Поиск по сайту

31 Января 2019

Екатеринбургский пульс: фотография

Приглашаем к обсуждению статьи


Мне нравится!

Предлагаем вашему вниманию статью «Фотография», опубликованную в рабочей версии доклада «Екатеринбургский пульс». Автор текста о фотографии – Дмитрий Чабанов, исполнительный директор и соучредитель агентства партизанского маркетинга StreetArt, сооснователь фестиваля уличного искусства «Стенограффия».

Фотография до сих пор относится к числу молодых, если не новорожденных жанров искусства. Сегодня ситуацию с фотографией можно описать следующим образом:

1. Массовое распространение смартфонов привело к тому, что процесс регистрации светового излучения стал самым массовым видом творчества, в наши дни фотографий производится столько, что они физически не могут быть просмотрены все. Огромные фотографические эмиссии уже породили феномен «произведения ни для кого», арт-объекта априори без потребителя. Более того, фотографирование превратилось в норму социального поведения, обрело экзистенциальное качество, фотография удостоверяет факт существования индивида как такового, «несфотографированность» сегодня синонимична «небытию».

2. В условиях, когда человек чаще фотографирует, чем пишет от руки, очень трудно отличить фотографию как часть культуры и искусства от фотографии функциональной, ремесленной. Сегодня фотография – это не столько творчество, сколько способ оперативного сохранения и передачи информации – один из форматов коммуникации наравне с перепиской, голосовой и видеосвязью. Не успев обжиться в нише искусства, фотография из прислужницы других культурных жанров превратилась в нечто большее, чем искусство.

3. Начав с документальной фиксации реальности «как она есть», фотография сегодня постепенно утрачивает «объективность» из-за победы «цифры». Она становится беззащитной перед различными манипуляциями при помощи постоянно развивающихся компьютерных программ. Уже сегодня фотография как жанр все больше теряет доверие аудитории, которая уже не может быть застрахована от фото-фейков. Абсолютно волюнтаристское диджитальное искусство сегодня может прикинуться фотографией, используя снимок для легитимизации придуманной реальности.

4. Фотография сегодня – наиважнейший способ познания и визуальной кодификации окружающего мира. Происходит какой-то глобальный фото-аудит, фото-инвентаризация мира, природных красот, городов, самой разной произведенной человеком вещности. Серьезнейшую роль в этом играет сообщество фото-блогеров, влияние которых в современной культуре не оценено в должной степени.

5. Пребывая еще в стадии становления и неинституционализированности, фотография уже встречается с вызовом видеоконтента, производство которого тоже стремительно демократизируется и массовизируется. Видеоконтенту все больше отдают предпочтение медиа - как редактируемые, так и социальные. Видеоконтент почитается аудиторией как более достоверный, как более соответствующий видению «своими глазами», как более защищенный от манипуляций и фейков (что, конечно же, является иллюзией).

Говоря о фотографии, необходимо выделить четыре категории бытования фотографии, каждая из которых порождает свои подкатегории: фотообщение, сверхмассовое творчество, фотоиндустрия, фотоискусство.

ФОТООБЩЕНИЕ

Первое внедрение технологий MMS не привело к популярности фотообщения – фотографии вместо SMS использовали единицы. Но с развитием социальных сетей и мессенджеров фотообщение стало нормой повседневности. Это сложное явление достойно отдельного исследования, сейчас мы бы хотели сделать акцент на самом важном для акторов культуры аспекте фотообщения – фотодоступности информации. Любой актор культуры (неважно, отдельный человек или социальный институт) должен предполагать, что о нем и про него могут говорить не только словами, но и фотографиями, поэтому: основные контактные данные организации, время работы и прочая значимая информация должны быть доступны не только для прочтения, но и для фотозапечатления. Явление «панфотографизма» проникает буквально во все сферы культуры и шире – человеческой деятельности. Например, на языке фотографии разговаривают меню в заведениях общественного питания и т.д. Все, что вы хотите, чтобы люди могли рассказать о вас, должно иметь возможность быть рассказанным в формате фото. Все вещи, о которых вы бы не хотели «говорить» на языке фотографии, должны быть скрыты вообще, а не огорожены значком «запрещено снимать». Запрещать съемку в XXI веке все равно, что запрещать говорить. История учит нас тому, что даже во времена репрессий, несмотря на всю строгость закона, «разговоры» были. Чего же ждать от современности? Особенно нелепо запрещать для съемки то, что может привлечь людей. В музеи и галереи люди приходят, в том числе основываясь на отзывах. Запрещающие фотоотзывы рубят сук, на котором сидят. Описывать словами то, что можно было бы снять, никто не будет. Надо отметить, что количество зон, локаций в Екатеринбурге, закрытых для свободного фотографирования, сократилось до минимума. Умение работать с фотографией как средством коммуникации такой же необходимый в XXI веке навык, как умение читать, писать, пользоваться ЭВМ. На текущий момент языком фотообщения умеют пользоваться только сферы HOReCa, фитнеса и уличного искусства Екатеринбурга. Все остальные направления культуры, за редким исключением, относятся к фотографии на уровне XIX века. Фотоэмиссии учреждений культуры, которые можно увидеть на их социальных ресурсах и сайтах оставляют желать лучшего. Необходимо более пристально относиться к качеству фотографических самопрезентаций. Необходимо также экспресс-фотообразование для представителей различных культурных институций.  

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЛИТИКИ РАКУРСОВ

Отдельно следует поговорить про «открыточные виды Екатеринбурга, его достопримечательности. Развитие туризма имеет множество аспектов, но наличие узнаваемого открыточного вида – необходимый атрибут любых коммуникаций в сфере туризма. Екатеринбург должен определиться с точками и ракурсами туристической съемки, благоустроить их и внедрить в массы. На текущий момент ни у города, ни у его достопримечательностей нет ярких узнаваемых ракурсов, имеющих потенциал к тиражированию.

Екатеринбург должен получить не менее десятка тиражируемых открыточных видов, которые будут кочевать из одного «инстаграма» в другой. Можно даже говорить о необходимости выработки принципов политики ракурсов, политики фотографической самопрезентации города. Данный вопрос является далеко не праздным. Более того, даже на коротких временных дистанциях такие политики смогут показать отдачу и примеры эффективности в деле повышения инвестиционной привлекательности и способствования росту въездного туризма. Фотографическое сообщество в целом и локальные фотосообщества в частности уже продемонстрировали свою способность к эффективности, переломив через фотоэмиссии в мировых медиа и в блогосфере еще недавно очень устойчивый тренд на «чернушный» показ нашей страны как нам самим, так и иностранцам. В этой области далеко не все случается «само собой». В этой области тоже необходима политика, осененные целью действия. На данный момент государственные, региональные и муниципальные органы власти не являются активным и квалифицированным игроком на рынке фотоэмиссий. Вышеуказанные игроки могли бы вносить больший вклад в появление привлекательных, канонических, конвертируемых, красивых, «вирусных» ракурсов Екатеринбурга.

СВЕРХМАССОВОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фотография – не только ремесло, искусство и общение, но еще и самое распространенное хобби. Отношение профессиональных фоторемесленников и фотохудожников к «хоббистам» нельзя назвать однозначным. С одной стороны, это направление сродни графомании и вызывает множество язвительных замечаний. К тому же масса плохих фотографов размывает средний уровень фотографии и делает невозможным консолидацию фотосообщества.

С другой стороны:

– масса фотолюбителей порождает развитие рынка фототехники, что удешевляет вход на рынок;

– масса фотолюбителей является благодатной почвой для появления новых специалистов и авторов.

Как сверхмассовое творчество фотография включает в себя и фотолюбителей, и блогеров, использующих фотографию лишь как один из инструментов коммуникации в дополнение к тексту и видео. Эта сфера пестра и многообразна. Но мы можем с уверенностью сказать, что именно эти люди дают тиражируемые образы Екатеринбурга. Их стараниями фото разрушенной башни долетело до туманного Альбиона, их стараниями взлетают произведения «Стенограффии» и работы Тимы Ради, велика их заслуга в уповании Екатеринбурга на статус наследника авангарда.

Эта масса – основной ресурс продвижения для всех культурных акторов города. Фотолюбители падки до полуфабрикатов. Если им дать почти готовый кадр они с легкостью его воспроизведут и разнесут по своему кругу общения.

Работа с этой массой основана на принципах основ фотограмматики:

– предлагайте готовые к тиражированию ракурсы; единого мнения или выраженного лидера у массы Екатеринбургских «хоббистов» нет. Это толпа, открытая к любым манипуляциям. Дайте любителям кадр и получите бесплатные публикации;

– главным достижением города является наличие собственно контента. Каждое направление культуры может дать свои ракурсы для кадра и получить в ответ публикации.

Немногие города страны могут похвастаться такой «зафотографированностью», как Екатеринбург, несмотря на то, что зачастую обладают более разнообразным и ценным культурным наследием.

ФОТОИНДУСТРИЯ

В этой категории мы хотим выделить сразу несколько связанных, но достаточно автономных, направлений:

РЫНОК ФОТОТЕХНИКИ

Здесь все прекрасно и не требует какой-либо регуляции. Количество фотографов в городе порождает предложение и конкуренцию, которая саморегулирует это направление. Собственного производства фототехники в Екатеринбурге, конечно же, нет, но ритейл в этой сфере выстроен не хуже, чем в других сферах цифровой техники. Прекрасно себя чувствует даже ниша ретро-фотографии – дефицита пленки, дефицита камер не наблюдается.

ФОТОУСЛУГИ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Фотографы предоставляют свои услуги как частным лицам, так и компаниям.

ЧАСТНОЕ СОБЫТИЙНОЕ И ЧАСТНОЕ ПОРТРЕТНОЕ ФОТО

Ниша свадебных и юбилейных фото широка и богата. Здесь так же все регулируется за счет конкуренции. При этом уровень качества индустрии событийного фото находится на вполне достойном уровне, так как конкуренция идет именно по качеству, а не по цене. Фотографы конкурируют не друг с другом, а с любителями, которые готовы сделать съемку просто по знакомству. Частное портретное фото также пользуется широким спросом и порождает приемлемое качество за счет конкуренции с любителями.

Следует отметить, что в обоих частных направлениях существует сложившееся сообщество, которое несмотря на отсутствие официальной структуры так или иначе влияет на регулирование и организацию рынка. Частные фотоуслуги – тот самый малый бизнес, о котором так много говорят и на который возлагают так много надежд. Единственные проблемы этой сферы – общая беда малого бизнеса в стране, связанная с вопросами его оформления и регулирования. Но это совсем другая история.

ФОТОУСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА

В отличие от муниципальных акторов культуры, бизнес давно почувствовал тренд фотообщения и ценность хорошего кадра для коммуникации. Екатеринбург предоставляет фотоуслуги для бизнеса не только на местном уровне, но и на уровне страны, занимая весь спектр: индустриальная съемка; ландшафтная съемка; предметная съемка объектов «notfood»: вещей для ритэйла, коллекционных и нестандартных вещей, ювелирных и антикварных изделий; предметная съемка «food»; постановочная съемка для рекламы и полиграфии.

Во всех направлениях есть признанные лидеры и сложившееся сообщество. Так же, как и в случае услуг массового спроса, проблема только одна – общее положение малого бизнеса за пределом законодательных «света» и «тени». Наличие в городе сильного и разнородного бизнеса вкупе с транспортной доступностью всех центров Урала и Сибири делает Екатеринбург успешным центром бизнес-фотографии. Московские фотографы не могут дать бизнесу региона сопоставимого сочетания цены и качества. Таким образом, географическая и экономическая специфика города сыграла на развитие этих сфер фотографии.

РЕПОРТАЖНАЯ СЪЕМКА

В блоке «Медиа» раскрыта ситуация с рынком СМИ в Екатеринбурге. Объем изданий и сайтов влияет на численность фотографов. К сожалению, в этой сфере конкуренция долгое время не приводила к росту качества съемки, так как изданиям нужен поток по минимальной цене с минимальным качеством. Но появление блогосферы и профессиональных блогеров вернуло в медиа-повестку вопрос качества съемки. Теперь репортажные фотографы либо конкурируют с блогерами, либо являются одновременно и блогерами, и репортерами.

Рост популярности фотоблогов вернул качество репортажной съемки на приемлемый уровень, но звезд репортажного фото город так и не породил. Отсутствие звезд, скорее всего, вызвано утечкой мозгов в федеральный центр. Москва предлагает больше материала для репортера и совершенно другие условия – возможность монетезировать свою популярность, в то время как региональный фотоблогер вынужден подрабатывать просто фотографом, что отражается на качестве его фотоблога.

МОДЕЛЬНАЯ СЪЕМКА

Так же, как на рынке репортажной съемки, это направление проигрывает в качестве Москве. Причина – и совершенно разные возможности профессионального роста и признания, и собственно модельный рынок Екатеринбурга, который ничем особенным не выделяется.

УСЛУГИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОТОГРАФОВ

Качество образования фотографов и операторов, предлагаемое государственной системой образования, оставляет желать лучшего – оно все еще на уровне 80-х годов. Собственно кроме колледжа «Стиль», созданного на базе ПУ №20, готовившего киномехаников-передвижников, дипломов государственного образца никто не предоставляет. Все фотообразование в городе – негосударственное и дополнительное, со всеми преимуществами и недостатками образования, регулируемого исключительно рынком.

Преимущество рыночного регулирования образования налицо – широкий спектр предложения. Но и недостаток этого способа регулирования так же очевиден – низкий уровень качества.

Проблема в том, что на рынке перемешаны как курсы для фотолюбителей, так и действительно профессиональные программы. Причем курсы для фотолюбителей существуют не за счет качественного и продолжительного обучения одного специалиста, а за счет просеивания через краткосрочные уроки большого потока людей. Именно регулирование образования в сфере фотографии может стать и точкой сборки всего фотосообщества Екатеринбурга и залогом дальнейшего развития остальных индустрий фотографии. Таланты-самородки могут в любой момент закончиться, а сложившемуся бизнес-сообществу нужен надежный резерв кадров. На текущий момент бизнес вынужден сам учить и переучивать фотографов, неся на себе все расходы по их обучению и переобучению. Даже в сфере рекламы и менеджмента затраты на переобучение специалиста куда меньше, чем в фотографии. А уровень базовой подготовки архитекторов и программистов не может не вызывать у фотографов зависти. Регулирование рынка образования в сфере фотографии - вопрос, который требует детальной и тщательной проработки. Первоочередным шагом мы видим создание на базе университетов точек притяжения для фотографов. Мы понимаем, что фотография в ближайшем будущем, конечно же, не станет специальностью высшего образования, но собрать наиболее качественные образовательные практики под весомым именем – это то, что необходимо индустрии. Хотя бы в формате дополнительного образования. Мы не предлагаем вузам собирать команды – мы предлагаем лишь предоставлять авторитетное имя тем существующим программам, которые соответствует уровню качества, принятому в бизнес-сообществе фотографов Екатеринбурга. Своего рода знак качества фотоуслуг. Развивая тему образования, необходимо выделить отсутствие в городе институтов профессионального признания фотографов. Признание фотографов всецело на откупе у столицы и сети. Признание публики, конечно, важно, но качество в индустрии не может формироваться только «лайками». Все-таки умение сделать хороший кадр и умение собрать подписчиков – разные умения. Образовательный центр мог бы стать решением и этой задачи.

Более детальная проработка образовательного проекта требует времени, но это именно то направление, которое необходимо городу.

ФОТОИСКУССТВО

Развитие фотоискусства в Екатеринбурге требует формирования культуры «галерейного» потребления фотографии. Пресыщенность людей массовым фото требует вложений в понимание фотографии как искусства, а не повседневного потока. Сейчас в городе действуют музеи фотографии (фотографический музей «Дом Метенкова» и галерея «Март»), а также регулярно проходят фотовыставки в других учреждениях, но эта активность далека от четкой политики формирования фотокультуры. Создания института фотокритики – основной способ изменения отношения к фотографии. На базе института критики можно будет формировать более осознанную выставочную политику, поддерживать статус фотографии как искусства. Кажется, что этот вопрос можно решить за счет создания онлайн-систем, аналогичных «Кинопоиску», но это не решение. Системы рейтинга помогают выбрать уже востребованные продукты, они не формируют спрос и культуру потребления. Мы видим решение в образовательном проекте, который наравне с профессиональным образованием будет предлагать ликбез массовому фотографу. Фотографы-любители в свою очередь донесут понимание художественной ценности широкому кругу горожан. В глобальной сети уже идет похожий процесс, в котором успешные фотоблогеры подтягивают основную массу. Усиление этой тенденции на локальном уровне поможет городу создать фотокультуру. Важно заметить, что фотовыставки не только событие внутри фотосообщества – они могут стать аттрактором глобального туристического трафика. Вопрос только в уровне представленных работ.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов