Поиск по сайту

21 Ноября 2018

«ТОП-формат»: итоги второго дня конференции и всей конференции


Мне нравится!

XI Всероссийская научно-практическая конференция в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат» подвела итоги. Но прежде прошла работа в проблемных группах – локациях, посвященных основным болевым точкам на данный момент в сфере художественного образования. О сути этой работы и подведении итогов расскажем подробнее.

Жизненно важный дизайн

Куратором секции «Зеркало для героя», или Как создавать визуальные коммуникации» выступил Евгений Юрьевич Фатеев, директор агентства StreetArt, сооснователь и организатор фестиваля уличного искусства «Стенограффия», член Общественной палаты Екатеринбурга.

Начнем с того, что без отвечающей современным требованиям айдентики мы не видим объекта. Такова реальность, которую следует принять.

В этой локации Евгений поделился своим видением развития дизайна и продемонстрировал удачные примеры разработки айдентики. Современный человек – это «хомовиденс» (человек смотрящий), у него не логоцентрическая, а визуальная ментальность. Именно поэтому сейчас так важно построить правильную визуальную коммуникацию. Один из способов – создание собственной айдентики в том числе и в сфере художественного образования. Айдентика – это идентификация, способ самоопределения и трансляции информации о себе вовне, она задает особость и формирует сигнал для «своих», это своеобразное искусство декларации своей отдельности. Айдентика формируется из визуальной составляющей бренда (графема, логотип, знак) и ценностной (миссия организации).

По словам Евгения, умный и настоящий дизайнер никогда не начнет предлагать сразу графическую часть, этому должен предшествовать продолжительный период ценностного анализа организации, понимание своих конкурентных преимуществ (в отношении школ искусств это нарастающий серьезный рынок негосударственных школ, предлагающих художественное образование). Любая качественная айдентика сначала рождается из слов, она должна быть наговорена.

Визуальная композиция айдентики представляет собой слияние графического изображения и шрифтовой части, которая уже может наноситься на разные носители. И здесь всегда важно выбрать какой-то якорный и необычный носитель. Также важно, чтобы дизайнер предоставил инструкцию по работе с айдентикой и обозначил видение ее использования в будущем.

Хорошая айдентика рождает инсайтовый отклик, импульс, который базируется на эмоциональном опыте переживания как опознания «своего».

Как осуществить апелляцию к такому опыту и кодифицировать его в знаке? Для этого нужно знать мотивы своей целевой аудитории, в отношении школ искусств это может быть понимание, почему родители приводят ребенка именно в эту школу.

На примере собственных разработок Евгений продемонстрировал новый тип динамических и генеративных айдентик, которые выстраивают более эмоциональную коммуникацию со зрителем. Они отходят от чистого логотипического подхода, часто применяют анимацию, присваивают целые эстетики и вносят бесконечную вариативность трактовок. Как пример – логотип и бренд TEDxEkaterinburg, где в качестве идентификационного стержня был применен образ роя дрозофил (круг в хаосе).

Айдентика также может транслировать необычные, интересные посылы, связанные с будущим. Так, по словам Евгения, наступает эпоха неорхаики и неокустарщины, когда верх возьмет экономика взаимных услуг, большинство профессий будут автоматизированы и появится много незанятых людей. В этих условиях будет процветать рукотворное искусство и школы искусств могли бы формировать лучших людей для таких целей.

Главное, чтобы глаз горел

Работа локации «Пусть говорят», или Как формировать свой бренд» началась с презентации директора Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства при Департаменте культуры города Москвы Екатерины Андреевны Калачиковой «Модернизация творческого образования как системный проект». Московский эксперт рассказала о программе Правительства города Москвы «Искусство – детям», в рамках которой уже в этом году отремонтированы 63 здания школ искусств, предоставлены помещения для 7 учреждений. До 2021 года будут отремонтированы еще 149 ДШИ и найдены помещения 20 учреждениям. Помимо этого, школы будут оснащены современной мебелью, инструментами и техникой для развития и внедрения инновационных систем обучения. Дирекция разработала единый фирменный стиль для бренда «Московские школы искусств», в котором оформлены здания ДШИ и их виртуальные образы в соцсетях. «Ваш фирменный стиль может быть не близок вам, – предупредила Екатерина Андреевна. – Важно, чтобы он был близок вашей аудитории. Для этого нужно определить эту аудиторию и ее вкус».

Системный проект модернизации включает также обновленную систему аттестации преподавателей, которая является не карательным инструментом, а инструментом развития и роста педагога. В частности, она предполагает такие форматы, как выкладывание видео с открытого урока на канале YouTube, мониторинг родительских отзывов в интернете, тестирование, включающее, помимо вопросов по специальности, вопросы по психологии и педагогике, а также блок вопросов на эмоциональное выгорание педагога. Раздел программы «Человеческий капитал» включает курсы повышения квалификации самых разных уровней и направлений.

Модернизация творческого образования предполагает реализацию таких приоритетных проектов, как гранты мэра Москвы для ребят из детских школ искусств и арт-лаборатории. В московских школах искусств регулярно обновляются программы обучения, создаются факультеты «Новая музыка», «Перформанс», «Импровизация» и так далее. Екатерина Андреевна также рассказала о школе «Метод», созданной Дирекцией образовательных программ в сфере культуры и искусства. Это и дистанционные программы обучения для всей России, и летние школы по направлениям в США, Финляндии и Японии, и много еще чего интересного, что можно найти на сайте и в соцсетях школы.

Собственно практическая часть работы локации началась с определения целей продвижения детских школ искусств. Руководил процессом Алексей Владимирович Глазырин, генеральный директор группы компаний «Ньютон», вице-президент РАСО. Совместно с ним аудитория так обозначила ключевые цели:

  • выигрывать в конкурентной борьбе за контингент;
  • создать и поддерживать репутацию школы искусств, гарантирующей высокое качество образования;
  • доказать учредителю необходимость своего существования;
  • привлечь бизнес-партнеров и создать эндаумент-фонды;
  • привлечь лучшие педагогические кадры;
  • установить тесные контакты с сообществами: ученики, выпускники и т.д.

Когда цели были сформулированы, вся аудитория локации разделилась на четыре команды по типу школы: детская музыкальная, художественная, театральная, школа искусств. Каждой группе была дана сверхзадача: музыкальной – создать эндаунмент-фонд и привлечь 5 миллионов рублей; художественной – в три раза увеличить набор учащихся на внебюджет; театральной – создать репутацию; школе искусств – заручиться поддержкой Городской думы для строительства нового здания школы.

Для достижения сверхзадачи необходимо было определить целевые аудитории проектов и их ключевую ценность, а также придумать мероприятие, помогающее приблизиться к заветной цели.

В результате очень живого обсуждения родились идеи VIP-караоке, новогоднего фестиваля в торговом центре, пресс-конференции с участием именитых выпускников по поводу премьеры спектакля и флешмоб с участием депутатов под кодовым названием «Нужны только стены и крыша».

Все рожденные за два часа работы идеи модератор локации Алексей Глазырин признал жизнеспособными – бери и делай.

«Если вам нужна яркая идея продвижения, бывает достаточно собраться и пофантазировать. Главное, чтобы глаз горел», – резюмировал Алексей Владимирович практическую часть сессии «Продвижение».

К финансам через актуальную стратегию

В течение нескольких часов зеркала балетного класса отражали вовсе не тоненьких и грациозных танцовщиц, а пять столов, два флипчарта и презентационные экраны. Антураж дополнили 60 человек, желающих постичь азы правильного составления финансового плана, и трек-лидер локации «Ход конем», или Как привлечь инвестиции» – заместитель и.о. начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Вера Белоус.

В плане работы Вера Васильевна обозначила шесть основных вопросов: поиск интересного для целевой аудитории в собственной школе и создание основы для дальнейшей работы, содержание инвестиционного проекта, идеологическая часть стратегии, анализ среды и понимание преимуществ и недостатков школы, расчет окупаемости проекта, оценка рисков. Дальнейшую лекцию-обсуждение трек-лидер постаралась наполнить понятными каждому метафорами и сравнениями. Так, например, появились «Реально классная принцесса», символизирующая высокопрофессиональные и уважаемые школы искусств, к которым, однако, инвесторы (принцы) идти не хотят. И «Так себе принцесса» — различные коммерческие школы со слабой преподавательской базой, но сильной маркетинговой частью, которая привлекает инвесторов. Два схематичных рисунка помогли объяснить, что главное — это не только быть просто «красивым», но уметь себя подать, рассказать потенциальному партнеру и инвестору главные свои плюсы.

Помощником в этом станет инвестиционный проект, который должен быть составлен с максимальной заботой о человеке, который будет его читать. Так что главное в нем – краткость и прямолинейность. «Проявите заботу об инвесторе, не пишите описание вашей школы на пять страниц и не загружайте бумаги миллионом расчетов, – посоветовала присутствующим Вера Белоус. – А самое главное – пишите правду».

Основной составляющей стратегии, которая обязательно должна быть прописана в бумагах для инвестора, является миссия. Писать миссию участники локации учились уже на практике. Пять групп подыскивали наиболее верные слова, способные охарактеризовать высшую цель школы искусств, а затем озвучивали их трек-лидеру. Вера Белоус записывала самые точные и помогала раскрыть их смысл в более широком понимании. Так, например, было забраковано слово «обучение», а вместо него пришло «учение», как непрерывный процесс личностного роста.

Следующим практическим заданием стал SWOT-анализ, на котором присутствующие выделяли угрозы и возможности внешней среды, а также слабые и сильные стороны художественного образования. Тема вызвала жаркие споры. Здесь у сидящих за столами появилась острая потребность высказаться. Микрофон пошел по рукам и, казалось, ничто не может остановить оживленное обсуждение. Ведь присутствующим предложили задуматься о «больных мозолях». Таких, например, как избавление от направлений, которые не пользуются спросом, или уточнения слова «элитарность», отдающего снобизмом и высокомерностью.

Ярким впечатлением стал заготовленный Верой Белоус тест на актуальность знаний присутствующих о современной массовой культуре. На экране появилось изображение хлеба, гречневой крупы и десятирублевой монеты. Участникам локации предлагалось найти между ними что-то общее. Задание оказалось сложным, ведь работники детских школ искусств не знакомы с такими популярными исполнителями, как группа «Хлеб», певицы Лиза Монеточка и Гречка. То есть многие преподаватели просто не могут быть «на одной волне» со своими учениками, показать, что школе интересны увлечения ее учеников. Так слово «консерватизм» попало в колонку под названием «слабые стороны художественного образования».

Наибольшего волнения публика достигла, когда им предложили назвать конкурентные преимущества школ, в которых они работают. Каждая школа нашла, чем блеснуть: у одних — возможность научиться играть на арфе, у других — огромная территория, а у третьих и вовсе разработана совершенно уникальная авторская методика обучения.

Стоит отметить, что все школы искусств могут предложить что-то особенное, отличающее их заведение от остальных. Но им все же важно добиться не разовых денежных вливаний, а долгосрочного сотрудничества с инвестором. Здесь на арену выходит необходимость правильно рассчитать окупаемость проекта, в которой главную роль играют две формулы: показатель для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта и внутренняя норма доходности.

Заключительными стали слова Веры Васильевны об умении предвидеть риски проекта. Более того – заранее составить пути их обхода или разрешения в случае непредвиденных обстоятельств.

В чреде громких слов и формальностей не забыть о человеке

Одну из самых злободневных локаций «Ловушка» или Как решить кадровый вопрос» вели Илья Владимирович Коптев, директор музыкальная школа им. Прокофьева, и Наталия Владимировна Боталова, заведующая инновационно-методическим отделом научно-методического центра Управления культуры Администрации города Екатеринбурга.

Здесь, так же как и в других локациях, работа велась по группам, которым сначала была дана установочная информация, затем предложено задание, которое надо было выполнить с помощью модераторов. Кстати, модераторами выступали представители средне-высшего образовательного звена, что показывает, что им тоже интересна эта тема, что при личном контакте они даже готовы помогать школам с кадрами.

Для начала с установками выступили представители ссузов и вузов, поделившиеся тем, как они работают с распределением и профориентацией студентов, а Наталья Баталова рассказала, какие можно применять нормативные «ловушки» для кадров. Затем участникам было дано задание разработать модель, при которой выпускник детской школы искусств выбрал бы связанную с ней профессию, то есть схему, которая вернула бы его в школу как ценный кадр.

В этой модели практически у всех групп участвовали: учредитель ДШИ, само ДШИ, ребенок (иногда плюс его родитель), система среднего и высшего профессионального образования – ссузы и вузы. Примечательно, что в одной из групп еще вспомнили о существовании социума – общества, которое вроде как и формирует запрос на какие-либо компетенции. Кроме того, именно общество – это то, с чем надо работать сейчас, чтобы поднять в принципе престиж работы учителем, педагогом, преподавателем. Это тот базис, без которого ничего другого не будет.

Очень интересной показалась находка еще одной из групп, где в качестве единицы модели был взят не просто ребенок, а семья ребенка (то есть ребенок и его законный представитель), потому что мы как личности формируемся в семье, практически на 90 процентов наша профессия – это результат влияния (возможно и по принципу «от противного») родителей на нас. Такая формулировка «семья ребенка» позволила участникам группы простроить схему работы с родителями, натолкнула их на мысль создания чего-то вроде «Школы родителя, чей ребенок учится в ДШИ», где бы им подробно объясняли и показывали, чем отличается, к примеру, художественное образование от развлечения в секции, или как влияет степень участия родителя в жизни ребенка в его мироощущении.

Вообще, работа в группах позволила участникам высказаться и вынести на обсуждение ключевые проблемы по теме «Кадры». Одной из ключевых стала проблема снижения престижности профессии учителя – краеугольный камень. Вторым по значимости стал вопрос финансовый именно для молодых специалистов, которые не могут себе позволить получать сумму меньше прожиточного минимума, а это значит, что они приходят сразу на две, три ставки. Такая ситуация – это путь к скорополительному выгоранию. Именно система входа в профессию – больное место для молодых преподавателей. Третья проблема, которую обсуждали все участники, – это утраченный во многих образовательных учреждениях институт наставничества опытных специалистов над молодыми. Четвертая проблема – формальное прохождение педагогической практики студентами – они даже не доходят до школ. При обсуждении этой проблемы прозвучало очень качественное предложение, которое можно осуществить опять же при личных связях с руководством ссузов и вузов – это участие педагогов-практиков в педагогической практике студентов: «Практика с практиками».

К сожалению, даже само выстраивание работы этой локации показало, что любой нормативный и формальный подход, при котором не слушают практиков, а значит – выхолащивается сам человек (а именно он объект и субъект в этой теме), неминуемо рождает результат «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

По-прежнему при решении кадрового вопроса администрациям школ приходится опираться только на личностный подход и индивидуальное ведение талантливого ребенка в профессию, курирование его после выпуска из школы во время получения профессионального образования. Кроме того, оказалось, что администрациям школ, которые заинтересованы в этом, надо заручиться прочными личными связями с преподавателями и руководителями ссузов и вузов, куда пойдет учиться их выпускник, чтобы на этой ступени он «не соскочил», как это часто и бывает в современных реалиях.

«Никто никому ничем не обязан, но каждый друг другу нужен», – эти строки Омара Хайяма напомнила начальник отдела по практическому обучению, председатель службы содействия трудоустройству выпускников Курганского областного музыкального колледжа имени Прокофьева Татьяна Петровна Иванова. Пожалуй, именно их и стоит взять на вооружение.

Базис, без которого никуда

Философская площадка поднимала фундаментальные вопросы и называлась так: «Иные», или Как научить современного ребенка». Одна из ее ведущих – заместитель директора по учебно-методической работе Деткой школы искусств №4 «Арт-созвездие» Татьяна Борисовна Нечаева.

Результатом локации стала схема, на которой подробно объяснялось, как можно учить современного ребенка. Эта локация предложила создавать единое образовательное поле «школа – семья», основываясь на аксиологичски личностно-ориентированном подходе. Самое главное – преподавателю стоит искать общее ценностное поле, которое бы включало те ценности, которые ребенку транслируются в школе, и те, которые ему транслируются в семье. Так в образовании будут сразу три субъекта: преподаватель – ребенок – семья. Так можно добиться лучшей мотивированности ребенка, лучшей согласованности действий с родителями, а значит – качество образования повысится.

Живое и живительное слово

Одной из главных задач конференции по итогу стала возможность высказаться всем участникам – не только спикерам. О проблемах говорили на локациях, а тем, кому не хватило, можно было выступить в рамках свободного микрофона на заключительной секции. Так, одним из ценных предложений стало предложение приглашать представителей администрации на практические локации представителей администрации тех городов, откуда были участники, для большей практической пользы и чтобы их услышали.

С заключительным словом о профессии в культуре выступила и.о. начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Львовна Ярошевская. Это была мотивационная речь о том, что надо не забывать своего внутреннего ребенка и «играть» задачами, решая их; надо встречаться, разговаривать с профессионалами, окружать себя людьми, которые в чем-то лучше нас, чтобы развиваться; надо не бояться конкуренции и выбирать себе сильную команду, которая будет горы сворачивать; надо помнить, кто мы, что стоит за нами и четко представлять, куда мы идем; надо не впускать в себя глупость; надо приходить к людям и заряжать их, быть в тонусе, нести культуру в массы; а самое главное – надо вести здоровый образ жизни, потому что люди культуры, тем более сферы художественного образования – пример для всех.

«Надо всегда находить время для раздумья, – вдохновляла Татьяна Львовна Ярошевская. – Жизнь – стремительная, но важно находить время подумать о себе, своей жизни. Если мы один раз признаемся себе, что весь этот огромный мир лежит внутри нас, что мы – этот мир, то мы тут же начинем нести ответственность за него, не перекладывая ни на кого другого».

По итогам работы будет сформирована резолюция (см. проект). Выработанные предложения будут направлены в адрес Министерства культуры РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, в адрес вузов и ссузов в сфере культуры и искусства, детских школ искусств. Предложения касаются форм поддержки муниципальных систем художественного образования и молодых специалистов, создания инвестиционных проектов, направленных на поддержку творческой деятельности и улучшение материально-технической базы детских школ искусств, использования инновационных подходов в обучении детей и продвижении учреждений культуры дополнительного образования.

Все презентационные материалы конференции будут представлены на сайте в этой рубрике позднее.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов