Поиск по сайту

24 Марта 2021

Топ-формат. Родитель: отстранение, вмешательство или сотрудничество?

О тематическом блоке «Притяжение/Родители»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Третий тематический блок XII Открытой научно-практической конференции «Детская школа искусств: ТОП-формат. Новые коммуникации» был посвящен взаимодействию школ с родителями как важными участниками учебного процесса. Блок состоял из двух частей – панельной дискуссии, в которой спикеры обсуждали наиболее проблемные вопросы, и управленческой лаборатории, в которой прозвучали доклады о реальном опыте отдельных школ.

Модераторами панельной дискуссии «Притяжение/Родители» выступили преподаватель Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие», руководитель Образцового театрального коллектива «Содружество театров «Фарандола», заведующая городской методической секцией преподавателей детских школ искусств по направлению «Театральное искусство» Татьяна Левина и кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-методической работе Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие», координатор городского ресурсного центра «Театральное искусство» Татьяна Нечаева.

Вступлением к дискуссии стал видеоопрос родителей учащихся Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие». Им задали три простых вопроса: почему они выбрали эту школу; что не устраивает в работе школы; каковы ожидания после ее окончания? Ответы оказались достаточно предсказуемыми: на выбор школы влияют ее местоположение, престиж и отзывы; среди ожиданий – не только дальнейшее образование, но и качественное воспитание ребенка; из проблем – теснота, материальное обеспечение школы, загруженность педагогов не воспитательными, а административными задачами. Однако ни один из родителей не рассказал о каких-либо трудностях в коммуникации с администрацией школы или преподавателями ребенка.

Поэтому дискуссия началась с вполне резонного вопроса: а есть ли у школ дополнительного образования трудности в коммуникации с родителями? Преподаватель Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие» Татьяна Левина предположила, что проблема может таиться в несовпадающих взглядах родителей и педагогов на художественное образование: если для школ искусств обучение ребенка искусству – это миссия, то для современных родителей – услуга.

Заместитель директора по учебно-методической работе Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие» Татьяна Нечаева представила результаты анкетирования, проведенного среди родителей. В опросе приняли участие две группы: 621 родитель из ДШИ Екатеринбурга и 732 родителя из детских школ искусств со всей России.

Как показали результаты опроса, 48 процентов родителей, чьи дети обучаются в детских школах искусств Екатеринбурга (первая группа), считают, что такое обучение прежде всего нацелено на выбор профессии в области культуры и искусства. Интересно, что этот показатель почти в два раза выше, чем у участников опроса из второй группы (всего 26%). Кроме того, ответы большинства опрошенных показали, что в отношениях с преподавателями царят взаимопонимание и доверие. В ответ на вопрос, что не удовлетворяет в работе детских школы искусств, родители назвали состояние здания или материальной базы (71%), расписание (26%), дистанционное обучение (19%), информирование (16%) и только 2% отметили свою неудовлетворенность отношением сотрудников школы к детям и родителям.

Затем слово предоставили экспертам. Руководитель Городского ресурсного центра «Музыкальное искусство: хоровое и академическое сольное пение», директор Детской музыкальной школы №7 им. С.В. Рахманинова Елена Бартновская отметила, что на протяжении ее богатого преподавательского стажа (с 1992 года) в коммуникации с родителями ничего не поменялось. Безусловно, есть непростые случаи, но они единичны. Тем не менее, проблема все же существует, и вызвана она тем уроном, который нанесла пандемия: были утеряны живые коммуникации, что негативно сказалось и на образовательном процессе (на дистанте дети разучились учиться), и на контакте родителей с преподавателями (не соблюдалась культура цифрового общения). Тем не менее, Елена Евгеньевна выразила надежду, что с завершением этого непростого периода живой контакт поможет уладить все накопившиеся проблемы.

Основными проблемами, с которыми родители приходят к директору, Елена Евгеньевна назвала расписание и неконтакт с преподавателем. И подчеркнула, что в каждом случае важно не доводить дело до конфликта, а обсуждать трудности с директором или завучем – в таком случае они постараются сделать все, чтобы ребенку было комфортно.

Член Творческого союза художников России, член правления Международного союза педагогов-художников, руководитель Арт-школы «Рисуем» (Покров) Светлана Суздальцева отметила, что главный опыт, который она вынесла из своей преподавательской деятельности – это избежание конфликтов. Так, школа «Рисуем», как и все ДШИ, была вынуждена перейти на онлайн-обучение в марте 2020 года, поэтому директор, осознавая разницу между офлайн- и онлайн-образованием, приняла решение о бесплатном обучении в самые непростые для школы и учеников времена.

В обсуждении приняла участие и юридический консультант, председатель наблюдательного совета Екатеринбургской детской школы искусств №4 «АртСозвездие» Ольга Тарасова подчеркнула, что в случае возникновения проблем между родителями и школой решать их необходимо в правовом поле. Проблемы могут быть разными: родителей не устраивает стиль преподавания (слишком жесткий или, наоборот, чересчур либеральный), оценки, общее отношение. Однако если родители прекрасно знают свои права, механизмы защиты и успешно ими пользуются (существует даже термин «родительский терроризм»), то педагоги не всегда оказываются готовыми к решению конфликта в правовом поле.

О сути конфликта родителей и педагогов порассуждала преподаватель Свердловского музыкального училища имени Чайковского Елена Сагарадзе: «Родители сегодня очень напряжены. Ребенок стал очень большой ценностью, главным проектом семьи. Родители крайне озабочены его будущим и им кажется, что каждым своим поступком, словом, выбором – в том числе выбором школы – они совершают непоправимое действие в отношении будущего ребенка. Как это проявляется в отношениях со школой искусств? Родители хотят как можно больше знать и понимать, что происходит с детьми в стенах школы, более того – влиять на этот процесс». Здесь, по мнению спикера, и возникает проблема.

Идеальный родитель в представлении преподавателя – тот, кто, с одной стороны, смотрит на преподавателя с уважением, полностью ему доверяет и не ставит под сомнение его цели и методы работы, а с другой – помогает преподавателю, контролируя ребенка. А родителей волнует, как ощущает себя ребенок: не обижают ли его, не занижают ли оценки, не перегружают ли, учитывают ли его индивидуальность. Со своей тревогой они приходят к преподавателю – и преподаватели считывают эту тревогу как неуважение. Таким образом с обеих сторон возникают когнитивные искажения, и эмоциональная включенность как родителей, так и педагогов мешает разрешить конфликт конструктивно. Иногда возникают и крайние ситуации, которые необходимо разрешать в правовом поле.

Ирина Зимина как представитель родительской общественности отметила, что у конфликтов есть и положительная сторона – они стимулируют перемены к лучшему. Однако это возможно лишь в том случае, когда между родителями, педагогами и администрацией школы происходит конструктивный диалог.

Порассуждали эксперты и о том, как можно улучшить ситуацию. По мнению юриста Ольги Тарасовой, педагогам важно быть более подкованными в вопросах о защите своих прав (на сегодняшний день наиболее острые из них – о защите права на выбор форм и методов обучения, защита от невмешательства в учебный процесс, защита чести, достоинства и репутации). Кроме того, в конфликтных ситуациях педагогам крайне важна поддержка школы – однако сегодня администрация чаще встает на сторону родителей.

По мнению Елены Сагарадзе, именно школа искусств – педагогический коллектив и каждый педагог в отдельности – должна влиять на создание конструктивных отношений с родителями, ведь в профессиональный комплекс преподавателя входят эмоционально-коммуникативные компетенции, в то время как профессии большинства родителей таких компетенций не требуют. Более того, очень важно качественно менять систему отношений с родителями: «точкой входа» может стать совместное целеполагание, проговаривание ответственности каждого участника образовательного процесса, «сверка часов» в достижении целей.

Ирина Зимина и Елена Бартновская сошлись во мнении, что необходимо прорабатывать самые разные способы взаимодействия школ с родителями – и традиционные (родительские собрания и индивидуальные беседы), и нетрадиционные (совместные творческие проекты). Неважно, самоустраняется родитель от образовательного процесса или стремится в него вмешаться – решением проблемы могут стать любые меры, которые переведут родителя в ранг соратника.

Управленческой лаборатории «Детская школа искусств как точка опоры: шаг навстречу» (взаимодействие школы с родителями) спикеры делились интересными исследованиями, самым разным опытом взаимодействия с родителями, а также будущими проектами.

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей прикладной психологии факультета социальной психологии Гуманитарного университета Людмила Тарасова поделилась результатами исследования, в рамках которого изучалось влияние обучения в детской школе искусств на формирование личности ребенка. Согласно ему, творческая деятельность влияет не только на положение человека в социуме и на становление его личности, но также формирование жизнестойкости.

Елена Бартновская рассказала об опыте взаимодействия с родителями как с соратниками: в Детской музыкальной школе №7 имени С.В. Рахманинова мамы и папы приходят не только на родительские собрания, но и на субботники, и даже поют в хоре.

Татьяна Левина представила проект «Школа родительского искусства», который существует вот уже 15 лет.

Этот проект – важный пример того, как может быть выстроена системная работа с родителями. Сегодня школы стараются улаживать возникающие конфликты, однако, судя по рассуждениям спикеров, зачастую «перемирие» достигается непросто: порой в ущерб педагогу, порой в ущерб родителям, вынужденным выбирать для ребенка другую школу, порой – путем судебных разбирательств. Но если работа с родителями станет системной, то многих конфликтов можно будет избежать; в таком случае наверняка не пострадает тот, кто больше всего заинтересован в сотрудничестве школы и родителей, то есть ребенок.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры