Поиск по сайту

23 Марта 2021

Топ-формат. Единая экосистема

О дискуссионной панели «Объединение/Хранители»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Рассказываем о второй панельной дискуссии в рамках XII Открытой научно-практической конференции «Детская школа искусств: ТОП-формат. Новые коммуникации». Ее посвятили вопросам кадрового обеспечения школ искусств – их проблемам и возможным решениям.

Модератором встречи выступила директор Детской музыкальной школы №11 имени М.А. Балакирева, руководитель Городского ресурсного центра по направлению «музыкально-теоретические дисциплины», член экспертного совета федерального ресурсного методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Российской академии музыки имени Гнесиных Елена Батанова.

«Любой преподаватель сферы художественного образования — гарант сохранения и развития великих традиций российских исполнительской и педагогической школ. Мы формируем будущее российской культуры, воспитывая будущих профессионалов. Качество их обучения зависит от того, насколько крепко выстроено взаимодействие между школой, колледжем и вузом. Об этом взаимодействии, о том, как оно развивается и какие в нем существуют проблемы, мы и поговорим на панельной дискуссии», — Елена Батанова сразу обозначила тему предстоящего разговора и, без долгих вступлений, обратилась за ответом к спикерам. Для модератора важным было артикулировать произошедшие в сфере изменения и их влияние на преподавательскую деятельность.

Мнение: престиж образования в сфере искусства растет

По словам директора Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского (колледж) Александра Важенина, выпускники школ искусств переходят на следующую ступень образования подготовленными, даже больше — уровень их мастерства динамично растет. Как и конкурс на поступление. Если раньше в среднем он был 1,5-2 человека, то сейчас по 10-12 человек. «И это результат работы школ дополнительного образования, — добавляет Александр Николаевич. — Возвращается мода на образованность и престиж творческой профессии. Родители знают, что их ребенок, получив, например, музыкальное образование, сумеет встать на ноги».

Мнение: чтобы сохранить исполнительскую школу нужно сохранять педагогические династии

Свой спич Александр Важенин продолжил фактом о том, что особенно много умелых ребят приходит из тех школ, в которых действуют коллективы — ансамбли, хоры, оркестры и другие совместные концертные формы. И в этом случае важна личность руководителя — того, кто сумел собрать ребят и помочь им работать в команде. Причем, среди подобных специалистов встречается как «старая гвардия», так и молодые преподаватели, потому стереотипы о том, что «раньше учили лучше», можно отбросить.

Наиболее сильными конкурентами в сфере музыкального преподавания становятся продолжатели традиций великих учителей — члены преподавательских династий. Они формируются не только по кровному родству, но по способности сохранять и приумножать методики известных учителей и культурных деятелей.

Мнение: у современных педагогов недостаточно мотивации и завышенные ожидания

Следующим выступил заслуженный работник культуры РФ, директор Екатеринбургской детской школы искусств № 4 «АртСозвездие» Владимир Бутаков, который на протяжении 38 лет работал в одной школе и с особой внимательностью наблюдал за сменой поколений. По его мнению, престиж преподавательской профессии 38 лет назад был гораздо выше, а молодых специалистов отличал педагогический романтизм и социальный оптимизм.

«Сейчас же этого нет. Оптимизм уступил место профессиональному прагматизму, да и романтического огонька стало меньше. Преподаватели очень хорошо знают, как вести урок, но проявляют меньше творчества в своей деятельности, — рассказал Владимир Владимирович. —Мотивации нет в том числе и из-за низкой ставки, потому задача руководителя в том, чтобы поддерживать молодого педагога, в том числе и материально».

Отпугнуть молодежь может не только зарплата, но и недостаточная техническая оснащенность школ, бумажная работа, которой в сфере преподавания немало. Здесь в игру вступает несоответствие ожиданий от романтического образа роли учителя и его реальные обязанности.

Мнение: роль практики очень важна

Преподаватель, организатор профессиональной педагогической практики Свердловского художественного училища имени И.Д. Шадра Руслан Фатхисламов отметил, что педагогическая подготовка студентов особенно ценна для училища. В обучении ей посвящен целый модуль, включающий в себя педагогическую практику. Это проектная работа, участие в важных событиях художественных школ, наблюдательная и творческая практики.

«Основы нашего модуля заложили еще в 1992 году, и в Екатеринбурге нет ни одной художественной школы, в которой бы не работали наши выпускники», — отметил Руслан Магданович. Своим тезисом он подкрепил слова о необходимости поддерживать и преумножать традиции, какую бы оскомину не набили эти слова.

О работе в этом направлении рассказала и кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Людмила Робустова. В ее учреждении существует отдельная кафедра музыкального образования и просвещения, в которой главной установкой стало раскрыть творческий и педагогический потенциал студентов.

Мнение: необходимо взаимодействие между школой, колледжем и вузом через целевое обучение специалистов

То, что о педагогическом направлении не забывают и в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, отметила и его советник ректора по стратегическому развитию профессионального музыкального образования, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки и доцент Елена Панкина.

Она акцентировала внимание на том, что в структуре всех музыкальных и художественных вузов всегда присутствовало психолого-педагогическое направление, которое выливается в соответствующую главу в выпускной работе студента. «С объемами в этих дисциплинах все в порядке, но качество обучения важнее, чем его объем. А направление развития сотрудничества образовательных учреждений с музыкальными учебными заведениями среднего профессионального и дополнительного образования слабо развито. Необходимо расширение работы со школами как с работодателями, проговаривание содержания обучения будущих педагогов», — обозначила проблему Елена Валерьевна.

Проблема воспроизводства кадров решаема при помощи целевого приема специалистов. «Вуз сможет принять потенциального целевика или заключить договор о целевом обучении в отношении студента, который уже учится. Но многое зависит и от работодателя, а необходимость выполнения этих обязательств многим видятся трудноразрешимыми. Как мне кажется, к этим вопросам можно подойти творчески и легко найти при желании пути решения», — дополнила спикер.

Мнение: необходимо идти на встречу друг другу

Заслуженный артист РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов, ректор Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В. Рахманинова Роман Бажилин работает в одном из немногих музыкально-педагогических университетов, подведомственных не Министерству образования, а культуры. В его вузе все ступени, школа и высшее учебное заведение, находятся под одной крышей, потому фактически институт сам готовит для себя студентов, а после и преподавателей, формируя те самые педагогические династии. И в этой системе все стороны идут навстречу друг другу.

Завершив часть вопросов-ответов, Елена Батанова предложила каждому спикеру напоследок озвучить свои предложения системе художественного образования.

Елена Панкина предложила сообществу руководителей музыкальных школ и искусств укреплять и расширять целевую подготовку для своих учреждений.

Руслан Фатхисламов — необходимость выстраивать двухстороннюю коммуникацию между училищами и школами.

Александр Важенин — поддержать директоров тех школ искусств, в которых есть крупные коллективы и самих руководителей этих команд. «Им нужно помогать и морально, и материально, ведь сшить сценические костюмы, найти автобусы, отправить на конкурсы сможет позволить себе не каждый директор и руководитель, а ведь это еще воспитательная и организационная деятельность», — заметил Александр Николаевич.

Людмила Робустова — наладить регулярный межрегиональный обмен опытом, мнениями и информаций с включением всех ступеней образования.

Роман Бажилин — увести школы искусств из сферы дополнительного образования и вернуть в обязательное.

Владимир Бутаков подчеркнул, что все учреждения художественного образования – одна экосистема. И предложил более эффективно и творчески использовать механизм педпрактики.

Он же закончил панельную дискуссию поэтическим напутствием молодым педагогам:

Товарищ, верь – взойдет она, звезда учительского счастья,

И ученик вам скажет: «Здрасьте!» – запомнив ваши имена.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры