Поиск по сайту

24 Января 2019

Екатеринбургский пульс: литература

Приглашаем к обсуждению статьи


Мне нравится!

8 февраля в рамках II Лаборатории культурных проектов CULTURALICA состоится обсуждение исследования культурной среды нашего города «Екатеринбургский пульс». Мы выкладываем для широкого обсуждения очередную статью первой рабочей версии этого проекта «Литература». Автором ее является куратор социокультурных проектов и выставочной работы Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г.Белинского, книжный обозреватель, поэт, литературный критик Евгений Иванов.

Напоминаем, что у вас есть возможность высказать экспертам исследования свои мысли, идеи, вопросы и предложения по «Екатеринбургскому пульсу». Присылайте их на почту news.culture@mail.ru, оставляйте комментарии к этой новости или к постам в наших соцсетях в Вконтакте и Фейсбуке.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Литературная карта Екатеринбурга представляет собой многоликую картину с богатой инфраструктурой, как официальной, так и неформальной, самоорганизующейся. Точками на этой карте отмечены библиотеки, комплекс «Объединенный музей писателей Урала» в Литературном квартале, филологический факультет УрФУ, Екатеринбургский Дом писателя, редакция журнала «Урал», книжные магазины. Литературную жизнь и литпроцесс, вектор их развития формируют и определяют писательские организации, фестивали, издательства, институт критики, институт литературных премий, поэтические и творческие группы, литобъединения и клубы, курс «Литературное творчество» в Екатеринбургском театральном институте, созданные на основе самобрендирования «Уральская школа драматургии» (главный ее идеолог Николай Коляда) и «Уральская поэтическая школа» (она обоснована и культивируется Виталием Кальпиди).

История уральской литературы и ее культурное достояние связаны с творчеством признанного классика Д. Н. Мамина-Сибиряка, писателя, чьи произведения не утратили своей актуальности и остаются высокими образцами русской словесности.

Екатеринбург обладает литературными брендами, которыми можно гордиться и при умелом использовании извлекать из них социокультурные и туристические дивиденды. Бажов, Крапивин, Рыжий – люди-бренды, несомненный символический ресурс города. (Можно назвать в этом списке и Илью Кормильцева, но он принадлежит не только литературному пространству, но и музыкальному).

На первом месте стоит Павел Петрович Бажов, сотворивший и оставивший екатеринбуржцам, благодаря своим сказам, цельный мифологический постфольклорный мир, населенный множеством запоминающихся персонажей, насыщенный легендами, привязанными к местности. Его творчество предвосхитило появление недавней теории о «горнозаводской цивилизации» (активным проводником которой выступает популярный писатель Алексей Иванов, учившийся в Екатеринбурге) и стало народной энциклопедией уральского камнерезного дела.

Другой «живой бренд», продолжающий жить и работать в городе – Владислав Петрович Крапивин, в этом году писатель отмечает свое 80-летие. Его именем не так давно названа областная детско-юношеская библиотека и международная детская премия. Его многочисленные книги приключенческого и фантастического жанров не оказались за бортом читательского внимания, как многое из советской литературы, что уничижительно называли «пионерской прозой». Лучшие книги Крапивина остаются востребованными, регулярно переиздаются, имеют своих поклонников и даже фанатов среди юных читателей и способны сослужить хорошую службу в качестве «романов воспитания». Необходимо систематически популяризировать их в школах, в других образовательных учреждениях, последовательно включать в списки для внеклассного чтения. Во всех отношениях уникальный опыт социальной педагогики, многолетний эксперимент, которому найдется мало аналогов в мире, по созданию неформального подросткового объединения вне традиционных образовательных структур – знаменитый крапивинский отряд «Каравелла» – существует уже в течение 57 лет и продолжает свою славную историю и в наше время. Сплав морского дела, литературы и всестороннего творческого развития способствовал формированию нескольких поколений достойных граждан. Этот опыт нуждается в изучении и в трансляции за пределы региона.

Прозе Крапивина может помочь внимание со стороны кинематографа. Некоторое время назад мы наблюдали всплеск интереса к его творчеству у деятелей кино, но, к глубокому сожалению, появившиеся экранизации уступают по своим художественным качествам литературным оригиналам.

Превратился в бренд и Борис Рыжий, едва ли не единственный из когорты поэтов 90-х годов, добившийся настоящей всероссийской известности вне чисто литературной среды. Биография, вышедшая в серии «ЖЗЛ», лишнее тому подтверждение. Его имя четко ассоциируется со Свердловском-Екатеринбургом, ему безусловно удалось стать гением места. Сохранение памяти, дальнейшее продвижение его поэзии и работа с творческим наследием – неотложная задача, которая не должна решаться только силами энтузиастов. Интересно, что в периодически возникающей общественной дискуссии по поводу присвоения имени поэта одной из улиц города большинство респондентов позитивно относятся к этой идее. Редкий случай в наше время, когда при обсуждении любого проекта доминируют негативные настроения. Мемориальная доска установлена в Челябинске, где он родился, но не в Екатеринбурге, где он прожил всю жизнь.

Если говорить о литературной топонимике Екатеринбурга, то в городском пространстве писательский пул выглядит очень представительно. Около 50 (!) улиц названы в честь выдающихся мастеров слова. На уличных указателях можно встретить всех хрестоматийных классических авторов: Радищев, Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Крылов, Гоголь, Грибоедов, Чаадаев, Достоевский, Толстой, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Белинский, Некрасов, Герцен, Гаршин, Шевченко, Глеб Успенский, Добролюбов, Писарев, Чернышевский, Короленко, Максим Горький. Конечно, не забыты земляки: Бажов, Мамин-Сибиряк, Федор Решетников. Заслужили подобную честь такие разные писатели советского периода, как Владимир Маяковский, Алексей Толстой, Аркадий Гайдар, Демьян Бедный, Дмитрий Фурманов, Джамбул, Николай Островский, Сулейман Стальский, Шолохов. Чтят и поэтов: есть бульвар Сергея Есенина, улицы Ахматовой, Цветаевой, Максимилиана Волошина. Удостоились упоминания зарубежные авторы: Анри Барбюс, Юлиус Фучик и даже Вильям Шекспир. Увековечены и литераторы-современники, например, Владимир Высоцкий, крупные уральские прозаики Вадим Очеретин и Николай Никонов. В районе Академический можно встретить имена екатеринбуржцев – писателя-анималиста Бориса Рябинина, литературоведа Виктора Рутминского. В 2018 году главой города подписан указ о присвоении одной из улиц в новом районе имени Чингиза Айтматова. Все это свидетельствует о большой культуре города и уважении именно к литераторам. Музыканты и художники упомянуты в названиях единичных улиц.

ПИСАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО

Екатеринбург входит в число главных литературных центров страны и обладает сильным творческим кластером. Это культурное гнездо, в котором сосредоточено много талантливых авторов; город литературоцентричен по отношению к окружающим областным центрам – Челябинску, Кургану, Тюмени.

В Екатеринбурге наберется два десятка известных действующих прозаиков, пишущих в разных жанрах. Различна степень их известности, или, точнее сказать, раскрученности, но современная уральская литература имеет свое лицо. Успешную карьеру делают Игорь Сахновский, Алексей Иванов, Анна Матвеева, Алексей Сальников, Евгений Гаглоев.

Есть свои традиционалисты, есть и те, кто раздвигает рамки привычных представлений.

Старшее поколение отмечено именами Евгения Касимова, Владимира Блинова, Юрия Бриля, Валерия Исхакова, а также Арсена Титова и Александра Кердана, работающих в жанре исторического романа. Правда, с явной отметиной стиля соцреализма.

К писателям «контркультурного» направления можно отнести Дмитрия Шкарина («Черная бабочка»), Андрея Матвеева, Юлию Кокошко, Андрея Ильенкова («Повесть, которая сама себя описывает»), Александра Верникова, Кирилла Азерного.

За фантастику «отвечает» Борис Долинго, организатор фестиваля «Аэлита».

Особо хочется отметить женскую литературу уральского происхождения, пережившую за последние 25 лет настоящий взлет. К этому были причастны Ольга Славникова (букеровский лауреат), Анна Матвеева (плодовитый беллетрист, наиболее известны ее книги «Перевал Дятлова» и «Горожане» о людях Екатеринбурга; в какой-то мере это ответ нон-фикшну А. Иванова «Ёбург», неоднозначно принятому уральскими читателями), Елена Соловьева (одновременно и «взрослый» автор, на ее счету сборник рассказов «Перед тем, как исчезнуть», повесть «Альпенгольд», и детский писатель – «Цветник бабушки Корицы», «Маргарита едет к морю»), Наталья Смирнова, Анна Кирьянова.

Детская литература также во многом формируется на Урале женщинами-писателями Еленой Леньковской, Ольгой Колпаковой, Светланой Лавровой. Хотя среди продолжателей дела Бажова есть и мужчины-сказочники – Сергей Георгиев, Олег Раин (Андрей Щупов), Александр Папченко, Юрий Шинкаренко. А Евгений Гаглоев (проживает в Новоуральске) на сегодняшний день едва ли не самый популярный отечественный детский писатель, кумир юной читательской аудитории, автор более 30 книг и циклов-бестселлеров «Пардус», «Пандемониум» и «Зерцалия» (только ее совокупный тираж составил рекордные 200 тысяч экземпляров).

Николай Коляда безусловно принадлежит как к числу видных деятелей отечественного театра, так и к числу литературных лидеров. Он автор более 100 пьес, книги рассказов, отмеченной Бажовской премией; в 2017 году завершена публикация его 12-томного Собрания сочинений; десять лет он возглавлял литературный журнал «Урал». Многие годы он преподает и ведет курс «Литературное творчество», с этого года открывает авторскую школу.

Благодаря его стараниям Екатеринбург стал «городом драматургов», все они ученики Коляды, за исключением популярных в нулевые братьев Пресняковых. В театрах страны, ближнего и дальнего зарубежья идут пьесы Ярославы Пулинович, Василия Сигарева, Олега Богаева, Ирины Васьковской, Анны Батуриной, Анны Богачевой, Владимира Зуева, Валерия Шергина, Светланы Баженовой, Екатерины Васильевой, Александра Архипова и многих других.

Пусть не очень многочисленный, но в Екатеринбурге имеется свой круг критиков и литературоведов – это, в первую очередь, Леонид Быков, Сергей Беляков, Евгений Зашихин, Елена Созина, Валерий Гудов, Юлия Подлубнова. В 2018 году вышли сразу два литературно-критических сборника упомянутой Юлии Подлубновой и Константина Комарова. В Екатеринбурге начинали ныне маститые критики Марк Липовецкий и Вячеслав Курицын.

Огромный интерес к поэтическому слову, настоящий бум поэзии позволяет говорить о явных признаках ренессанса жанра. Тон этому движению, наравне с теми, кто считается профессиональными поэтами, задают появляющиеся словно ниоткуда группы неофитов, действующие вне традиции, вне сложившихся иерархий. В городе возникли закрытые литературные клубы для элиты, поэтические кабаре как развлечение для богатых. Читки и соревнования в декламации проходят в кафе и ночных заведениях. Собираются студенческие объединения из молодых людей, не имеющих отношения к гуманитарному образованию; они не приручаемы, не хотят входить в коалиции с устоявшимися литературными институциями, предпочитая держаться своим кругом.

Профессиональная среда живет собственной, но тоже чрезвычайно активной жизнью. Ее представители ездят на фестивали и с выступлениями в другие города. Поэтических книг печатается гораздо больше, чем прозаических. В последние пять лет произошел массовый выпуск сборников, во многом это связано с агрессивным позиционированием УПШ (Уральской поэтической школы), приобретшей в лице челябинского издателя и культуртрегера Марины Волковой мощную поддержку. Была издана, хоть и не в самом идеальном полиграфическом качестве, серия «ГУЛ (Галерея Уральской Литературы)». Выходят книги-проекты, такие как АСУП (Антология современной уральской поэзии). Ряд независимых издательств иногда строит свои продолжающиеся поэтические серии на книгах екатеринбургских авторов. Например, книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт».

Продолжают работать в поэзии мэтры (например, Майя Никулина, Юрий Казарин), пишут и издаются поэты, вышедшие из свердловского андеграунда. Их более молодые коллеги – Руслан Комадей, Сергей Ивкин, Константин Комаров, Александр Костарев, Нина Александрова, Влад Семенцул, Екатерина Симонова и многие другие не менее интенсивно оживляют литературный процесс. Поэт Александр Вавилов стал победителем Всероссийского слэма и представлял в прошлом году Россию на Всемирном слэме в Париже. В моду вошли различные инновации, новые формы представления стиха – поэтические спектакли, перформансы, хэппенинги, видеопоэзия, музыкально-поэтические проекты.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНСТИТУЦИИ

В городе существует три литературные общественные организации: Екатеринбургское отделение Союза российских писателей (председатель Евгений Касимов), Екатеринбургское отделение писателей России (председатель Арсен Титов), Свердловская областная общественная организация «Ассоциация писателей Урала». Кроме того, зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Содружество детских писателей».

На нынешнем этапе местные представительства обоих союзов имеют мало отличий, но следующие особенности:

– являются наследниками советской традиции организации писателей;

– предоставляют членство как определенный сертификат профпригодности;

– осуществляют поддержку ветеранов;

– предпринимают попытки моделирования творческой элиты.

Оба местных союза базируются в Екатеринбургском Доме писателя. В отличие от некоторых организаций в других уголках России, они мирно сосуществуют, в конфликты между собой не вступают, не имеют разнополярной идеологической ориентации. Их деятельность носит спорадический характер – время от времени проводятся встречи, творческие вечера, читки, устраиваются мини-фестивали, организуются семинары писательского мастерства. Издательская деятельность практически не ведется. У союзов нет на сегодняшний день четкой программы действий. Защита прав писателей, в которой многие мастера слова в условиях жесткой издательской политики сильно нуждаются, до сих пор не осознана союзами, как одна из важнейших задач. Создается впечатление, что они смирились с ролью вечного грантопросителя, причем источник финансирования они видят почти исключительно в лице государства.

С 1958 года выпускается литературно-художественный и публицистический журнал «Урал» (сейчас ГБУК – государственное бюджетное учреждение культуры). Рубрикатор традиционный для толстого журнала. В советское время – периферийный журнал, предоставляющий страницы авторам Большого Урала. Короткий расцвет пережил в годы перестройки – активно печатал «возвращенную литературу» и даже переводную прозу. Впервые в «Урале» были опубликованы роман Ф. Кафки «Америка» и «Дар» В. Набокова. Выпускались так называемые «экспериментальные», «молодежные» номера, которые открыли публике начинающих уральских авторов из новой генерации, новаторскую литературу своего времена. После кризиса 1990-х, в начале 2000-х в связи с приходом на должность главного редактора Николая Коляды, журнал пережил определенный ренессанс, стал прогрессистским изданием, печатавшим порой маргинальную литературу. Сейчас журнал находится в состоянии относительной стабильности, печатает как уральских, так и иногородних авторов. Редактор – драматург Олег Богаев. Из «слабостей» журнала можно отметить чрезмерное увлечение гонзо-критикой и частые публикации самих сотрудников «Урала». Реальный тираж бумажной версии невелик. Публикации в «Урале» сейчас вряд ли могут повлиять или дать толчок писательской карьере, они проходят большей частью незамеченными, а состоявшиеся писатели предпочитают «пристраивать» свои новые вещи в Москве.

ФЕСТИВАЛИ

Расцвет литературного фестивального движения в России – веяние последнего десятилетия. Феномен массового появления фестивалей в регионах заслуживает глубокого исследования и внимательного изучения. Екатеринбург здесь находится в уверенных лидерах.

По сути, происходит формирование литпроцесса изнутри, идет черновая работа по восстановлению утраченных позиций в обществе и в общественном сознании. То, что мы сейчас наблюдаем, можно квалифицировать как некую самоорганизацию литературы. По сравнению с другими влиятельными секторами литературного процесса – критическим и премиальным, которые связаны между собой, фестивали более свободны от условностей, амбиций и борьбы интересов, менее подвержены групповщине и вкусовщине. На передний план выходит миссия по знакомству современного писателя с читателем, помощь в продвижении авторов среднего звена.

Условно фестивали можно разделить на два типа: профессиональный междусобойчик и фестивали, выходящие в публичное пространство, работающие с массовой аудиторией.

Литфестивальное движение в регионе развивается очень интересно. Библиотеки выступают одними из главных его застрельщиков, они ставят перед собой задачу обеспечить хорошую посещаемость фестивальных мероприятий и часто добиваются этого.

К таковым относится фестиваль «Читай, Екатеринбург!», который проводится более 10 лет Муниципальным объединением библиотек Екатеринбурга (МОБ). Он, по сути, перерос в городской праздник, посещаемый небольшой, но устойчивой группой горожан (около 10 тысяч). На протяжении нескольких лет он проходил в уличном формате с ярмаркой, публичными читками, акциями, спектаклями. Параллельно на фестивале идут нон-стопом литературные встречи в библиотеках и музеях.

«Екатеринбургский книжный фестиваль в Белинке» прошел вот уже в 11-й раз. Программа составляется с учетом определенной темы, которая ежегодно обновляется (например, «Лаборатория нестандартных поэтических практик», «Перепост книгосмотров страны», «Агенты литературного рынка», «Форум интересных издательств»). «Екатеринбургский книжный» старается совмещать разные форматы. Ставя целью навести мосты с другими региональными фестивалями, имеющими позитивный опыт, организаторы стараются предусмотреть в программе мероприятия привлекательные для неподготовленного зрителя (к примеру, традиционный «Артпоэтбатл» – состязание в декламации, где народное голосование определяет, чье чтение лучше – актерское или авторское, или различные оригинальные перформансы). Основная площадка и организатор ¬ Свердловская областная библиотека им. Белинского. Бюджет у фестиваля скромный, поэтому основная ставка делается не на приезд звезд, а на писателей и поэтов, которые создают качественную литературу, но пока не так широко известны.

«Фестиваль непрочитанных книг» в свое время отпочковался от «Екатеринбургского книжного» и проводится на территории Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи им. Крапивина. Его приоритет – детская литература и ее пропаганда.

«Толстяки на Урале» – молодой фестивальный проект редакции журнала «Урал». Представляет собой слет редакторов ведущих толстых журналов России и «литературных генералов». Несмотря на заметную исчерпанность заглавной темы обсуждения «Кому и зачем нужны толстые журналы?», фестиваль не планирует прекращать своего существования, к тому же он хорошо финансируется со стороны областного министерства культуры.

Старейший фестиваль фантастики «Аэлита», отметивший свое 35-летие, немного растеряв былой престиж, полностью перешел на коммерческие рельсы и предлагает платное участие во всех мероприятиях, семинарах и программах по примеру «Роскона» и аналогичных фестивалей фантастов. Эта стратегия позволяет «Аэлите» выживать и преодолевать недостаточность финансирования. Изначально учредителями мероприятия выступали редакция журнала «Уральский следопыт» и Свердловское отделение Союза писателей РСФСР. В 2002 году фестиваль был сохранён благодаря усилиям писателя-фантаста Бориса Долинго и с того времени проводится, прежде всего, усилиями группы энтузиастов, которая сумела добиться определённой грантовой и организационной поддержки от Администрации Екатеринбурга и Министерства культуры Свердловской области.

Фестивали – при грамотной организации могут быть мощным проводником современной книги и способствовать ее широкой презентации. Фестивали местного формирования находят все больший отклик в читательской среде. Притом фестивали-франшизы, такие как «Остров 90-х», с большой литературной составляющей, прокатанный в Ельцин Центре, уже не собирают аудиторию, несмотря на присутствие в афише громких имен.

Необходима тщательная экспертиза фестивальных проектов, определение потенциальных лидеров, проектов, которые могут стать брендами.

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ

На первый взгляд может показаться, что ситуация с книжными магазинами в городе достаточно благоприятная, хотя бы в количественном отношении. Они располагаются не только в центре, но и в спальных районах, занимают относительно большие торговые площади. Однако анализ ассортимента предлагаемых ими изданий и некоторые другие характеристики не дают повода говорить, что читательский спрос полностью обеспечен. Город-миллионник вправе рассчитывать на большее.

Полностью исчезли с карты города специализированные магазины. Закрылись «Букинист», «Техническая книга». Некогда служивший источником знаний, художественной литературы, учебных пособий и прочих книг для школьников, студентов, преподавателей и просто книголюбов магазин «Академическая книга» закрыт в 2011 году. С 2014 года в помещении располагается Детская театральная школа.

Сетевой магазин «100 000 книг», возникший как проект в начале 2000-х, был создан местными предпринимателями, занимавшимися издательской деятельностью и начинался вполне успешно. К сегодняшнему дню из четырех торговых точек он сохранил только одну. Одной из причин потери вполне вероятно могло стать их привлекательное центровое месторасположение. На месте рядом с ж/д вокзалом, где и в советское время работал магазин по продаже книг, любимый всеми горожанами, появилась пресловутая «Пятерочка». Площади по проспекту Ленина перекупил сетевик-варяг «Читай-город». Последний магазин «100 000 книг», по прогнозам экспертов, продержится не более года и тоже готовится к закрытию.

Основные игроки на рынке – это сетевые книжные магазины «Дом книги», «Читай-город», «Живое слово». Несколько особняком стоит сеть «Буква», она базируется в ТРЦ и моллах, ее клиенты – средний класс и любители шопинга.

Центральным магазином, не только по расположению, но и благодаря своей многолетней истории, является «Дом книги» на ул. Антона Валека, 12. Ранее его книжные отделы занимали 2 этажа. Они предлагали хороший выбор книг по различным областям знаний. Сейчас непосредственно книги продают только на первом этаже. Значительно сузился список новинок, это главным образом мэйнстрим. По городу рассредоточены несколько филиалов. Сеть сотрудничает преимущественно с крупными издательствами, ориентирована на «обычного» покупателя, на популярные однодневки, массовую литературу, а в сегменте специализированной литературы на то, что широко известно. Положительная особенность головного «Дома книги» – он единственный, кто занимается распространением в открытой продаже свежеизданных полных собраний сочинений.

Политику такого сетевого книжного тяжеловеса, как «Читай-город» описывать нет смысла. Это серьезный игрок в книготорговой сфере, его присутствие в Екатеринбурге не тотально, но заметно, его основная аудитория – массовый читатель.

Региональная оптово-розничная книжная сеть «Живое слово» Торгового дома «Люмна» имеет 11 магазинов, которые расположены в большинстве своем в отдаленных районах. Отдельно работают оптовые центры в Екатеринбурге и Березовском. Основная ставка делается на канцелярские принадлежности, игрушки, сувениры, открытки. Книги все больше выглядят в «Живом слове» как не главный, а сопутствующий товар.

Нишевых или независимых магазинов в Екатеринбурге фактически два. «Пиотровский» (дублер пермского проекта) появился с открытием Ельцин Центра. Позиционирует себя как магазин для продвинутых читателей, торгует только новинками. Проект «Йозеф Кнехт» возник по частной инициативе (прежде назывался «4 Пушкина») несколько лет назад и поначалу рассматривал в качестве основной молодежную аудиторию и даже какое-то время претендовал на звание «магазин-клуб». Организовывал творческие встречи и читки, планировал создать кафе. Но сейчас от этого владельцы отказались. Базируется в самом «сердце города», но в подвальном помещении. Направленность – гуманитарная, интеллектуальная, философская литература, хорошая «художка». На данный момент продажа новинок сведена к минимуму по причинам финансового характера. Магазин переключился главным образом на качественную и редкую букинистику, практически остался единственным в городе с подобным профилем. Высоко ценится в среде интеллектуалов и высокообразованных людей.

Такие магазины очень важны в культурном отношении для мегаполиса. Но остается сожалеть, что их так мало в Екатеринбурге. Их должно быть, по крайней мере, несколько. Зафиксированы пока еще не более, чем попытки создания нишевых магазинов. Около года назад появился проект «Умный кролик» – первый магазин детской книги. По нашим данным, в Челябинске существует магазин «Поэзия». Но держится это все на чистом энтузиазме. Программа поддержки подобных проектов, по нашему мнению, могла бы помочь городу обрести книжные магазины, способствующие сохранению интеллектуального потенциала.

Распространение серьезной, некоммерческой, краеведческой литературы, поэтических сборников, продукции малых издательств является в настоящее время серьезной проблемой. Огромное количество изданий, имеющих своего потенциального читателя, не доходят до него. Они не могут быть распространены через большие сети, где для них стоит барьер. Фактически существует «невидимая» литература, которая не имеет выхода на широкое читательское поле. Пункт распространения, условно говоря, под маркой «Уральская книга», или «Издано на Урале», или «Наши авторы» пока остается областью мечтаний.

ИЗДАТЕЛЬСТВА

Несмотря на тот факт, что в регионе официально зарегистрировано 95 книгоиздательских организаций, состояние дел в этой отрасли на текущий момент довольно удручающее. Более-менее крупных издательств, которые регулярно выпускают книги, а не абстрактную «книжную продукцию» сейчас существует не больше пяти. Это притом, что художественная литература не является их приоритетом, и они предпочитают оказывать платные издательские услуги.

Приведем несколько примеров.

Издательский дом «Сократ» реализует свои проекты главным образом в виде учебно-методических комплектов (программа и методическое пособие для учителя, учебник, хрестоматия, практикум или рабочая тетрадь для ученика) или серийных изданий. Таковы хрестоматии русской классики, составленные по жанровому признаку, энциклопедии читателя, серии «Урал: История в ликах городов», учебно-методические комплекты «Народы и культуры Урала», «Региональная экология», «Речь и культура общения», «Основы экономической культуры», «Человек и общество».

Издательство «Баско» специализируется на юбилейных и корпоративных изданиях, «изданиях о городе, районе, регионе», научно-популярной литературе, художественных и фотоальбомах, проекте «Доступная книга», то есть выпуске книг малым тиражом за счет средств автора (100 экземпляров от 50 тыс. руб.). Раздел «Художественная литература» на сайте издательства выдает подборку исторических исследований и книг по краеведению. Оформление изданий оставляет желать лучшего: дизайн-макеты от «Баско» провинциальны и далеки от стандартов передового книгоиздания.

Политика издательства «Банк культурной информации» – почвенническая, с уклоном в ретро и, можно сказать, «старорежимная». Основное направление опять-таки краеведение, горнозаводской Урал и т.п. Издательство занимается выпуском серии «Библиотека поэзии Каменного пояса», публикуя исключительно приверженцев «старой школы».

Наиболее продуманную и взвешенную политику ведет издательство «Кабинетный ученый». Одно из немногих местных издательств, представленных в федеральном пространстве. Книги выпускаются еженедельно, параллельно с переводными комиксами. Издательство так изначально обозначило свою нишу: труды по философии, эстетике, культурологии, истории, литературоведению, архитектуре и краеведению, а еще экспериментальная проза и нонконформистская поэзия. Основатели «Кабинетного ученого» долгие годы работали в научных или – если сузить – в гуманитарных издательствах: Федор Еремеев – в издательстве Уральского университета, Владимир Харитонов – в «Ультра.Культуре».

Сейчас издатели стараются продолжать сложившиеся направления: это философия, culture studies, славистика. В последние пару лет идет сдвиг в сторону эстетики, теории дизайна и архитектуры. Книги попадают в каталог по принципам: качественный нон-фикшн, серьезные исследования. Бумажные копии печатаются под заказ.

На последней «Бажовской премии» половина книг, попавших в финал, оказалась выпущена «Кабинетным ученым». Издательство опубликовало энциклопедию «Екатеринбург литературный», пособие «Читать нельзя изучать. Книга о массовой литературе для учителей и учеников», трехтомник Ильи Кормильцева. Недавно увидело свет научное издание писем и сказов П. П. Бажова.

Можно только сожалеть, что Екатеринбург, знавший в своей недавней истории такие громкие издательские проекты, как «Ультра.Культура» (специализация – альтернативная литература) и вообще проекты издательской группы «У-Фактория», сейчас переживает заметный кризис издательского дела.

Но и революция в этой области, которая происходит на глазах горожан, зародилась не где-нибудь, а в Екатеринбурге. Новая издательская система (сервис) «Ридеро» (дата появления – 14 марта 2014 года). У его истоков стоял также человек из «У-Фактории» Алексей Касьяненко. «Ридеро» был признан два года назад одним из самых эффективных стартапов в стране. Сервис предлагает дешевый способ издания книг с автоматической версткой по готовым шаблонам, с бесплатным присвоением ISBN, с последующим изготовлением электронных и бумажных копий. Гарантировалось распространение на ресурсе «Литрес» и аналогичных ему. Фактически предварительно расходы для автора составляли 100 рублей за заключение договора. Сейчас «Ридеро» через свои представительства успешно продвигается по России и дальше в сторону ближнего зарубежья. К настоящему моменту выпущено 210 тыс. книг, за услугами обратилось 200 тыс. авторов.

Эксперты зафиксировали массовое закрытие малых издательств, занимавшихся изданием книг под заказ после появления «Ридеро». Высказываются предположения, что и диктат больших издательств-монополистов может быть ослаблен в скором будущем благодаря этой системе.

Из насущных проблем местной книгоиздательской ситуации можно выделить отсутствие региональной программы по выпуску произведений екатеринбургских авторов, изданию уральской литературы. А между тем можно было бы учесть опыт Средне-Уральского книжного издательства, рассмотреть возможность возрождения в каком-либо виде серии «Уральская библиотека». Это была серия книг под общим художественным оформлением произведений авторов, которые родились, трудились на Урале или сюжет которых связан с Уралом (1-й выпуск – 1967-1979, издано 28 книг, 2-й выпуск – 1980-1990). Вышло, в частности, 4 тома современных уральских повестей и рассказов. Продвижение литературы с региональным компонентом должно стать одним из приоритетов.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ

Премии как инструмент поощрения творческих достижений, как факт официального или профессионального признания заслуг автора очень важны. В современном мире это не только элемент престижа, но и фактор, влияющий на рост популярности писателя, увеличение тиражей и продаж его книг.

Премий регионального масштаба в Екатеринбурге можно насчитать достаточно много.

Наиболее материально весома (размер вознаграждения – 200 тыс. руб.) и статусная Премия губернатора Свердловской области за достижения в области литературы и искусства. Однако в число лауреатов ежегодно попадает, как правило, не больше одного представителя литературной общественности, в основном, это заслуженные и известные люди.

Премия им. П. П. Бажова высоко котируется в профессиональном сообществе. Хотя денежное содержание ее и по местным меркам не очень значительно (в разные годы сумма колебалась от 15 до 30 тыс. рублей). Вручается она с 1999 года. Учреждена и проводится Екатеринбургским отделением Союза писателей России. Хотя премия позиционируется как всероссийская, награжденные не уральские авторы являются, скорее, исключением. Премия достается чаще тем, кто проживает в Свердловской области или соседних областях. С недавних пор, согласно новому Положению, учреждены четыре номинации: «Мастер. Проза», «Мастер. Поэзия», «Мастер. Публицистика», «Польза дела» (за проекты). Финансово поддерживалась премия меценатом Н.Тимофеевым, но в связи с его недавней кончиной перед учредителями встал вопрос поиска спонсоров или привлечение государственного участия. Жюри Премии зачастую выносит консервативные решения, основанные на компанействе, с учетом «внутрикорпоративных» интересов. Награждает порой за «выслугу лет», а не за конкретные литературные достижения. Лишь однажды в списке лауреатов оказался действительно молодой автор – 25-летняя на тот момент поэтесса Нина Александрова. Следует признать, что Премия, носящая имя Бажова, нуждается в перезагрузке, повышении и вознаграждения, и статуса, она должна больше обращать внимание на перспективных, а не только на «проверенных» авторов.

В том же 1999 году появилась и премия имени Татищева и де Геннина, фактически премия Главы города, которую вручали, в том числе, и за литературные достижения.

Также в регионе существует премия за произведения военно-патриотической тематики имени поэта-фронтовика Венедикта Станцева. И ряд премий разного уровня: им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, Международная детская премия им. В. Крапивина, премия журнала «Урал», «Чаша круговая», Литературная премия Уральского федерального округа, им. Л. Татьяничевой, поэтическая премия имени Е. Туренко (создатель нижнетагильской школы) и некоторые другие.

Несколько особняком стоит премия «Евразия», имеющая несколько номинаций. Она придумана и вручается Николаем Колядой за лучшие пьесы драматургов в возрасте до 35 лет. Премия достаточно известна в стране.

Литературные премии Урала пока не входят в топ российских премий. Но опыт создания конкурентоспособной и значимой премии, присуждавшейся в Екатеринбурге, был раньше. Премия «ЛитератуРРентген» в литературном мире была очень престижной. Она вручалась как наиболее актуальным современным поэтам нового поколения, так и кураторам, и культуртрегерам – популяризаторам поэзии. В номинаторы и в жюри конкурса всегда входили уважаемые литераторы и эксперты со всей страны, поэтому «ЛитератуРРентген» отмечал действительно яркие явления и стимулировал развитие литературного процесса.

С другой стороны, крупные российские премии благосклонны ко многим екатеринбургским авторам. Многие местные писатели становились лауреатами и финалистами.

В 2018 году Алексей Сальников, уже известный уральский поэт, удостоился премии «Национальный бестселлер» за дебютный роман «Петровы в гриппе и вокруг него». Эта победа была очень важной для всей уральской литературы в целом, а сам роман стал одной из самых читаемых и обсуждаемых книг года.

Кроме того в разное время были отмечены: Сергей Беляков («Большая книга», вторая премия за «Гумилев, сын Гумилева»), Игорь Сахновский (финалист «Нацбеста», «Большой книги», «Русского Букера», лауреат премии «Русский Декамерон»), Евгений Касимов (премия «Ясная Поляна» за книгу «Назовите меня Христофором»), Арсен Титов (также «Ясная поляна»), Елена Соловьева (Гран-при премии «Рукопись года», премия «Новая детская книга» за роман-сказку «Цветник бабушки Корицы»), Светлана Лаврова («Книгуру», «Книга года»), Анна Матвеева (финалистка нескольких премий). Лауреатом премии «Русский букер» становилась Ольга Славникова – писательница, родившаяся и сформировавшаяся в Свердловске; отмеченный роман «2017» пронизан бажовскими темами и имеет уральскую фактуру. Под псевдонимом Андрей Тургенев со своими прозаическими произведениями попадал в шорт-листы больших премий литературный критик Вячеслав Курицын, также начинавший в Екатеринбурге. Писатель Алексей Иванов, в ряде источников называемый екатеринбургским писателем, прославившийся книгами об Урале, также относится к числу титулованных авторов, он лауреат премий «Книга года», Правительства РФ, неоднократный номинант других крупнейших премий.

 

В экспертный рейтинг 100 лучших книг постсоветского времени (сентябрь 2018 года) вошли произведения и екатеринбуржцев – Ольги Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», Юлии Кокошко «В садах», Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» и «Сердце Пармы» Алексея Иванова.

Получаемые премии работают на репутацию региона. Писатели, как те, кто уехал из города, так и его жители, внесли в эту копилку серьезное количество наград.

БИБЛИОТЕКИ

По состоянию на 1 января 2018 года в Екатеринбурге и в регионе функционируют:

– 4 областные государственные библиотеки – Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, Областная библиотека для детей и молодежи, Библиотека для слепых, Межнациональная библиотека;

– 42 муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки, всего их по области 846, в том числе 571 сельская;

– 1295 пунктов внестационарного обслуживания пользователей общедоступных библиотек на территории Свердловской области;

– более 1300 библиотек образовательных организаций.

По количеству общедоступных библиотек и объему библиотечного фонда Свердловская область входит в первую десятку среди субъектов Российской Федерации и занимает I место в Уральском федеральном округе. При этом наблюдается определенное сокращение количества библиотек и объема библиотечного фонда. В 2017 году библиотечная сеть сократилась на 3 единицы.

Совокупный объем библиотечного фонда Свердловской области составляет более 16,0 млн. экземпляров, из которых 98% – печатные издания. Однако качество фондов, которое характеризуется ежегодным процентным обновлением, не соответствует установленным нормативам.

Показатель ежегодного обновления библиотечных фондов составляет от 2,3 до 3,5%. При этом норматив обновляемости библиотечных фондов, определенный ЮНЕСКО и Международной Федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), обозначен для стран третьего мира как 5% новых поступлений в год, для развитых стран - 10% в год.

Обеспеченность жителей фондами библиотек в регионе составляет 4 экземпляра на 1 человека.

Недостаток новой литературы в библиотеках отражается на основных показателях библиотечной деятельности.

Охват населения Свердловской области библиотечным обслуживанием составляет 33,3%, что ниже среднероссийского (35,5%). Среднее количество книговыдач на 1 человека колеблется в районе 6,2-6,5 экземпляра.

Тенденция снижения основных показателей деятельности библиотек в регионе обусловлена следующими факторами: старение библиотечных фондов, общее падение интереса к традиционному чтению, характерное для информационного общества с одновременным расширением потребностей граждан в электронной информации.

Таким образом, вопросы читательской активности и улучшения качества чтения, развития культуры и читательской компетентности населения остаются проблемными и требуют решения.

В условиях стремительного развития IT-технологий и становления глобального информационного пространства свою функцию оперативного обеспечения населения информацией библиотеки решают на основе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий. Процессы модернизации, в первую очередь, связаны с созданием, приобретением и использованием электронных ресурсов, а также обслуживанием удаленных пользователей.

Научно-исследовательская работа библиотек посвящена вопросам сохранности фонда, эффективному использованию электронных ресурсов, выработке новых концептуальных подходов к комплектованию фондов и поиску новых форм обслуживания пользователей.

Основной тенденцией в корректировке деятельности библиотек на современном этапе является процесс их естественного превращения в многофункциональные культурные центры; они перестают быть только «хранилищами памяти». Библиотеки ведут активную лекционную, просветительскую, образовательную, выставочную, экскурсионную деятельность. Доступность библиотек с учетом бесплатного посещения мероприятий повышает их социальную значимость в культурном пространстве, дает убедительный ответ на вопрос «зачем сейчас нужны библиотеки». Социальная адаптация и компенсация незащищенных слоев населения, пожилых людей совмещается с эффективной работой с молодежью и пропагандой чтения. Библиотеки – по-прежнему главное место встречи литератора с читателем.

Реплики о том, что в библиотеке, мол, надо читать, а все остальное не ее обязанность – сегодня уже кажутся наивными. Без культурно-массовой работы, использования новых форм организации досуга сейчас невозможно обойтись. Библиотека должна привлекать к себе внимание оригинальными проектами, необычными презентациями, интересными акциями и конкурсами, и даже камерными концертами и спектаклями, нельзя ее в этом ограничивать.

Она способна на многое – что доказывает и «Библионочь», набирающая год от года все большую популярность, и успешное участие крупных библиотек в фестивальном движении.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Общая проблема состоит в том, что литература, равно как и те, кто ею занимаются, предоставлены сами себе. Она находится на периферии дотаций по сравнению с другими видами искусств, вложение в которые может принести быструю, а главное понятную отдачу, повысить реноме спонсора, создать ощущение престижа. Литература в нынешней ситуации малоприбыльна, а писатели, критики, кураторы, библиотекари относятся к числу малооплачиваемой категории творческих и культурных работников. Общественное положение их и социальный статус невысоки. Книгоиздание находится в хаотичном состоянии, и нацелено на то, чтобы нажиться на труде авторов, предлагая им кабальные условия договоров. Институт литагентов до сих пор пребывает в зачаточном состоянии, а если и формируется, то только в столицах. Редкий писатель способен существовать на свои гонорары. Он вынужден заниматься самопродвижением и самопиаром. Не хотелось бы, чтобы литература опять уходила в самиздат, в вынужденный андеграунд, в закрытые общества, а ее участники маргинализировались и не имели выходов на широкую аудиторию.

Главная наша рекомендация – это создание полноценной, комплексной программы развития литературы в регионе, которая будет ориентирована как на авторов, так и на читателей.

В качестве конкретных рекомендаций, первоочередных задач можно было бы предложить следующее:

– изыскать возможность поддержки литературных работников в виде заказов на книги, конкурсов, увеличения стипендий, повышения денежного содержания премий;

– организовать проведение творческих лабораторий, семинаров для молодых авторов, изучить опыт «фабрики драматургов» и искать формы для его дальнейшего внедрения;

– запустить проект создания «творческих дач» и резиденций, приглашения в Екатеринбург ведущих российских и мировых писателей;

– разработать региональную программу по выпуску книг екатеринбургских авторов, переиздания лауреатов премии, программу массовых изданий уральской литературы (на сегодняшний день так и не реализован проект выпуска Полного академического собрания сочинений Д.Н. Мамина-Сибиряка, выход его был приостановлен);

– поставить вопрос о составлении и выпуске хрестоматии по уральской литературе для школ и других образовательных целей;

– разработать целевую программу совместно с системой образования по организации встреч и выступлений поэтов и писателей в школах, колледжах и вузах;

– способствовать созданию условий для рекламы книги и чтения в СМИ, на ТВ, в общественных пространствах, в торговых точках и введению льгот на ее размещение;

– содействовать развитию книготорговли, появлению локальных точек продажи в библиотеках, музеях, театрах, а также распространению некоммерческой литературы;

– активнее привлекать литературных работников и сотрудников профильных учреждений к участию в различных официальных и общественных мероприятиях, к работе в жюри, включать в состав делегаций и т.п.;

– оказывать помощь екатеринбургским авторам в командировках, творческих поездках, в обеспечении участия в форумах, ярмарках, фестивалях федерального уровня, в реализации «творческих десантов»;

– стимулировать создание художественных произведений, спектаклей, музыкальных сочинений, видео-арта по произведениям уральских авторов, выпуск документальных фильмов о писателях, чья жизнь или творчество были связаны с Уралом и о происходящих здесь литературных процессах;

– содействовать представлению лучших литературных образцов, созданных на Урале, в других городах и регионах;

– увеличить число массовых литературных праздников;

– способствовать включению литературных брендов в программы по развитию туризма.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Андрей / 24 Января 2019 в 19:20

Статья хорошая, это по бы добавить, что с недавних пор в ЕКБ творит Роман Сервировка.

Маша / 01 Февраля 2019 в 13:38

Скрупулёзно!И своевременно полезно!

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов