула и. о. начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская, начав этими словами доклад «Система художественного образования Екатеринбурга: традиции и новации». В докладе шла речь об истории развития системы дополнительного художественного образования в России и Екатеринбурге; об уникальности муниципальной системы образования в области культуры и искусства; о принципиальной для создания современной модели городской системы художественного образования Программе развития муниципальных бюджетных (автономных) учреждений культуры дополнительного образования города Екатеринбурга «Талантливые дети – талантливый город» и о реализованных в рамках программы новациях; о качестве образовательной деятельности, которому всегда уделялось первостепенное значение; о научно-методическом сопровождении образовательной деятельности.

Татьяна Ярошевская коротко рассказала о ключевых проектах Управления культуры, поднимающих проблемы и презентующих достижения системы художественного образования Екатеринбурга. В частности, речь шла о Первом Уральском региональном культурном форуме Culturalica, в рамках которого велась работа над перспективной моделью формирования культурно-образовательных кластеров и интегрированного образовательного пространства; Первом Открытом всероссийском форуме театральных школ и театральных отделений детских школ искусств «Территория творчества» и регулярных научно-практических конференциях; о ежегодном общегородском широкомасштабном проекте «Открытый Форум юных дарований в сфере культуры и искусства «АртПоколение Екатеринбург»; Молодежном Форуме «АртПоколение Екатеринбург-300», проекте «Проведи лето с культурой!».

Также Татьяна Львовна обозначила вызовы нынешнего времени и актуальные на сегодняшний день задачи. Поколение Z, кадры, бренд детской школы искусств, финансы – вот те непростые темы, о которых предстоит поговорить на конференции.

Панельная дискуссия «Миссия»

Модератором панельной дискуссии «Миссия» (а также главным модератором конференции) выступила заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елена Соколова. Елена Викторовна пригласила к разговору спикеров, чтобы обсудить основополагающие вопросы конференции. Согласны ли вы, что детские школы искусств формируют креативный капитал города? Почему именно они способны его создавать? Как детские школы искусств влияют на имидж города? Как детские школы искусств влияют на формирование социокультурной среды города?

Депутат Законодательного Собрания Свердловской области, председатель Комитета по молодежной политике, развитию физической культуры, спорта и туризма Елена Чечунова отметила, что у художественного образования и школ искусств, безусловно, очень достойное и уверенное будущее. «Татьяна Львовна очень здорово сказала, что детские школы искусств – это выдумка советского государства. Это гениальная выдумка. Я училась в Нижнем Тагиле, абсолютно промышленном городе. Из класса 30 человек только трое не занимались в художественной или музыкальной школе. Тогда не было модного понятия «индекс креативности», но было четкое понимание, что в крупном промышленном центре нужны всесторонне развитые личности, что в художественное образование нужно вкладываться. В 90-е годы ситуация была сложной, город был на грани выживания, и говорили о том, что учреждения дополнительного образования нужно закрывать. К счастью, мудрый глава города сказал тогда, что этого делать нельзя – и музыкальные, художественные школы удалось сохранить. Сегодня Нижний Тагил – это город с высоко развитой культурой. Я считаю, что власть должна создавать общественные условия, благоприятные для развития талантов».

И.о. заместителя Главы Екатеринбурга по вопросам социальной политики, и.о. начальника Департамента образования Администрации города Екатеринбурга Екатерина Сибирцева рассказала о мировых тенденциях в сфере художественного образования и отметила, что чем выше социальный капитал человека, тем выше совокупный социальный капитал города. «У школ искусств – особая миссия: они формируют единое культурное пространство, в котором мы все с вами находимся. Именно благодаря нашей системе художественного образования выпускники школ искусств формируют тот культурный дискурс, который сегодня есть в любом серьезном мегаполисе. Именно на этой почве вырастают все культурные инициативы, которые есть сегодня в Екатеринбурге», — подчеркнула Екатерина Александровна.

И.о. начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская отметила, что искусство – один из важнейших ресурсов России. Также она подчеркнула, что основное направление деятельности школ искусств России – очеловечивание человека в условиях цифрового общества. «Школа искусств должна сохранять все наработанные ею уникальные методики – и должна быть современной», — отметила Татьяна Львовна.

Продюсер, директор фестиваля «Традиция» и фестиваля искусств для детей «Большая перемена» Мария Кубланова порассуждала о том, что такое социокультурная среда и система человеческих ценностей, роль в которой детских школ искусств трудно переоценить. Мария Михайловна также отметила, что ей близок тезис «очеловечивания человека». «В школе искусств ребенка заставляют вспомнить о том, что он – человек, заставляют чувствовать, взаимодействовать с другими детьми и самим собой. И через какое-то время он становится человеком, способным к самостоятельному мнению, мышлению, творчеству, — добавила Мария Кубланова. — Поэтому для меня социокультурная среда – это среда живых, настоящих людей – то, чего в нашем современном цифровом мире не хватает».

Также эксперты постарались порассуждали о том, отвечают ли сегодня детские школы искусств за воспитание будущих профессионалов? Или же тренд образования изменился?

Кандидат педагогических наук, Почетный работник образования РФ, депутат Муниципального Собрания района «Выхино-Жулебино» города Москвы, экс-директор, начальник учебно-методического отдела Детской школы искусств имени М.А.Балакирева Людмила Комарова сказала, что искусство – это то, что помогает познать мир через образы и символы, что и составляет человека. «Наша главная задача – через красоту, через искусство вести ребенка так, чтобы он остался истинным человеком, понимающим, что красота – это добро», — добавила Людмила Николаевна.

Заслуженный работник культуры РФ, директор Детской музыкальной школы № 7 имени С.В.Рахманинова Елена Бартновская, что никаких противоречий между традициями и инновациями нет. «В 2008 году в одном из интервью Денис Мацуев говорил, что самая наша большая беда в том, что педагоги школ искусств начинают уезжать из страны – именно тут мы можем потерять все. Мы не потеряли, сумели сохранить тот самый «золотой стандарт» благодаря тому, что в школах продолжают работать мастера, которые умеют и знают, как нужно воспитывать детей. И мы должны понимать, что общеразвивающие программы сегодня – это золотая жила, которую мы сегодня должны разработать».

Должно ли измениться содержание и форма обучения в современной детской школе искусств? В ответе на этот вопрос все спикеры сошлись во мнении, что содержание меняться не должно, ведь художественное образование обладает ценнейшим ресурсом – это индивидуальная работа  преподавателя с каждым ребенком. А вот о форме столь однозначного мнения нет: было отмечено, что традиции, которые бережно хранятся в детских школах искусств, должны быть современными, являться эталоном в современном мире. Впрочем, здесь самое время перейти ко второй панельной дискуссии – «Продвижение».

Панельная дискуссия «Продвижение»

Одна из самых острых дискуссий конференции развернулась именно здесь: спикеры то сходились, то расходились во мнениях, давали советы, а порой не стеснялись достаточно резко высказывать свою позицию. Так, на первый вопрос «ДШИ России – это бренд?» первым ответил модератор дискуссии Александр Кондратенко: нет, ДШИ России – не бренд. Почему же детские школы искусств не представлены в информационном пространстве так хорошо, как бы им того хотелось? Почему СМИ не пишут о ДШИ?

Плохой контент, непонимание того, с какими СМИ школы могли бы сотрудничать, отсутствие профессионалов, которые могли бы грамотно подавать контент – вот наиболее популярные ответы спикеров на данный вопрос. Однако понимают ли школы, какова цель их сотрудничества со СМИ? Алексей Владимирович Глазырин, генеральный директор группы компаний «Ньютон», вице-президент РАСО отметил, что необходимо определить стратегию продвижения, ответить себе на вопрос, нужно ли, чтобы общественно-политические СМИ писали о ДШИ, или же СМИ – не самый эффективный канал? Солидарен с ним и Евгений Фатеев, директор агентства StreetArt, сооснователь и куратор фестиваля уличного искусства «Стенограффия», член Общественной палаты Екатеринбурга: зачем выходить на «злой» медиарынок, когда можно, к примеру, создать глобальное community преподавателей, выпускников и родителей?

Главный редактор нашего портала «Культура Екатеринбурга» Елена Азанова и заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Алсу Асадуллина сошлись во мнении, что качественному контенту, который могут предоставить школы искусств, не хватает профессиональной подачи: в школах нет специалистов, которые могли бы писать хорошие тексты, не отпугивающие, а, напротив, привлекающие СМИ.

Генеральный директор информационного агентства «Европейско-Азиатские Новости» Анна Касюкова отметила, что очень важно определить, с какими СМИ школы хотят работать: отобрать те издания, которые сами школы считают серьезными и профессиональными, и подружиться с конкретными журналистами. «Нам, безусловно, важен трафик, и важны задачи, которые ставят перед нами наши учредители, — отметила Анна Владимировна. — Но нас также могут заинтересовать и ваши человеческие истории».

Как новости о ДШИ попасть в топ? Ответ на этот вопрос у всех экспертов был один: для начала нужно понять, нужно ли новостям о ДШИ попадать в топ – возможно, гораздо лучше определиться с целевой аудиторией и «попадать» в нее. «Не стоит переоценивать топ, — заметил Евгений Фатеев. — У человека есть ресурс внимания, он мгновенно забывает то, что было актуальным еще вчера. Поэтому попадание в топ не поможет решению стратегических задач. Нужно пытаться рефлексировать и попробовать создать свой медиарынок». Разумеется, если ДШИ все же по каким-то причинам нужно попасть в топ, путь есть – нужно создавать хайп. Однако гораздо разумнее, считают эксперты, идти свои путем, а не создавать мимолетные тренды.

Нуждается ли имидж ДШИ в апгрейде? Если да, с чего начать? Здесь мнения большинства спикеров сошлись на том, что апгрейд необходим: без него нет движения, развития, жизни. Однако меняться  нужно как с помощью профессиональных ресурсов, так и понимая, что будет лежать в содержательной основе апгрейда – так, Анна Касюкова в качестве интересной идеи для апгрейда предложила представить ДШИ как институцию, способную сформировать новую идеологию у подрастающего поколения, сформировать гармоничную личность.

Панельная дискуссия «Кадры»

Третья панельная дискуссия началась с видеоролика: рабочая группа оргкомитета конференции совместно с журналистами нашего портала провела опрос среди студентов творческих вузов, чтобы выяснить, какой видят свою будущую профессию студенты и видят ли они себя в будущем преподавателями детских школ искусств. Увы, немногие из опрашиваемых мечтают преподавать в ДШИ, но примерно половина допускает такую возможность. Выяснилось, что среди видимых студентами минусов преподавания – строгие рамки, создаваемые администрациями школ и не позволяющие молодым преподавателям творчески реализовываться; размер материального вознаграждения; очень трудная, по мнению многих, задача воспитания в детях любви к искусству.

Почему кадровый вопрос стал актуальным именно сейчас? Не секрет, что средний возраст педагогических коллективов стремительно растет, и в ближайшие 10-15 лет уникальная педагогическая традиция может быть утеряна. Как же сделать так, чтобы в детские школы искусств приходили работать молодые преподаватели?

Большинство экспертов отметили, что престиж профессии, невероятно высокий в 80-е гг. XX века, сейчас невероятно упал. Как отметил директор Екатеринбургской детской музыкальной школы №12 имени С.С. Прокофьева Илья Коптев, основная масса населения воспринимает детскую школу искусств как услугу, некий кружок, тогда как миссия школы, как уже говорилось выше, гораздо более высокая, чем представляется сегодня большинству родителей. Также в качестве причин падения престижа было названо появление множества новых интересных профессий, на фоне которых преподавательская деятельность несколько растеряла свою привлекательность.

На фоне падения престижа студентов пугает высокая ответственность и при этом – кажущаяся невозможность творчески самореализовываться. «Мы говорим студентам, что они должны преподавать, чтобы творчески развиваться – а они приходят в школы, где администрация пытается их приструнить, и очень жестко», — заметил преподаватель композиции, шрифта, руководитель отделения «Графический дизайн» Свердловского художественного училища имени И.Д. Шадра Максим Крюков.

Директор Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского (колледж) Александр Важенин отметил, что некая «заряженность на успех» у студентов – следствие воспитания в детской школе искусств, ведь достижения ученика измеряются дипломами, участием в конкурсах и фестивалях.

Возник закономерный вопрос: можно ли наладить связь детских школ искусств и вузов, чтобы профессиональное образование развернулось в сторону педагогики? Здесь у спикеров нашлась масса предложений. Илья Владимирович предложил начать с легких, но ярких проектов, которые бы вывели преподавателей из тени, позволили им показать широкой общественности, какие они творческие и незаурядные люди. Ректор Екатеринбургской академии современного искусства Инна Ахьямова отметила, что зачастую ссузы и вузы недостаточно хорошо выстраивают отношения с работодателями, а школам нужно формировать запрос в высшие учебные заведения, какие именно специалисты им нужны. Кроме того, считает Инна Анатольевна, в школы должен вернуться институт наставничества.

Еще один совет – на сей раз от директора Колледжа искусств Тюменского государственного института культуры Натальи Семешко – организовать практику на базе школ искусств, чтобы студенты могли познакомиться с преподавательской деятельностью и сделать выбор будущей профессии более осознанно.

Спикеры также отметили, что одна из важнейших проблем на сегодняшний день – потеря коммуникации: между современным учеником и преподавателем, молодым преподавателем и ДШИ, ДШИ и высшим учебным заведением… А потому состоявшаяся сегодня дискуссия – один из важнейших шагов на пути решения кадровой проблемы.

Панельная дискуссия «Финансы»

Еще один острый вопрос, поднятый на конференции, конечно же, касается финансирования. 36 детских школ искусств и Гимназия «Арт-Этюд», более 18 000 детей (12% от всего количества учеников в городе), конкурс – 12 человек на место. Очевидно, что у детских школ искусств нет проблем с нехваткой учащихся. Однако здесь встает другой вопрос: как сделать качественный скачок вперед? Не секрет, что практически все школы искусств Екатеринбурга объединены проблемой нехватки помещений и оборудования. Чтобы восполнить эту нехватку, бюджетного финансирования недостаточно – как же добиться дополнительных инвестиций?

Фото: Олег Ковалюк

Спикеры, сошедшись в том, что культурный образ жизни в Екатеринбурге уже стал трендом, а интересно и востребовано не только детское, но и взрослое художественное образование, перешли к особенно волнующему вопросу: как ДШИ стать привлекательным партнером?

Фото: Олег Ковалюк

Андрей Васильевич Ермоленко, начальник Управления рекламы и маркетинга ПАО СКБ-банк, рассказал о грантовых конкурсах Благотворительного фонда «Синара». Исполнительный директор Благотворительного Фонда «Фонд Тольятти», директор Детской музыкальной школы № 4 Борис Цирульников — о возможности краудфандинговой поддержки отдельных проектов и бизнес-концертах, исполнительный директор СРО Ассоциация строителей Урала Вячеслав Трапезников отметил, что потенциал детских школ искусств огромен с точки зрения бизнеса, и привел пример сотрудничества с крупным заводом на основе… любви.

Фото: Олег Ковалюк

«Если сегментировать территорию своего присутствия, то вполне можно понять, кому давать любовь, — подчеркнул Трапезников. — Ключевая вещь: сначала – любовь, потом – деньги. Предлагайте концерты для ветеранов, приоритетное зачисление – для детей работников завода. После того, как возникнет эмоциональная привязанность, можно приходить и предлагать свои проекты».

«Самое главное – не ходить и не спрашивать у бизнеса, что они хотят, а приходить и говорить: этот проект нужен городу, в него сегодня нужно вкладываться – и будет вам счастье», — отметил Борис Цирульников.

***

В оба дня конференции свои разработки представляет участникам Научно-методический центр Управления культуры: в первый день конференции была показана презентация «Секретные материалы, или Как рассчитать человеко-часы», которая вызвала у слушателей живой отклик и готовность к сотрудничеству; во второй день – презентация «Точка опоры, или Как управлять школой с помощью автоматизированных систем».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Елена Вавилова / 22 Ноября 2018 в 08:11

Профессиональная организация, реальное сотрудничество власти и школ искусств Екатеринбурга, отдельный респект личности Т Ярошевской. Спасибо за идеи

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов