Поиск по сайту

01 Февраля 2019

Екатеринбургский пульс: мода

Приглашаем к обсуждению статьи


Мне нравится!

Еще одна статья исследования «Екатеринбургский пульс» называется «Мода». Ее автор – художник-монументалист, иконописец, поэт, режиссер и дизайнер, член Русского художественного союза Вероника Пономарева-Коржевская.

Напоминаем, что у вас есть возможность высказать экспертам исследования свои мысли, идеи, вопросы и предложения по «Екатеринбургскому пульсу». Присылайте их на почту news.culture@mail.ru, оставляйте комментарии к этой новости или к постам в наших соцсетях ВКонтакте и Фейсбуке.

Мода сегодня

Современная цивилизация неотделима от моды. Представители всех социальных групп подвержены ее влиянию. Мода находит отражение в разнообразных сферах общественной жизни: политической, экономической и даже духовной. Это один из центральных феноменов современного мира. Определить моду можно как корпус, систему значений, где в качестве знаков может выступать все, что угодно: интернет, поступки известных личностей, СМИ, показы дизайнеров, художественные выставки, инновации, городская и природная среда и многое другое.

Если сузить понятие моды только до одежды, можно сказать, что мода представляет собой символ индивидуального существования человека, а также определенной группы людей, нации и эпохи.

Мода концентрирует в себе текущую ситуацию в культуре и, в свою очередь, оказывает на нее влияние, особенно в городе. К сожалению, наше государство в целом и муниципальная власть в частности недооценивают символический ресурс модной индустрии, которым можно и должно управлять.

Моду принято измерять трендами, но стержень моды – традиция. Сакральная символика цвета, кроя, орнамента – источник бесконечных интерпретаций и проектирования будущего. Можно найти множество примеров успешного переосмысления традиционной грузинской, индийской, японской, мусульманской одежды. Во многих республиках СНГ орнамент – национальное достояние и любимый дизайн. Увы, с русским национальным костюмом до сих пор не случилось ничего подобного, несмотря на периодическое обращение отечественных и западных дизайнеров к русской теме. Русский орнамент – стратегический ресурс. Простой пример: совсем недавно рубашка-вышиванка была поднята на стяг новой украинской идентичности. Но стоит полистать сборник великорусских и малороссийских узоров вышивания, изданный в Санкт-Петербурге в 1877 году, и станет ясно: вышиванка – наследие прежде всего русской культуры. Получается, что если аполитизировать ношение вышиванок и популяризировать их в России, у русофобии будет меньше шансов…

Текстиль – элемент национальной безопасности. Не так давно в России работали льняные, хлопковые, камвольные, шелковые комбинаты, золотошвейные, кружевные фабрики. А сейчас каждый год закрывается то или иное крупное текстильное производство. Можно сетовать на рынок, на ВТО, на технологическую отсталость, но отсутствие легкой промышленности – показатель недостатка национального суверенитета. Согласитесь, «ходить в своем» и «ходить в чужом» — два разных состояния, два разных взгляда на мир и себя самого. Английская шерсть, кашмирская шерсть, лионский шелк, китайский шелк, среднеазиатский хлопок, американский хлопок – это исторические бренды. За ними не просто производство, но и система символов, разработанные дизайн-коды, а значит, и образ жизни, система ценностей. А еще это многомиллионные обороты. Когда-то Махатма Ганди начал бороться за независимость Индии с того, что призвал отказался от использования английского текстиля и наладил внутреннее производство ткани.

Высокий стиль, корпоративная культура, школьная форма, униформа для государственных компаний и международных выставок, представляющих Россию, одежда для турфирм – всем этим должны заниматься профессиональные художники.

Анализ современной ситуации показывает, что мода маркирует глобальные процессы стирания гендерных и национальных границ, размывания традиционных ценностей. Глобальные инкубаторы моды диктуют свои правила всему миру, и люди все больше становятся похожими друг на друга. Мы живем в эпицентре массовой культуры, а значит, и массовой моды. К сожалению, Россия, неправильно оценивая свой креативный ресурс, культурный багаж, сейчас в унизительном положении копирования модных западных трендов – от формата телепередач до формы стаканчика для кофе. Ведь на большинстве наших соотечественников сегодня нет ни одной русской ниточки! Это не экономика, а внушенный глобалистской модой комплекс неполноценности, неспособности к высокому стилю.

Вся страна смотрит на Москву, а Москва смотрит на модные столицы Запада. Отсюда преимущественная латиница в названиях, слоганах и концепциях региональных русских брендов, все еще стесняющихся своего – в том числе, уральского – происхождения. Установившаяся видимая западная центростремительность модной индустрии ставит в еще более унизительное положение художников и дизайнеров, которые работают не в столицах, отсюда повсеместное желание уехать из родного города, построить свою карьеру в Москве или за пределами России. Однако закрепленного статуса столицы модной индустрии нет ни у одного города России. Можно сказать, что данная ниша свободна, и ее займет тот город, который сможет создать модный кластер полного цикла на своей территории. У индустриального Екатеринбурга, безусловно, есть такие ресурсы. При этом очевидно, что традиция не станет модной, если за дело не возьмется молодежь.

Мода в Екатеринбурге

Наличие в Екатеринбурге возможности получить среднее и высшее профильное образование, безусловно, формирует благоприятную среду для развития направления и приносит свои плоды в виде большого количества профессиональных и успешных дизайнеров, работающих в регионе. Чтобы мы ни говорили про глобальное доминирование, в последнее время в мире прорастают тенденции спроса именно на продукцию местных дизайнеров. Это объяснимая реакция сопротивления людей на «болезни» глобального рынка.

Учебные заведения. Подготовка кадров:

– Уральский государственный архитектурно-художественный институт, кафедра «Дизайн одежды»;

– Уральская детская школа моды;

– UNO-fashion Business School – бизнес-школа в сфере модных и креативных индустрий. UFBS объединяет профессионалов, инсайдеров, экспертов в модном и креативном бизнесе для передачи знаний и опыта начинающим предпринимателям.

Текстильные производства. Производство тканей

СКК – Свердловский камвольный комбинат. Открытый еще в 1956 году комбинат пережил тяжелейший кризис 90-х, когда были открыты границы и рынок заполнил яркий дешевый импорт, а наша легкая промышленность не была готова впрямую конкурировать с более технологичными европейскими и азиатскими предприятиями. «Это был просто провал», – говорит глава комбината Игорь Васильков. В России было 24 камвольных комбината, а сейчас их осталось только три: в Екатеринбурге, Брянске и городе Павловский Посад. К сожалению, можно констатировать: несмотря на то, что комбинаты способны производить высококачественную продукцию, все они находятся на грани банкротства именно по причине своей изолированности, отсутствия полного цикла модной текстильной индустрии в нашей стране. Потребители, как правило, мало знакомы с продукцией комбинатов. Связь между креативной частью общества и еще существующей текстильной промышленностью отсутствует. Опрос дизайнеров, работающих в Екатеринбурге, показал, что они не знают, что именно производят на СКК. Между тем, мировой опыт показывает, что в современных конкурентных условиях легкая промышленность может выживать и развиваться только как промышленность полного кластерного цикла – от дизайна ткани до производства и продажи готового изделия. До сих пор СКК выживал исключительно за счет ведомственных заказов, но этого недостаточно. Прогноз на будущее крупнейших текстильных производств неутешителен, и СКК не исключение. Для того, чтобы ситуацию изменить, нужна государственная программа, требующая больших инвестиций как в технологическую часть, так и в дело подготовки креативных кадров.

Дизайнеры. Дома моды, магазины, ателье

Одним из точных измерителей востребованности модной индустрии сегодня является количество просмотров в сети Instagam. Здесь модные магазины и ателье могут конкурировать с любым другим агентом культурной среды – кафе, кинотеатрами, музеями, концертными залами, лекториями. Инстаграм – показатель активности предприятия, его заинтересованности в успехе дела. Поэтому в главе «Мода» мы используем ссылки на данную социальную сеть.

Одежда:

Алиса Ушатова и Нино Шаматова, аудитория – 134 000 подписчиков (на момент публикации рабочей версии сборника, на 31.01.19 – 204 000 подписчиков, – прим. ред.),

Лада Томилова, аудитория – 68 000 (на 30 января – 83 000 ), 

Эллада и Екатерина, аудитория – 19 000 (на 30 явнаря – 26 300), 

So_simple_store, аудитория – 28 000 (на 30 января – 30 100),  

Баранов Никита, аудитория – 3300 (на 30 января – 3425),  

Даша Филатова, аудитория – 14 000,

Drugaya. Store, аудитория – 15 000 (на 30 января – 16 000),   

Ульяна Донских, аудитория – 33 000 (на 30 января – 35 5000),   

Анна Мамаева, аудитория – 18 700,  

KHSTORE, аудитория – 10 600,   

2305 ATELIER, аудитория – 4 600 (на 30 января – 5499),

Namelazz, аудитория – 128 000 (на 30 января – 199 000),   

Ирина и Марина Голомаздины – 441 000 (на 30 января – 554 000),   

Cutebrand, аудитория – 13 900,

Amimalsbrand, аудитория – 15 400 (на 30 января – 19 800),   

Checkyahead, аудитория – 3 000 (на 30 января – 3865),

Лариса Селянина,

Наталья Соломеина

Дмирий Шишкин.

Украшения:

Avgstv

Moonswoon

Prostojwlry,   

Оксана Шарапова,  

Александр Синицын

В отдельный раздел выделим дизайнеров, которые производят вещи с региональной айдентикой. У местных дизайнеров одеваться модно, рост патриотических настроений в регионе связан с модной айдентикой Урала. Считается «крутым» сфотографироваться в уральской одежде в разных городах России и мира.

Такие бренды, как URALS , MADEINURAL, EEELGIFTS активно стараются использовать культурные, географические, семантические ресурсы региона, от простого и частого упоминания URAL в надписях на майках и толстовках, до трансляции региональной идеологии. Например, слоганы:

– «Место, где камни помнят, что было до динозавров»;

– «Место, рождающее титанов и порождающее смыслы»;

— «На карте это – Урал. В уме и сердце – MadeInUral»;

– «Урал уехать нельзя остаться»;

– «Уральцы/уралочка/уралец»;

– «Урал – край сильных людей»;

– «Урал.сурово.сильно»;

– «Ты чо? С Урала?».

Итак, бренды, работающие с уральской айдентикой:

Urals Lifestyle,  

HARD – магазины уличной одежды,   

Made in Ural,  

Eeelgifts.

Отдельно хотелось бы сказать о бренде ювелирных украшений PROSTOGRD. Это точно сделанный и художественно поданный продукт, вдохновленный местной конструктивистской архитектурой. Спорткомплекс «Динамо», переосмысленный в виде браслета; Городок чекистов и Белая башня – в виде кольца, горы и буква U в виде колец и кулонов и многое другое. Блестящий пример перерождения знаков культуры в осязаемое, «носибельное», продаваемое, модное.

Москве в этом смысле есть чему поучиться у Екатеринбурга. Однако сказать, что эти украшения широко продаются и носятся горожанами и туристами, нельзя: затеянная к III Уральской индустриальной биеннале современного искусства, проходившей в гостинице «Исеть», ювелирная конструктивистская серия выпускается от случая к случаю лишь небольшими партиями.

Еще один интересный бренд, занимающейся обозначением и воспроизводством региональных символов – ilovepin (http://ilovepin.ru/): «Мы производим и реализуем три тематические линейки значков: «Архитектурное наследие», «Архитектура Авангарда» и «Современный образ города». Наши значки становятся популярными среди ценителей и коллекционеров в разных местах мира: Франции, Испании, Германии, Польши, США. Таким образом, нам удается сделать наш любимый город Екатеринбург известнее и популярнее по всему миру. Мы продолжаем придумывать и выпускать значки для музеев, для выставочных центров, для мероприятий и праздников». Здесь можно найти значки с изображением гостиницы «Исеть» и дома Севастьянова, Главпочтамта и дома Коробкова, небоскреба «Высоцкий», дома Метенкова и многое другое. 

Практически не обнаружилось дизайнеров, которые работали бы над переосмыслением традиционного уральского костюма. Изделия достойной упоминания Нины Ручкиной – все же не совсем то, что хотелось бы увидеть. Национальный традиционный костюм – поистине бездонный источник информации, смысла и вдохновения для современного прочтения, но к сожалению, екатеринбургские дизайнеры одежды не хотят его замечать.

Фестивали, форумы, круглые столы, посвященные моде:

– «Сандарина» sandarina.ru – платформа с интернет-магазинами дизайнеров и фестиваль-маркет. У бренда есть проект SandarinaPro – учебное направление для творческих предпринимателей.

SandarinaFestival – фестиваль дизайнеров, существующий в регионе 8 лет, первый модный маркет в Екатеринбурге, который простимулировал бурный рост дизайнеров и хенд-мейдеров.

– Неделя моды в Екатеринбурге: с 2014-го два раза в год на площадке Уральского центра развития дизайна проходят модные показы новых коллекций уральских дизайнеров, гостей из разных городов РФ, ближнего и дальнего зарубежья, а также большая деловая и образовательная программа, направленная на развитие индустрии моды. К сожалению, в последнее время наблюдается некоторое расхождение между контентом российских недель мод и реальным положением дел в модной индустрии. Неслучайно многие талантливые дизайнеры отказываются от участия в подобных мероприятиях. Возможно, этот формат, сохранившийся лишь как подобие парижских и миланских недель мод, требует реформации. Модные недели оказываются не модными, и с этим досадным парадоксом нужно что-то делать.

Помимо шоурумов местных моно-брендов, в Екатеринбурге популярны мультибрендовые магазины российских дизайнеров:

Универмаг «Большой»

FREEDOM STORE

«Ярмарка РФ».

Выводы и рекомендации

Стоит сказать заранее, что проблемы екатеринбургской моды не уникальны, это общероссийские проблемы. В современной екатеринбургской модной индустрии мало свежих идей. Дизайнерский продукт в большинстве своем вторичен, похож друг на друга. Модная отрасль города находится в контексте копирования массовых трендов.

Между тем, в городе немало относительно успешных дизайнеров с большим охватом аудитории, выходящей за рамки города. Благоприятна, но еще не достаточна сформирована образовательная и производственная база отрасли.

С нашей точки зрения, необходимо:

– создавать условия для организации совместной профильной работы студентов и работающих дизайнеров с самым крупным и, по сути, единственным местным текстильным производством СКК, а также с индустриальными центрами, занимающимися научными и промышленными разработками, которые могут применяться в модной индустрии;

– проводить региональные конкурсы местных дизайнеров, создавая условия для их работы;

– заниматься изучением истории и популяризацией регионального костюма, а также работой по его современной интерпретации;

– построить модный кластер полного цикла: креативное и техническое образование + текстильное производство + производство одежды + создание маркетинговых стратегий и доведение продукта до конечного потребителя;

– организовывать и поддерживать коммуникацию дизайнеров моды с художниками, занимающимися народными ремеслами;

– создавать и укреплять контакты городского сообщества с профессионалами, тренд-сеттерами и лидерами мнений в индустрии дизайна, моды, архитектуры, искусства.

Перспективы международной коммуникации российских дизайнеров обсуждаются и кулуарно, и открыто, на круглых столах московских неделях мод, в торгово-промышленной палате РФ, но на деле наладить подобную коммуникацию удается единицам. Ряд причин уже были описаны выше: отсутствие текстильной индустрии, неверие в свои силы, свою культуру и традицию. А между тем, интерес международных СМИ к России растет с каждым днем, и это лишь поддерживает мысль о том, что Россия может и должна задавать тон в моде, генерировать мировые тренды.

Прекрасный пример успешного национального проекта в индустрии моды – бренд «Фабиндиа» (fabindia.com), который позиционирует себя не только как коммерческий, но и как имиджевый, демонстрирующий национальную традицию. В России такие проекты отсутствуют. Спортивный бренд «БОСКО» и военный бренд «Армия России» отвечают данному запросу лишь частично. Тому городу и той команде людей, которая сможет занять эту патриотическую нишу, откроются поистине невероятные перспективы, и не только коммерческие, но и цивилизационные, геополитические. Изменить мир способны лишь сильные идеи и настоящие художники, а это значит, что нужно делать ставку на креативный и интеллектуальный капитал, который неизбежно повлечет за собой и технологический прорыв, и оздоровление культурной среды в целом.

 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Елена / 05 Февраля 2019 в 12:03

Создалось впечатление от просмотра инсты, что это все делал один дизайнер. Одинаковые цвета и базовые вещи, одинаковая подача в аккаунтах

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов