Поиск по сайту

06 Февраля 2019

Екатеринбургский пульс: социальная ответственность

Приглашаем к обсуждению статей исследования культурного контекста города


Мне нравится!

Предлагаем вам ознакомиться со следующей статьей в рамках исследования культурной среды Екатеринбурга «Екатеринбургский пульс» – «Социальная ответственность». Автор статьи Инна Ахьямова, доктор педагогических наук, профессор, ректор Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ), специалист в области культуры невербального общения.

Первый эксперт – Юлия Ярошевская, методист отдела социально-культурных инициатив МБУК «Библиотечный центр «Екатеринбург», куратор проекта Управления культуры Администрации города Екатеринбурга «Культура для всех», учредитель Свердловского регионального общественного волонтерского движения «Про.Добро». Второй эксперт – Анна Клец, руководитель проектов команды StreetАrt с 2011 года по н.в., координатор фестиваля «Стенограффия», менеджер волонтерского движения фестиваля, соавтор и проектировщик ряда арт-объектов.

Напоминаем, что у вас есть возможность высказать экспертам исследования свои мысли, идеи, вопросы и предложения по «Екатеринбургскому пульсу». Присылайте их на почту news.culture@mail.ru или оставляйте комментарии к постам в наших соцсетях – в Вконтакте и Фейсбуке.

Социальная ответственность, филантропия, благотворительность, добровольчество и меценатство были свойственны в той или иной мере гражданам и институциям России во все времена.

Понимание корпоративной ответственности перед обществом как способности к действию и в первую очередь, к благотворительности, объединяется с наиболее значимыми европейскими и американскими моделями поведения. Важной вехой развития социальной ответственности в России стало ее вступление в 2008 году в Глобальный договор ООН с принятием основных принципов, касающихся защиты прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции. Сегодня в России сфера социальной ответственности включает многое, например, способность вовремя выплачивать своим сотрудникам зарплату и платить налоги.

Концепция социальной ответственности в современной России проста и понятна: компания должна отличать хорошее от плохого и поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами. Руководство повышает уровень благосостояния сотрудников, способствует сохранению окружающей среды, отвечает интересам общества, собственным интересам и интересам заинтересованных сторон. Многие крупнейшие российские компании уже внедрили принципы корпоративной социальной ответственности, в том числе ОАО «РЖД», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», Финансовая Компания «Уралсиб» и другие.

Социальная ответственность в сфере культуры в Екатеринбурге

В Екатеринбурге вопросы социальной ответственности в сфере культуры являются актуальными, они активно ставятся и решаются на протяжении нескольких последних лет. Учреждения культуры проводят мероприятия, которые подразделяются на внутренние (инвестиции в развитие персонала, система поощрений, повышение квалификации, обмен опытом, наставничество для молодежи и др.) и внешние (повышение качества производимых услуг, соблюдение правил социально ответственного и бережного поведения в отношениях с партнерами, помощь местному сообществу и обществу в целом, например, в виде организации инклюзивного образования или благотворительных проектов).

Социальная ответственность в городской культурной среде проявляется в системах благотворительной помощи, добровольчества и реализации инклюзивных проектов.

Существуют три основные формы благотворительности, используемые современными компаниями (организациями):

  • наличные денежные пожертвования, в том числе через специально созданные при поддержке этих компании благотворительные фонды;
  • помощь в натуральной форме (в виде предоставления продукции или услуг);
  • делегирование сотрудников (добровольно дарящих свое время, знания, навыки, информацию, контакты и связи).

В настоящее время благотворительность Екатеринбурга – это разветвленная система помощи в натуральной форме, делегирования сотрудников и оказания услуг, которая позволяет существовать самым различным видам культурных проектов и программ, и в значительной степени определяет культурную жизнь города. Эта форма благотворительности – самая массовая и эффективная, так как конечными благополучателями становятся все без исключения горожане.

Эффективным промежуточным звеном в деле благотворительности становятся благотворительные фонды. К ним можно отнести, например Благотворительный фонд Свердловской государственной академической филармонии, адресно помогающий этому учреждению, или Благотворительный фонд Государственного академического театра оперы и балета. В эту же когорту следует включить относительно молодой Благотворительный Фонд Святой Екатерины, который поддерживает многочисленные культурные инициативы.

Важную роль в культурной благотворительности Екатеринбурга играют крупные корпорации: от промышленников (Русская медная компания, Уральская горно-металлургическая компания и т.д.) до крупных торговых сетей (например, сеть продуктовых магазинов «Кировский»). Благодаря их поддержке, городу удается ежегодно проводить большие и значимые фестивали, праздники и мероприятия (такие как фестивальные события Дня города, «Ночь музыки», «Венский фестиваль музыкальных фильмов», фестиваль меццо-тинто и другие)

Небольшие независимые проекты, которые направлены на более узкие социальные группы (например, на ту или иную группу людей с инвалидностью), также находят ресурсы для работы. Это могут быть относительно небольшие фонды (такие, как Благотворительный фонд «Верба», который поддерживает Инклюзивный театр «Оrа»), внутренние проекты крупных учреждений культуры (проект «ЗаЖивое» сначала Екатеринбургского ТЮЗа, теперь Ельцин Центра) или проекты различных сообществ (Инклюзивный театр танца «Другие», объединяющий людей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов и волонтеров).

Помимо местных ресурсов, все культурные проекты в городе активно используют средства крупнейших федеральных фондов (прежде всего, Фонда президентских грантов, Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ», Фонда Елены и Геннадия Тимченко и т.д.). По использованию этого источника Екатеринбург и Свердловская область стабильно входят в пятерку крупнейших получателей грантов среди всех регионов России. Крупные федеральные благотворительные организации представлены в Екатеринбурге с локальными разовыми проектами, например проект «Благотворительные гастроли» фонда «Нужна помощь». На постоянной основе действует четыре крупных фонда, взаимодействующие с екатеринбургскими НКО. Совместные проекты реализует московский фонд «Выход» с екатеринбургским фондом «Я особенный». Московская региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (единственная в России организация – член Inclusion Europe) совместно с компанией IKEA Centres Russia и екатеринбургской Ассоциацией организаций и граждан «Особые люди» реализует проект «На урок вместе», предполагающий создание ресурсных классов в общеобразовательных школах, и «Уроки доброты» для старшеклассников, где экспертами выступают молодые люди с инвалидностью. Фонд Сбербанка «Вклад в будущее» спонсирует проект «Иду в школу! Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательных учреждениях в условиях инклюзии», реализующийся АНО «Открытый город».

При поддержке Русской медной компании в 2011 году в Екатеринбургском музее изобразительных искусств стартовал проект «Искусство против рака». Его суть в следующем: один раз в неделю педагоги из Центра музейной педагогики ЕМИИ приезжают в отделение онкологии и гематологии ОДКБ №1 и проводят занятия с ребятами, находящимися на реабилитации после лечения. Первая часть – беседа об искусстве, вторая – творческая работа в различных техниках: рисование, лепка, аппликация и многое другое.

В рамках проекта «Искусство против рака» в 2018 году в Екатеринбургском музее изобразительных искусств шестой раз проводилась акция под названием «Юный благотворитель. Ангел надежды». Осенью музей через СМИ оповещает о ее начале и предлагает детям совместно с родителями или наставниками создавать образы рождественских ангелов. Это могут быть открытки, рисунки, объемные фигурки, выполненные в различных техниках, которые не повредят здоровью ребенка. Также музей предлагает написать небольшое пожелание к Новому году или рассказать в письме волшебную рождественскую историю, желательно придуманную самостоятельно. В первый год в акции приняло около 150 детей с родителями. В последние 2 года участвует свыше 1000 детей. Это не конкурс, а осознанно добровольное участие.

Совместный с Благотворительным фондом Русской медной компании проведен цикл музейных занятий об изобразительном искусстве с использованием музейной коллекции «Искусство на кончиках пальцев» для незрячих и слабовидящих детей. Благодаря проекту в музее появился тактильный фонд с предметами искусства, а также тактильная картина «Прачка» итальянского художника Чаломи Паскуале и объемная модель, передающая конструкцию Каслинского чугунного павильона.

Другой пример – действующий в Екатеринбурге Свердловский региональный благотворительный общественный фонд «Екатеринбургский еврейский культурный центр «Менора». Он осуществляет деятельность по двум направлениям: социальные программы помощи евреям (медицинская, материальная, патронаж и другое) и волонтерское движение (помощь любым гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию).

Благотворительность и церковь

Церковь Екатеринбурга также поддерживает тему благотворительности. Так, в 2002 году по указу архиерея был создан Отдел социального служения Екатеринбургской епархии. Цель работы – помощь в организации и координация социальной работы в епархии, проведение обще-епархиальных социальных мероприятий, взаимодействие с государственными, церковными и светскими организациями для осуществления благотворительности и социального служения Церкви. В направления деятельности отдела вошли:

  • координация деятельности по социальному служению и благотворительности в епархии и разработка рекомендаций по ее осуществлению;
  • подготовка, обучение, координация деятельности приходских социальных работников и ответственных за работу по социальному служению на приходах;
  • распределение полученной целевой благотворительной помощи по благочиниям епархии;
  • продвижение идеи о необходимости личного участия в делах милосердия, привлечение внимания к нуждам обездоленных;
  • осуществление церковной социальной деятельности и благотворительности на территории епархии в рамках собственных социальных проектов;
  • организация и оказание помощи при чрезвычайных ситуациях.

Виды церковного социального служения включают:

  • благотворительность: бесплатные трапезные, вещевые склады, финансовая помощь просителям;
  • окормление учреждений: больниц и поликлиник, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских домов и домов ребенка, школ-интернатов и коррекционных школ, реабилитационных центров;
  • работу с пожилыми и инвалидами: патронаж на дому, помощь инвалидам и их семьям, создание доступной среды для участия в богослужениях;
  • работу с семьей: противоабортное консультирование, помощь семьям малообеспеченным, воспитывающим особых детей, семьям священнослужителей;
  • создание приходских учреждений: богаделен, детских садов и групп дневного пребывания, детских приютов, кризисных центров для женщин с детьми.

Деятельность этого отдела в Екатеринбургской епархии осуществляется в рамках организации работы более чем 20 проектов и направлений Православной службы милосердия; Центра защиты материнства «Колыбель», Сообщества православных психологов, общеепархиальной Службы добровольцев, издания епархиального журнала «Православный вестник».

Волонтерство

Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации этой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой, формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус. Такой бесплатный труд является разновидностью филантропии. Развитие волонтерской деятельности является важным как для общества, так и самих волонтеров: оно способствует самореализации и самосовершенствованию каждого, дает возможность получить новые знания и опыт, почувствовать себя социально значимым и полезным.

В настоящее время активно развивается волонтерская деятельность по всему миру. Растет не только население планеты, но и процент волонтеров. По данным Роспатриотцентра в России с начала 2017 года зарегистрирована 21 тысяча добровольческих движений. При этом за последний год число движений увеличилось на 160%.

Сегодня в России появляется новое понимание волонтерства. Все больше людей проявляют социальную активность и сознательность. Молодежь участвует в акциях помощи детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями здоровья, очищают город и сдают донорскую кровь. Около 15% всей молодежи России связаны с волонтерской деятельностью.

Волонтерская деятельность в Екатеринбурге с каждым годом становится популярнее. Существует множество ежегодных мероприятий, на которые приходит все больше новых участников, среди которых основными являются площадки от организаций и волонтеры. Ночь музеев – одна из крупнейших ежегодных городских акций. За последние 3 года число волонтеров этого мероприятия выросло более чем в 3 раза (с 2016 г., когда их было зарегистрировано 306, сейчас число добровольных помощников достигает 1000 человек).

Несмотря на имеющиеся сайты для волонтеров («Волонтеры Урала», «Волонтеры Победы») и базы мероприятий, такие как Единая служба координации волонтеров, студентами и сотрудниками Екатеринбургской академии современного искусства специально для проведения всероссийской городской акции «Ночь музеев 2017» была создана электронная система с базой волонтеров и возможностью их координации. Плюсы такой системы – возможность хранения в базе данных большого количества записей, частых обращений к ним, удобство и легкость доступа со всевозможных устройств. Система позволила не только регистрировать волонтеров и площадки-участники города Екатеринбурга и Свердловской области, сохранять о них информацию, но и осуществлять базовое взаимодействие по многим вопросам (закрепление волонтера за площадкой-участником, отказ волонтера от участия в акции на базе выбранной площадки и отказ площадки от выбранного волонтера, добавление площадкой-участником собственных волонтеров, рассылка электронных писем всем участникам акции, автоматизированная печать бейджей волонтеров, автоматическая генерация писем с благодарностью и уведомлением об условиях получения для подтвержденных площадкой волонтеров). Легкость и простота использования системы способствовали значительному росту числа площадок-участников и волонтеров акции «Ночь музеев» в Екатеринбурге на протяжении последних двух лет.

Еще одним ярчайшим примером является волонтерство в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Фестиваль прошел впервые в Екатеринбурге в 2010 году, а сегодня работает с 10 населенными пунктами России – как с городами-миллионниками, так и маленькими поселками. В рамках фестиваля уличные художники из России и других стран превращают поверхности городского пространства в арт-объекты (за время своего существования фестиваль сгенерировал около 500 арт-объектов). В рамках проекта проводятся лекции, мастер-классы и др. Среди культурных проектов Екатеринбурга «Стенограффия» является одной из самых популярных площадок по привлечению волонтеров. Начиная с 2010 года, в проекте приняли участие 345 человек (в возрасте от 12 до 45 лет), постоянными волонтерами являются 52 из них. Многие время от времени возвращаются в проект, несмотря на необходимость иногда работать в плохую погоду.

Мотивы будущих волонтеров весьма разные – от желания «разбавить серые будни и сделать что-то полезное для своего города», «стать причастным к уличному искусству» и «обрести новые знакомства» до «получить контент в социальные сети» и «пройти практику от учебного заведения». Берут всех, кто готов потрудиться. Благодаря этому на фестивале трудятся представители самых разных сообществ. Так, над одним арт-объектом совместно с художником могут работать школьник, журналист, владелец среднего бизнеса, студент математического факультета и водитель трамвая.

Организаторы скрупулезно подбирают задачи под каждого волонтера. Самая активная фаза «Стенограффии» проводится в течение трех дней, на протяжении которых волонтерами занято от 50 до 80 человек.

Одним из важных результатов притяжения волонтеров в проект является появление новых субпроектов, которые не всегда имеют прямое отношение к «Стенограффии». Так, одним из участников команды «Стенограффии» при поддержке волонтеров фестиваля в свое время была создана самая известная в Екатеринбурге галерея уличного искусства «Свитер». Этот уникальный проект обрел федеральную известность. Другим примером стал запуск бывшими волонтерами «Стенограффии» постмодернистского медиаресурса «Вторая ветка», который вскоре объединил вокруг себя неравнодушных и талантливых авторов.

Специально для «Стенограффии» были запущены новые проекты, среди которых – ежегодный проект «Дневник волонтера», где широкой аудитории транслируются приключения волонтеров в разных концах города.

Инклюзивные практики

Другой важнейшей стороной социальной ответственности является равноправное включение людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в активную общественную жизнь через социокультурные практики. Для детей и взрослых с инвалидностью это самый доступный и действенный способ развития потенциальных возможностей.

Сегодня на смену «медицинской» модели пришла «социальная». Если медицинская ограничивала поддержку людей с инвалидностью социальной защитой, то социальная модель, закрепленная в Конвенции о правах инвалидов в 2006 году, определяет, что причина ограничений не в самом заболевании, а в физических барьерах, стереотипах и предрассудках, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Развитие инклюзивного подхода к людям с ОВЗ в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, расширяющие образовательные и иные возможности инвалидов. В СССР, а затем и в современной России для людей с инвалидностью с детства были созданы специальные условия, ограждающие их от остального мира. Они учились в специализированных детских садах, школах, интернатах и техникумах вплоть до 2016 года, когда был принят новый стандарт обучения и было провозглашено инклюзивное образование.

До сих пор у этого процесса много противников. Учителя и родители учеников с нормой здоровья не всегда готовы принять детей с особенными потребностями. Дети и подростки с инвалидностью не всегда готовы к интеграции в общую образовательную систему из-за недостатка навыков социализации, который возникает по причине отсутствия универсальной доступной среды в общественных пространствах. Люди с ментальными отклонениями постоянно сталкиваются с нарушением прав, поскольку зачастую внешне инвалидность не определяется, а их поведение вызывает осуждение и даже агрессию со стороны общества. При особенных поведенческих реакциях, например, склонности лечь на пол, услышав громкий звук, в большинстве случаев окружающие вызывают охрану или полицию, что приводит к психологическим и физическим травмам. Даже при наличии доступной архитектурной среды люди с внешними признаками инвалидности, например, с синдромом Дауна или детским церебральным параличом из-за реакции окружающих часто стесняются выйти на улицу, не говоря о полноценной культурной жизни. Всю жизнь они проводят в четырех стенах, так и не реализовав свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал.

По данным Министерства социальной политики Свердловской области количество лиц с ОВЗ и инвалидностью в Екатеринбурге составляет более 160 тысяч, и это около 11% населения Екатеринбурга. Из них 18127 – дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды. С проблемой инвалидности сегодня так или иначе сталкивается каждая четвертая семья. Детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3 – 5%. В основном, это дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и подобное. Все они со временем автоматически пополнят группу взрослых инвалидов.

По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения за 2016 год, только 17% людей с инвалидностью посещает театры, 25,6% концерты, 13,3% выставки. Почти идентичные показатели за 2011 и 2014 г. В настоящее время подобная статистика в России не ведется.

В Екатеринбурге опыт оказания многолетней помощи творческому развитию людей с особыми потребностями можно наблюдать во многих учреждениях культуры уже с конца 90-х годов. Есть примеры успешных проектов и яркого арт-терапевтического опыта. Так, в феврале 1999 года в Екатеринбургской детской школе искусств №4 были открыты два класса с целью возвращения в общество детей с ОВЗ, обучение которых было основано на принципах лечебной педагогики. С 2002 года там было создано целостное Отделение свободного творческого развития для детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6,5 до 17 лет.

Системная работа всей муниципальной сферы культуры реализуется с 2015 года через единую концепцию доступности учреждений и их услуг для людей с ОВЗ. Все направления по созданию универсальной безбарьерной среды для включения в социально-культурные практики людей с ОВЗ были объединены в единый проект «Культура для всех». Одна из приоритетных задач проекта – консолидация усилий профессионального сообщества, представителей общественных организаций, органов власти социокультурной сферы и ресурсов социального партнерства.

На протяжении последних лет в Екатеринбурге доступ людей с ОВЗ к культурным ценностям расширяется. Успешно реализуются специальные программы и значимые социокультурные проекты: всероссийская научно-практическая конференция «Культура и социальная ответственность», всероссийский творческий фестиваль «Синяя птица – инклюзив»; всемирный творческий фестиваль «ИнклюзивАрт» с участием артистов из Германии, Сербии, США, Нидерландов; общегородская акция по распространению информации об аутизме «Зажги синим»; Всероссийская акция «Музей для всех! День инклюзии».

На гастроли в Екатеринбург приезжают театры с инклюзивными постановками из Москвы, Санкт-Петербурга и Ташкента. А инклюзивные театральные проекты Екатеринбурга, в свою очередь, участвуют в крупных всероссийских театральных фестивалях, включая Московский фестиваль «Протеатр» и даже входят в лонг-лист премии «Золотая Маска». Стоит отметить, что именно в Екатеринбурге в 2017 году состоялся Первый всемирный конгресс для людей с ограниченными возможностями здоровья, собравший 700 людей с инвалидностью со всего мира. Организаторы Конгресса – автономная некоммерческая организация «Благое дело», занимающаяся сопровождаемой трудотерапией (г. Верх-Нейвинск), социальное движение «Белая трость», оказывающее помощь людям с нарушением зрения (г. Екатеринбург) и Министерство социальной политики. Партнерами Конгресса стали Министерство культуры Свердловской области и Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, 43 учреждения культуры и более 30 некоммерческих и бизнес-партнеров.

Данный Конгресс стал ярким примером тенденции усиления грамотного и эффективного межведомственного взаимодействия между некоммерческими организациями, обществами инвалидов, благотворительными фондами, бизнес-структурами, муниципальными и областными учреждениями культуры и представителями власти.

Включение людей с инвалидностью в социокультурную жизнь города возможно только при готовности общества их принять. Для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья жители города должны быть достоверно проинформированы об их особенностях и проблемах. В рамках просветительского направления муниципального проекта «Культура для всех» развенчиваются мифы об агрессии людей с ментальными отклонениями и недееспособности людей с ОВЗ, рушатся психологические барьеры между людьми с внешними отличиями. В Екатеринбурге, в первую очередь, этому служат рекламные носители: ролики на широкоформатных городских экранах и экранах в метро, в которых рассказывается, например, о проблемах аутизма; рекламные щиты с афишами благотворительных мероприятий, инклюзивных фестивалей и концертов. Во-вторых, используется полиграфическая продукция: буклеты, информационные и промо-афиши, сборники тематических статей, листовки, в которых рассказывается о проблемах различных нозологий (разновидностей заболеваний), приводятся примеры успешной интеграции людей с инвалидностью в общество, жителей города приглашают на инклюзивные мероприятия, приводится позитивная терминология, запрещающая термины «калеки», «неполноценность», «инвалид» и так далее. Кроме того, правдивые факты об инвалидности и инклюзивная идеология также активно присутствуют в online-пространстве: статьях на сайтах учреждений культуры, создании и наполнении тематических порталов, информации в социальных сетях. Большую роль играют публикации и сюжеты в СМИ. Представителей некоммерческой сферы часто приглашают на программы и радиоэфиры, на инклюзивные мероприятия (концерты, фестивали, мастер-классы) приезжают новостные бригады телеканалов Екатеринбурга и региона, журналисты интернет- и печатных изданий берут интервью у экспертов инклюзивной сферы (педагогов, руководителей благотворительных и инклюзивных проектов, волонтеров и тьюторов) и людей с инвалидностью.

Позитивными примерами служат выставки фотографий и историй людей с ограниченными возможностями здоровья, которые проходят на различных социокультурных площадках Екатеринбурга: в музеях, библиотеках, культурно-досуговых центрах, торгово-развлекательных центрах и на массовых мероприятиях (проект «Ночь музеев» и т.п.); флешмобы – в Екатеринбурге они представлены не только в виде массовых танцев в общественных местах, в которых принимают участие взрослые с ограничениями в здоровье, но и в виде шествий, запусков в небо воздушных шаров, создания инсталляций из пожеланий людям с инвалидностью, online-флешмобов по типу «сделай репост – помоги распространить информацию».

Весьма передовым и важным направлением инклюзивных социокультурных практик Екатеринбурга стало участие инклюзивных творческих коллективов в массовых культурных мероприятиях (фестивали, концерты, конкурсы и др.) с озвучиванием ведущим короткой информации о коллективе и его особенностях, а также выступления успешных людей с инвалидностью в роли экспертов на мероприятиях (кулинарные фестивали, выставки, конференции, курсы повышения квалификации и т.д.) или ставшее привычным присутствие людей с ОВЗ на культурных мероприятиях – через приглашения на специальных или общих условиях.

Проведение «Уроков доброты» в школах общего и дополнительного образования – сравнительно недавнее направление, также реализуемое в проекте «Культура для всех» и предполагающее проведение классного часа сторонним экспертом (представителем некоммерческой организации) или сотрудниками школы на тему доброты, волонтерства, инклюзии. В рамках всемирного дня распространения информации об аутизме 2 апреля 2018 года «Уроки доброты» прошли во всех общеобразовательных школах и школах дополнительного образования. На них учителя и сторонние эксперты показывали мультфильм об аутизме, рассказывали об основных фактах и проблемах, получая от учеников обратную связь в виде вопросов.

Помимо просвещения горожан на тему инклюзии и формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ, в культурной среде Екатеринбурга организуется система мер по включению детей и молодежи с ограничениями в здоровье в социально-культурные практики.

В школах художественного дополнительного образования дети с особыми потребностями обучаются по общеразвивающим программам и даже по предпрофессиональным дополнительным образовательным программам, в том числе на дому (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В музеях Екатеринбурга действуют адаптированные программы или специальные направления по работе с людьми с расстройством аутистического спектра, незрячими, слабослышащими. Например, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств успешно реализуется проект для слабовидящих и незрячих детей «Искусство на кончиках пальцев». На занятиях используются тактильные репродукции картин.

В арсенале екатеринбургских библиотек – фонды аудиокниг и книг со шрифтом Брайля. Сотрудники проводят мастер-классы и семинары для людей с ОВЗ и их семей. Широко практикуется библиотечное обслуживание маломобильных категорий граждан на дому.

В Екатеринбургском зоопарке систематически идут анималотерапевтические занятия для детей с ОВЗ (в основном, с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра) с использованием ручных животных, которые помогают участникам в расширении круга общения, компенсируют одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, дают положительные эмоции.

В культурно-досуговых центрах по месту жительства горожан проводятся инклюзивные фестивали и конкурсы, предоставляются площадки и ресурсы для проведения мероприятий некоммерческих организаций, реализующих проекты помощи детям и взрослым с ограничениями в здоровье.

В театрах организована доступность для маломобильных граждан (при невозможности установки специального оборудования используются ресурсы сотрудников, прошедших специальное обучение или инструктаж, привлекаются волонтеры, студенты, военные), что позволяет людям с нарушением слуха и зрения, передвигающимся на колясках, посещать спектакли. В Екатеринбургском театре юного зрителя реализуется проект «Просцениум», в рамках которого артисты выезжают со спектаклями к детям, которые по состоянию здоровья и другим причинам самостоятельно театр посетить не смогут (специализированные детские дома, школы и интернаты).

Отдельным направлением работы в культурной среде Екатеринбурга стала деятельность инклюзивных коллективов. В Екатеринбурге существует девять инклюзивных театров различной ведомственной принадлежности с уже сформированными коллективами, показывающими удивительные результаты на местных и всероссийских фестивалях и конкурсах:

  • театр жестов для детей с нарушением слуха «Театр на ладони» (на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»);
  • театр «#ЗаЖивое» для подростков и взрослых с РАС (на базе Ельцин Центра);
  • театральная мастерская «Алые паруса» для детей с ментальными особенностями (на базе МБУК ЕДШИ «АртСозвездие»);
  • филиал Московского центра творческих проектов «Инклюзион» проводит занятия для детей с различными особенностями здоровья;
  • танцевальная театр-студия «Другие» для детей, подростков и взрослых с РАС, созданная родителями детей с особенностями ментального развития;
  • творческий союз «СоБытие» включает в танцевально-театральные постановки детей с нарушением зрения;
  • танцевальная студия «Движение» для детей с нарушением зрения (на базе «Екатеринбургской школы-интерната № 10, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы»);
  • театральная студия «Солнечный бубен» для людей с синдромом Дауна и их родителей (действует в рамках проектов Ассоциации организаций и граждан «Особые люди»).

Многие из этих коллективов не только нашли признание публики в Екатеринбурге, но и завоевали всероссийскую известность. Например, инклюзивный театр-студия «Ora» при благотворительном фонде «Верба» – лауреат, дипломант городских, областных, российских фестивалей и конкурсов инклюзивного творчества; участник Фестиваля особого театра «Протеатр». Первый спектакль «Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса» (реж. Л.Л. Абашева) вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска» 2016 – 2017 годах в категории «Музыкальный театр».

Для повышения коммуникативных и профессиональных компетенций при взаимодействии с детьми и взрослыми с инвалидностью для участников культурного пространства проводятся системные и разовые образовательные проекты для представителей некоммерческих организаций, волонтеров и тьюторов; для педагогов общего и дополнительного образования; сотрудников контактной зоны, специалистов и руководителей учреждений культуры:

  • курсы повышения квалификации и узконаправленные семинары для преподавателей дополнительного образования, которые позволяют освоить методики занятий с детьми с особыми потребностями для обучения их музыке, живописи, танцам и другим творческим видам деятельности;
  • семинары, вебинары, научно-практические конференции, форумы, лекции, круглые столы для сотрудников сферы культуры, благодаря которым у специалистов появляется понимание специфики работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, важности инклюзивного подхода, особенностей создания безбарьерной среды в учреждениях;
  • практические мастер-классы по взаимодействию с людьми с ОВЗ с привлечением экспертов с инвалидностью, которые разрушают сложившиеся стереотипы о беспомощности и нетрудоспособности людей с особыми потребностями;
  • «Уроки доброты» для детей с нормой здоровья в школах дополнительного образования и в секциях, которые учат толерантности, доброте и позволяют с раннего возраста готовить детей к миру, в котором у людей с инвалидностью будут равные права и возможности.

Несмотря на то, что решение проблем людей с ОВЗ стало одним из приоритетных направлений деятельности различных структур и ведомств, учреждений и организаций, на пути создания инклюзивного общества в Екатеринбурге возникает множество проблем, которые необходимо решить.

  1. Недостаток материально-технического обеспечения. Недоступность некоторых объектов для маломобильных граждан, отсутствие специального оборудования для людей с проблемами со слухом и зрением, адаптированных программ для людей с РАС и другими ментальными особенностями.
  2. Ошибки в создании архитектурной универсальной доступной среды – нарушение эстетического облика зданий и открытых пространств. Установка дорогостоящих, но технически неудобных средств доступности: неправильные пандусы, поручни, лифты; недоступные таблички и указатели со шрифтом Брайля и т.д.
  3. Дефицит узконаправленных специалистов. В процессе работы с людьми и особенно с детьми с ОВЗ должно участвовать большое количество разных специалистов – социальных педагогов, психологов, дефектологов.
  4. Отсутствие достаточной информированности жителей города. От незнания особенностей людей с инвалидностью часто происходят конфликты и вопиющие ситуации с ущемлением прав человека с инвалидностью.
  5. Отсутствие рекламной коммуникации для продвижения инклюзивного творчества как самоценного, имеющего высокий художественный уровень и культурный спрос, из-за чего оно пока не нашло своего массового зрителя.
  6. Формализация и обесценивание инклюзивного подхода к организации культурных инклюзивных проектов. Организаторы всех уровней (власть, НКО, бизнес) по-прежнему или создают не инклюзивные проекты и мероприятия, а направленные исключительно на людей с инвалидностью, тем самым еще больше отдаляя их от общества, или называют инклюзивным проектом любое мероприятие, на котором присутствует, например, один человек с инвалидностью в качестве зрителя.

Выводы и рекомендации


Для повышения социальной ответственности и реализации ее в Екатеринбурге необходимо, в том числе:

  • закладывать принципы социальной ответственности в приоритеты каждой организации, будь то бизнес, культура или образование; это реализуется через включение социальной ответственности в стратегию развития организации;
  • ориентировать организации на долгосрочную перспективу деятельности в местном сообществе через системную работу в области социальной ответственности; важно выработать критерии и показатели ее эффективности и качества – от материально-технического обеспечения универсальной среды до реализации инклюзии;
  • обеспечить целевую подготовку узконаправленных специалистов – социальных педагогов, психологов, дефектологов, достаточное наличие которых есть гарантия качественной работы с людьми, имеющими ограничения в здоровье; это возможно реализовать через внедрение системы целевых показателей в вузах;
  • раскрывать для общества потенциал корпоративной социальной ответственности и поощрять ее развитие через проведение ежегодного конкурса социально ответственных организаций города по различным номинациям;
  • объединять разные сообщества инициативных людей для системной и неформальной работы через реализацию социально значимых проектов; это будет способствовать укреплению связей между ними и позитивно влиять на социальную атмосферу города.
поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов