Поиск по сайту

30 Января 2019

Екатеринбургский пульс: кино

Приглашаем к обсуждению статьи


Мне нравится!

Следующая статья из исследования культурной среды «Екатеринбургский пульс» посвящена кино. Ее автором является ученый, эксперт, аналитик а области стратегического планирования, культуры и кинематографии, директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Олег Иванов.

РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Под кинематографией понимают область культуры и искусства, связанную с созданием и использованием аудиовизуальных произведений, к которым относятся полнометражные и короткометражные игровые, анимационные, документальные фильмы. Кинематография включает различные виды деятельности: творческую, производственную, научную, техническую, образовательную, предпринимательскую и др. В отличие от кинематографии под киноиндустрией, или кинопромышленностью, принято понимать отрасль экономики, связанную с производством и прокатом фильмов.

Можно выделить следующие функции кино: развлекательная (рекреационная), эстетическая, образовательная (просветительская), воспитательная и коммуникативная.

Все пять функций в том или ином сочетании присутствуют и проявляются в любом фильме и в любом кинособытии, будь то громкий кинофестиваль или рядовой просмотр фильма в интернете. Поэтому не следует искать границы между кино как искусством и кино как сферой развлечений. Кино многомерно, как и любая другая творческая практика.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ

В 2017 году российские кинозрители посмотрели 472 новых фильма в 1646 современных кинотеатрах на 5 тыс. экранах. Всего было куплено 213,5 млн билетов на общую сумму 53,6 млрд рублей, из которых 13 млрд рублей пришлось на отечественные фильмы (доля по кассовым сборам отечественного кино в кинотеатрах – 24,3%). Средняя цена билета составила 250,9 рублей. Прирост кассовых сборов по отношению к 2016 году на 11% произошел благодаря приросту посещаемости на 11,5%.

По итогам 2017 года российское кино стало драйвером роста рынка кинопроката, сборы и посещаемость превысили показатели рекордного 2016 года в 1,5 раза. Отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели 54,7 млн зрителей, то есть на 55,4% больше уровня предыдущего года. Это рекордный показатель за 25 лет. Доля российского кино составила 25,6% от совокупной посещаемости кинотеатров, впервые с 2010 года превысив 20-ти процентную планку.

Самыми кассовыми из отечественных фильмов в 2017 году стали «Движение вверх» (рекорд по кассовым сборам и посещениям в истории российского проката – 2,9 млрд рублей и 12 млн человек), «Последний богатырь», «Притяжение».

Международная дистрибьюция принесла отечественным фильмам в 2017 году $44,3 млн или 2,5 млрд рублей. С 2015 году количество российских картин, вышедших в прокат на территориях иностранных государств, увеличилось на 44% (с 43 до 62 фильмов), а совокупные кассовые сборы отечественных фильмов на зарубежных рынках выросли в 4 раза (с $11 млн до $44 млн).

Крупнейшей киносетью в России является объединенная киносеть «Синема Парк» и «Формула кино». На конец 2017 года она владела 12,8% всех кинозалов в стране – 642 кинозала (77 кинотеатров), а доля от совокупной посещаемости составила 15,3%. А всего в России насчитывается 4,9 тыс. кинозалов с современным оборудованием (1,6 тыс. кинотеатров). В среднем на один сеанс приходится 22 зрителя и доход в 5,6 тыс. руб.

Значительная часть населения России не имеет доступа в современные кинотеатры. По данным Фонда кино в 2017 году к услугам современного кинопоказа имели доступ 97 млн человек (66% населения Российской Федерации). Наиболее активная часть зрительской аудитории кинотеатров – те, кто часто посещает кинотеатры и постоянно следит за новинками, включает до 4 млн зрителей. Средняя обеспеченность населения современными кинозалами в стране составляет 3,4 зала на 100 тыс. жителей. Максимальная обеспеченность кинозалами среди городов-миллионников в Екатеринбурге – 7,4 зала на 100 тыс. жителей, а самая низкая – в Северо-Кавказском федеральном округе – 1,5 зала на 100 тыс. жителей.

По данным ВЦИОМ в 2017 году средний возраст зрителей кинотеатров составил 30 лет, но при этом самой активной аудиторией является группа в возрасте от 18 до 34 лет (54% посетителей кинотеатров). Посетители старше 45 лет составляют около 13% аудитории. Наибольшую долю в зрительской аудитории кинотеатров составляет сегмент зрителей, которые посещают кинотеатр один-два раза в месяц или реже (48%).

Государственная поддержка российского кинематографа осуществляется как Минкультуры России, так и Фондом кино. Общий объем средств государственной финансовой поддержки отечественной кинематографии в 2017 году составил 6,9 млрд рублей и увеличился на 25% по сравнению с 2016 годом (5,5 млрд рублей). В 2017 году 90% сборов и посещаемости российских фильмов пришлось на ленты, созданные при государственной поддержке.

Работу отечественной кинопромышленности в 2017 году обеспечивали 35 студий и 117 павильонов. Основу инфраструктуры кинопроизводства составляют государственные киностудии: Киноконцерн «Мосфильм», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького, Ленфильм, Свердловская киностудия, Центр национального фильма и ряд других. Кроме государственных студий, существуют частные проекты: Медиа Сити (проект компании «А-Медиа»), Всемирные Русские Студии (RWS, проект «АФК-Система»), Главкино и несколько небольших студий, сдающих в аренду павильоны и предоставляющих услуги постпродакшн.

Российские фильмы широко представлены на крупных международных фестивалях. Так, в 2017 году было получено 16 наград на фестивалях класса «А».

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КИНО В РОССИИ

В течение последних двадцати лет развитие отечественной кинематографии главным образом происходило на федеральном уровне. На это была настроена существующая система государственного регулирования и поддержки, регионы практически не имели отношения к отечественному кинопроизводству. Этому же способствовало расположение действующих кинофабрик в столичных городах. Региональные киностудии советского периода оказались приватизированы и завершили свою работу в качестве организаций кинематографии.

В настоящее время можно говорить о возрождении в ряде субъектов регионального кино. Фильмы снимаются на локальном уровне местными кинематографистами, возрождаются внутреннее кинопроизводство и прокат, появляются региональные кинофестивали, различные формы кинообразования, а также меры регулирования и поддержки со стороны субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Складываются условия, при которых развитие кинематографа становится одним из драйверов социально-экономического развития региона.

В некоторых случаях региональное кино оказалось способным составить конкуренцию общероссийским фильмам и даже голливудским блокбастерам. Основная причина состоит в том, что для жителей регионов, главным образом, удаленных территорий и национальных республик, голливудское или «универсальное» российское кино часто не может создать той сопричастности сюжету и сопереживания героям, которое создают локальные фильмы и местные режиссеры.

Сегодня локальные полнометражные игровые и документальные фильмы снимаются в более чем 20 субъектах Российской Федерации, и их география постоянно расширяется.

Феномен якутского кино, который несколько лет назад был обнаружен и разрекламирован столичными журналистами, продолжает развиваться и приводит к удивительным последствиям. Достижение окупаемости в регионе нескольких местных картин, выход якутского кино в прокат на федеральном уровне, победы на кинофестивалях международного уровня – эти достижения до сих пор кажутся невероятными. Уже можно говорить о появлении бренда якутского кино в России и мире.

Для работы с внешними студиями, приезжающими на съемки в регионы, в целом ряде субъектов создаются кинокомиссии и система рибейтов – возврата из регионального бюджета части расходов, понесенных кинематографистами при производстве фильмов на территории субъекта. Эта программа была инициирована в 2016 году Фондом кино и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения и направлена на стимулирование производителей фильмов к съемкам кинолент в субъектах Российской Федерации. К концу 2017 года в России действовало 11 кинокомиссий. Четыре из них могут выплачивать рибейты, еще в двух эта возможность формируется. Остальные пять кинокомиссий располагают организационными возможностями, которые могут существенно снизить расходы кинокомпаний на съемки в регионе.

Согласно рейтингу регионального кино, который впервые был составлен Союзом кинематографистов России в Год российского кино, наиболее кинематографичными регионами сегодня являются Республики Татарстан, Башкортостан, Крым, Свердловская, Самарская, Иркутская области, Пермский край, Республика Саха (Якутия) и др.

В целом, рейтинг позволил заключить, что в большинстве регионов на высоком уровне находится проведение кинофестивалей, на приемлемом уровне состояние регионального кинопроката и нормативно-правовое регулирование кинематографии, на уровне ниже среднего кинопроизводство и работа с внешними студиями, деятельность местного киносообщества и кинообразование, на низком уровне состояние инфраструктуры кинопроизводства, региональная финансовая поддержка кинематографии и деятельность региональных подразделений Союза кинематографистов РФ.

Основные выгоды для региона от развития регионального кино – социальные, экономические, а также связанные с символическим капиталом. Как показывает опыт ведущих регионов, кроме очевидного позитивного влияния на население и на развитие личности (досуг, воспитание, просвещение, творческая самореализация), региональная кинематография может оказать существенное влияние на формирование бренда региона, привлечь инвестиции и способствовать созданию новых рабочих мест.

КИНЕМАТОГРАФИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Особое место в истории уральской кинокультуры принадлежит Вениамину Метенкову, родоначальнику документальной и жанровой фотографии и первому на Урале кинооператору. Он был пионером киносъемок, снял семь картин, в том числе – «Добыча мрамора в окрестностях Екатеринбурга» (1902) и «Торжества по случаю 10-летия начала мировой войны» (1924).

Кинематограф на Урале возник в годы Великой Отечественной войны с рождением Свердловской киностудии. Летом 1942 года правительством было принято решение об организации на Урале кинофабрики, а 9 февраля 1943 года издан приказ «Об организации в городе Свердловске киностудии художественных фильмов».

Уже в 1944 году на экраны вышел первый уральский фильм «Сильва» по одноименной оперетте Имре Кальмана, режиссера Александра Ивановского. Был снят еще ряд игровых фильмов, но с наступлением в стране периода «малокартинья» (восстановление послевоенной экономики) в 1948 году студия была перепрофилирована для производства научно-популярных фильмов.

Среди лучших художественных работ Свердловской киностудии: «Сильные духом», «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Безымянная звезда», «Один и без оружия», «На исходе лета», «Демидовы», «Зеркало для героя», «Первые на Луне». Начиная с 1950-х годов широкую известность получили новаторские поиски в документальном и научно-популярном кино, а с 1973 года уральцы начали заниматься еще и анимацией.

В 1956 году на студии возобновилось производство художественных фильмов, сложился крепкий профессиональный коллектив. Возникла потребность объединения кинематографистов в творческий Союз. В 1958 году было создано Свердловское отделение Союза работников кинематографии. Первым секретарем отделения был избран известный кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Аркадьевич Литвинов, секретарем – кинорежиссер Ярополк Леонидович Лапшин, оргсекретарем – Надежда Ивановна Шарикова.

2 апреля 1983 года в Свердловске открылся Дом кино. С открытием Дома кино фестивальная деятельность стала одним из ведущих направлений работы Свердловской организации СК РФ. С 1983 года по начало 90-х ежегодно проводился смотр фильмов Свердловской киностудии – фестиваль «Наше кино».

В 1990 году силами Гильдии кинооператоров Урала в Доме кино был проведен Фестиваль изобразительного мастерства кино, ставший предтечей московского фестиваля «Белый квадрат» (российская кинопремия, которая присуждается гильдией кинооператоров России с 2004 года за лучшую операторскую работу в полнометражных художественных фильмах – прим. редактора).

Уральский кинематограф неразрывно связан с именем мастера Ярополка Лапшина, который отдал Свердловской киностудии 50 лет своей жизни. За это время им было снято свыше 20 художественных фильмов.

Большое количество известных артистов и режиссеров так или иначе связаны с Екатеринбургом и Средним Уралом. Знаменитый Шурик – актер Александр Демьяненко – родом из Свердловска. Великий Андрей Рублев – Анатолий Солоницын – дебютировал в кино в главной роли на Свердловской киностудии. Первый свой фильм Алексей Балабанов снял на Урале. Герой сериала «Счастливы вместе» Гена Букин – актер и телеведущий Виктор Логинов – окончил театральный институт в Екатеринбурге. Этот список можно продолжать и продолжать.

КИНОТЕАТРЫ И КИНОКЛУБЫ

Первый сеанс синематографа в Екатеринбурге состоялся в здании будущего первого кинотеатра (на то время в здании размещался Городской театр) 7 (19) ноября 1896 года. Проекционный аппарат установили на сцене, экран повесили на месте театрального занавеса. Особого впечатления кино на зрителей не произвело, однако через год в Екатеринбург прибыли агенты синематографа братьев Люмьер, дали 9 сеансов и покорили публику. Когда в Екатеринбурге в 1912 году появилось новое здание театра (ныне Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), первый городской театр арендовал мещанин И.Н.Волков для сеанса синематографа. В 1914 году Городской театр был переименован в «Колизей» и до нынешнего времени используется в качестве кинотеатра. Вообще же в советское время главным кинотеатром считался «Космос», билеты туда были самыми дорогими. Другими общегородскими кинотеатрами были «Салют», «Совкино» (в здании Музкомедии), «Октябрь» (нынешний «Колизей»). В каждом районе были и свои кинотеатры: например, «Заря» и «Темп» на Уралмаше, «Авиатор» в Кольцово и так далее. Также кино показывали в районных дворцах культуры и в городском Доме работников культуры.

За два года до перестройки на улице Луначарского был открыт Дом кино. Он стал последним кинозданием, построенным в Екатеринбурге в советское время.

Старейший кинотеатр Екатеринбурга, открытый еще в 1909 году, «Совкино» (до 1917 г. — «Лоранж») закрылся в 2007 году в связи с решением руководства Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии о расширении площадей театра, в здании которого он находился.

В сентябре 1998 года в Доме кино открылся первый в городе кинозал, оснащенный аппаратурой Dolby Stereo Surround.

На начало 2017 года на территории Екатеринбурга действовало 20 кинотеатров (109 кинозалов, из которых 87 залов расположены в торговых центрах и 22 зала в отдельно стоящих кинотеатрах. Крупнейшая на Урале киносеть «Премьер-Зал» включает 8 кинотеатров, из которых 5 собственных и 3 на репертуарном планировании.

Репертуар большинства кинотеатров является традиционным для России и включает фильмы голливудских и других зарубежных студий, российское кино для массового зрителя. Следует отметить, что в Екатеринбурге имеется значительное количество залов, в которых принято показывать «фильмы не для всех» – авторское, экспериментальное, документальное кино. Эти залы оказывают влияние на формирование городской культурной среды, привлекая людей с высокими художественными вкусами и предоставляя им возможности для удовлетворения своих культурных потребностей. Ведущую роль в этом на протяжении многих лет занимает кинотеатр «Салют» и с 2018 года объединенный с ним кинотеатр «Колизей».

Для Екатеринбурга характерна высокая активность киноклубов, которых насчитывается более 30 и в которых показывают редкие фильмы, черно-белую классику, шедевры культовых режиссеров прошлого или «другое» кино, которое не выходит в широкий прокат.

Киноклуб «Третье тысячелетие» работает на базе Свердловского областного фильмофонда на протяжении десяти лет. Фильмы от советской классики 20-30-х гг. прошлого века до современного европейского арт-хауса. В киноклубе Neorasum показывают фильмы, оказавшие наиболее сильное влияние на мировой кинематограф, шедевры американского и европейского кино второй половины XX века. Показы бесплатные и проходят на факультете искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета. В антикафе «Коммуникатор» работает киноклуб «Диалог». В Ельцин Центре регулярно проводятся показы классики мирового кинематографа. Показ предваряет лекция специалиста. В языковой школе Ascolta регулярно проводятся показы фильмов на английском языке, преимущественно новинки американского и британского кино. В Институте радиоэлектроники и информационных технологий студенты являются организаторами киноклуба «35 мм», в рамках которого показывают шедевры авторского кинематографа.

В ситуации с кинопрокатом важное значение продолжает играть сохранившийся и видоизменившийся с советских времен Свердловский областной фильмофонд, образованный в 1925 году. Сегодня в фильмофонде хранится свыше 5 тыс. копий художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных фильмов. В 2017 году Свердловский областной фильмофонд как филиал вошел в состав государственного автономного учреждения культуры Свердловской области «Инновационный культурный центр». Фильмофонд поддерживает деятельность киноклуба «Третье тысячелетие» и дискуссионного киноклуба «Контакт». В задачи фильмонда входит организация кинопоказов на благотворительной и льготной основе для граждан, пользующихся социальными льготами (пенсионеры, инвалиды, ветераны, дети-сироты и др.). Реализуются социально-культурные проекты, направленные на патриотическое воспитание детей и молодежи.

КИНОФЕСТИВАЛИ

Открытый фестиваль документального кино «Россия» ежегодно с 1988 года проводится в Екатеринбурге, в его программе документальные и научно-популярные фильмы. В рейтинге 76 отечественных и международных кинофестивалей, проводимых в России и на территории бывшего СССР, в 2009 году он занял третье место, уступив только «Кинотавру» и ММКФ. В рейтинге оценивалась его общественная и профессиональная значимость, организационный уровень. Следует отметить, что уровень кинофестиваля «Россия» снижается и, по мнению целого ряда экспертов, он уже не входит даже в тройку лучших фестивалей неигрового кино, уступив таким кинофестивалям, как «Послание к человеку», «Флаэртиана», «Движение» и ряду других.

Уральский открытый фестиваль российского кино с 2016 года ежегодно проводится в Екатеринбурге при поддержке Фонда Губернаторских программ Свердловской области и федерального издания «Российская газета». Поскольку кинофестиваль является новым, его дальнейшая судьба трудно прогнозируема и целиком зависит от инициативы создателей и средств финансовой поддержки.

С 2003 года международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба» проходит в Екатеринбурге ежегодно с 1 по 4 декабря. В конкурсную программу входят игровые, анимационные и документальные короткометражные (до 30 минут) фильмы студентов и выпускников киновузов, а также режиссеров-дебютантов со всего мира (около 30 стран за всю историю фестиваля).

Российский фестиваль кино- и интернет-проектов «Человек труда» проводится в Екатеринбурге при участии Свердловской киностудии и заявлен организаторами как мотивационный мультимедийный проект, поднимающий важные проблемы профориентации, развития новых технологий и перехода на цифровую экономику.

Кроме того, в городе традиционно проходят многочисленные фестивали и недели кино разных стран, поддержку которым оказывают дипломатические представительства.

КИНОПРОИЗВОДСТВО

В течение многих лет центром кинопроизводства в Свердловской области и, шире, на Урале, являлась Свердловская киностудия – советская, а позже российская киностудия, которая была создана в феврале 1943 года. Всего за годы работы на киностудии снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 мультипликационных работ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

В 2004 году ФГУП ТПО «Свердловская киностудия» было преобразовано в открытое акционерное общество «Свердловская киностудия», 100%-й акционерный капитал которого находится в собственности Российской Федерации. С 2003 года директором Киностудии является Михаил Чурбанов. Студия неоднократно включалась в план приватизации, но сделок по продаже пакета акций не состоялось. Кроме того, до настоящего времени у властей и бизнеса нет общей позиции по дальнейшей судьбе студии и стратегии ее развития.

В последнее десятилетие киностудия заметно снизила объемы кинопроизводства, согласно публичным данным, после 2010 года снято 16 документальных и 3 художественных фильма.

Многочисленные призы на мировых и российских кинофестивалях получают анимационные фильмы мастеров из Екатеринбурга.

Как указано на сайте, сегодня Свердловская киностудия действует в новой концепции, суть которой в соединении на платформе кинокластера разработчиков, создателей и дистрибьютеров кино, телепроектов, цифрового контента и интернет-проектов, WEB-разработчиков, а также предпринимателей и инвесторов из других сфер бизнеса. На студии проходят кинофорумы о будущем кино, мастер-классы известных режиссеров и продюсеров, в том числе зарубежных. С 2013 года на киностудии проводится ежегодный форум молодых кинематографистов Кинохакатон, который собирает гостей из разных регионов России. Несколько раз при поддержке киностудии проводились массовые форумы кино и молодежной цифровой культуры. Киностудия проводит экскурсии для населения.

Со стороны кинематографистов в адрес Свердловской студии и ее руководителя Михаила Чурбанова нередко звучат нарекания по поводу снижения ее активности и выхода из кинопроцесса.

ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ И КИНОСООБЩЕСТВО

Существенное влияние на кинопроцесс в Екатеринбурге оказывает Свердловская организация Союза кинематографистов России, третья по численности после Москвы и Санкт-Петербурга. На 1 апреля 2018 года на учете в ней состояло 118 человек.

Основными формами деятельности Свердловской организации, как указано на ее сайте, являются кинофестивали, культурно-просветительские мероприятия, конференции, семинары, содействие творческой деятельности, социальная помощь и защита.

С 1994 года ее возглавляет кинорежиссер, кинооператор, Заслуженный деятель искусств Владимир Ильич Макеранец, который пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, широкой общественности и представителей власти. На сегодня В. И. Макеранец – один из самых деятельных и влиятельных кинематографистов города и региона. Входит в органы управления головной организации Союза. Человек, преданный кино, он сумел сберечь наследие кинематографическое наследие и придать новый импульс развитию Союза и Дома кино.

Основной площадкой для встреч кинематографистов является Дом кино. При этом с момента его создания в 1983 году он стал не только творческим клубом кинематографистов, местом проведения внутрисоюзных акций, но и площадкой для проведения общедоступных культурно-массовых мероприятий, информационных просмотров, крупных городских и всесоюзных творческих и общественных мероприятий, международных кинофестивалей.

В 2018 году состоялось празднование 60-летия Свердловской организации Союза кинематографистов и 35-летия Дома кино.

КИНООБРАЗОВАНИЕ

Помимо традиционных форм кинообразования, в последнее десятилетие добавились так называемые образовательные инициативы – те или иные формы подготовки на коммерческой основе специалистов киноотрасли, а также детей и подростков – тех, кому еще предстоит выбирать профессию и получать классическое образование.

Школа кино Свердловской киностудии, основные специальности: киноактеры и телеведущие, режиссеры и сценаристы, монтажеры и операторы. Практические кампусы, мастер-классы и синемалогии. Школа индустриального кино Big Bag School заявляет новые программы обучения и сильный преподавательский состав. Санкт-Петербургская школа телевидения предлагает образование в сфере телевидения, фото- и видеопроизводства. В составе Продюсерского Центра «KARAMELLE» работают Школа профессиональной подготовки моделей, модельное агентство, детская студия эстетического развития, агентство fashion-event, а также фото- и видеостудия. Центр индивидуального обучения «Галилей» предлагает разнообразные курсы для детей и подростков, в Центре есть фотошкола, курс актерского мастерства, киношкола. Детская киностудия работает как творческая платформа для продвижения детей в сфере кино. Имеются и другие организации, предлагающие те или иные формы подготовки в области кино.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Подводя итог и оценивая значимость кинематографии для развития культурной среды Екатеринбурга, следует отметить что социальная значимость, коммерческая востребованность кинематографа в городе – на высоком уровне. Собственное кинопроизводство – в кризисе. Другие минусы: недостаточная роль кинематографии в воспитании и просвещении населения, а также практически полное отсутствие экономических и символических эффектов (влияние на бренд города и региона, инвестиции, создание рабочих мест).

Можно сказать, что приоритет региональной власти сместился от кинематографии в сторону других областей культуры. Город и регион в значительной мере утратили бренд третьей столицы кино и уникальную для российского культурного ландшафта нишу. Уральская киношкола все еще сохраняется усилиями отдельных энтузиастов, но налицо явная недооценка местными властями одного из важнейших инструментов воспитания и просвещения населения, одного из драйверов социально-экономического развития территории.

Для повышения роли кинематографии в развитии культурной среды города и региона предлагаются следующие меры.

Необходимо дальнейшее расширение сети кинопроката. В области это должно быть направлено на повышение доступности кинопоказа для жителей небольших населенных пунктов, в городе – на расширение возможностей просмотра авторских и документальных фильмов, т.н. «кино не для всех», что приведет к привлечению дополнительного сегмента зрительской аудитории в кинотеатры, развитию института экспертизы и критики.

Преодоление крайней разобщенности киносообщества и повышение его роли в формировании культурной среды. Необходимо привлекать различные группы кинематографистов к совместному решению общих, социально значимых вопросов развития кинематографии в городе и регионе, создавать общественные советы для обсуждения проблем и разработки новых решений (такие вопросы, как судьба киностудии, распределение на уровне субъекта РФ средств государственной поддержки кинопроизводства и проката, создание системы рибейтов, расширение киносети и т.п.).

Необходимо подготовить специальную программу для достижения экономических и символических эффектов от развития локальной кинематографии – развития бренда региона средствами кино, повышения инвестиционной привлекательности кинопроизводства, закрепления кадров, увеличения туристического потока и создания новых рабочих мест.

Определение судьбы Свердловской киностудии, разработка и обсуждение программы ее развития в интересах города и региона.

Развитие кинофестивалей – повышение уровня их влияния на культурную городскую среду и символический капитал.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов