Поиск по сайту

07 Декабря 2017

В ЕАСИ изучали культуру открытого города


Мне нравится!

В Екатеринбургской академии современного искусства прошла пятая всероссийская научно-практическая конференция «Культура открытого города: новые смыслы и практики».

В конференции приняли участие более 100 человек из 3 стран и 18 городов. Среди участников были как исследователи, так и практики – авторы уже реализованных крупных проектов в области культуры, а также студенты, магистранты и аспиранты высших учебных заведений. В течение трех дней с 30 ноября по 2 декабря основную и дополнительную программу конференции составили более 20 мероприятий: доклады, мастер-классы, экскурсии и другие актуальные форматы. Расскажем о некоторых их них.

Традиционное начало научного события в ЕАСИ – танцевальный номер от студентов академии по направлению «Танец и современная пластическая культура». Эту традицию любят все – и те немногие, кто выходят на сцену, и те многие, кто остаются в зрительном зале.

После столь зажигательного старта с приветствием к гостям конференции обратилась ректор ЕАСИ Инна Анатольевна Ахьямова: «Мы прошли большой путь. В этом году конференция состоится уже в пятый раз. И теперь к нам присоединились многие города России, а также отозвались специалисты из Казахстана, Сербии, Великобритании».

Заместитель генерального консула Великобритании в Екатеринбурге Мэттью Осборн, выступавший на открытии научного мероприятия, отметил близость темы опыту британских городов: «Манчестер – это хороший пример открытости в культуре. Сейчас у нас больше возможностей для сотрудничества. Мы верим, когда люди обмениваются мнениями – это полезно обеим сторонам». Поддержали открытие конференции своими выступлениями также президент Фонда «Культурный транзит» Евгения Владимировна Никитина и искусствовед, лауреат премии «Филантроп» Алексей Юрьевич Филатов.

На первом пленарном заседании с теоретическими докладами выступили известные в городе ученые: Наталья Юрьевна Власова, профессор УрГЭУ, Ирина Борисовна Бритвина, профессор УрФУ, Татьяна Юрьевна Быстрова, профессор ЕАСИ.

А практическими кейсами поделились руководители и представители крупнейших в Екатеринбурге культурных проектов. Анна Пьянкова, директор Уральского филиала РОСИЗО-ГЦСИ (Уральская индустриальная биеннале) рассказывала об освоении индустриальных пространств для размещения в них современных выставок: «Современное искусство должно быть более масштабным, поскольку оно способно на широкий разворот».

О том, как важно правильное понимание уникальности, говорила Наталия Шмелькова, фестиваль Ural music night («Уральская ночь музыки»): «У нас все площадки находятся в пешей доступности и вход на них – свободный. <…> В Екатеринбурге есть какое-то понимание «уральскости». Это очень здоровый патриотизм – искренняя гордость за то место, где ты живешь».

Также выступили Евгений Волков (Архитектурное бюро ОСА) с докладом «Нарратив vs проектное решение: опыт проектирования общественных пространств в Екатеринбурге», а  Вячеслав Солдатов представил опыт интернет-портала It's My City.

Помимо презентаций докладов в программу конференции включены экскурсии в культурные учреждения города: в первый день участники посетили Свердловскую государственную академическую филармонию. Экскурсию провела Алла Васильевна Петрова-Лемачко – заместитель директора по развитию Свердловской государственной академической филармонии, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра. На ней гости посетили Большой зал, а также смогли увидеть одну из выставок уральских художников. После мини-лекции об управленческих технологиях из практики работы филармонии все были приглашены в камерный зал для встречи и разговора с живой легендой управления институциями культуры, лауреатом Государственной премии, директором филармонии Александром Николаевичем Колотурским.

«Филармония уже изначально зарекомендовала себя как нечто очень мощное. Здесь сразу же должен был быть и оркестр, и капелла. База изначально была очень серьезной, оставалось только направить все в правильное русло. И все директора, кто управляли и координировали работу филармонии с 1936 года, вели и привели ее к тому величию, которое она сейчас имеет», – Александр Николаевич щедро делился профессиональными секретами с начинающими управленцами, рассказывал и об экономике Филармонии, и об отношении органов власти к учреждению. Не остался без ответа и вопрос: «Какими качествами должен обладать руководитель в сфере культуры?» Ответ не заставил себя долго ждать. Александр Николаевич назвал три главных качества: «"Управленческое″ образование, второе – уметь брать на себя ответственность, принимать свои ошибки и признавать их, и третье качество, не по значимости, – это уметь рассчитывать свои ходы в будущем, уметь ″заглядывать″ в него».

Как закончишь первый день конференции – так и начнешь второй, в том смысле, что второй день конференции начался не в учебной аудитории и не в конференц-зале академии, а в крупнейшем художественном музее Урала – Екатеринбургском музее изобразительного искусства. Именно здесь реализуются такие знаковые для нашего региона проекты, как крупнейший на Урале художественный проект Международный фестиваль меццо-тинто, объединяющий художников из более чем сорока стран, работающих в этой сложной технике графики; создание культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал», Музей наивного искусства и множество других выставочных, научно-исследовательских, культурно-образовательных проектов и программ.

Гости конференции смогли попасть в музей за час до открытия – будущим управленцам важно видеть «кухню», как живет музей, когда посетителей еще нет, что делают его сотрудники, чтобы посетителей становилось все больше и больше. Например, придумывают и делают уникальные выставки в рамках широко известной темы. Таким отличным кейсом стало посещение выставки «″Ясновицы грядущего″. Русский авангард 1910-1920-х годов».

Преподаватели, студенты, молодые ученые смогли познакомиться с самыми ранними направлениями авангарда, например, неопримитивизм, который был представлен полотнами Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка, творчеством художников объединений «Бубновый валет» и «Союз молодежи», кубофутуризмом и футуризмом, где были продемонстрированы работы Владимира Маяковского, Надежды Удальцовой, Натана Певзнера, и других художников. А также увидели одну работу в стиле лучизма, основоположником этого стиля Михаила Федоровича Ларионова. Там же можно было посмотреть работы в стилях абстракционизма, экспрессионизма, супрематизма и конструктивизма.

После экскурсии состоялся брифинг с директором музея – Никитой Николаевичем Корытиным. Формат встречи напоминал свободный полилог: гости задавали интересующие их вопросы, на которые руководитель Екатеринбургского музея изобразительных искусств давал краткие и емкие ответы, например, о проекте, который изменит статус Екатеринбурга на глобальной культурной карте: «Проект «Эрмитаж-Урал» — это большая работа многих людей. Открытие, оно запланировано на 2020 год, навсегда изменит статус Екатеринбурга на культурной карте. Не только узкий круг специалистов будет знать, что «Эрмитаж» не впервые откроется, а вернется в Екатеринбург: именно наш город спас коллекцию «Эрмитажа» во время Второй мировой войны».

Продолжилась конференция работой четырех секций на площадки ЕАСИ: «Социальное взаимодействие в городском пространстве», «Современные технологии организации и реализации социокультурных проектов», «Искусство и образование в современном городе: новые практики» и «Текстовое пространство города». Вдохновленные примером трудолюбия старших коллег, студенты и молодые ученые представили и обсудили более 50 очных докладов.

Завершился второй день конференции открытием в галерейном пространстве ЕАСИ персональной фотовыставки заместителя председателя Екатеринбургской городской Думы Виктора Николаевича Тестова. И это – традиция, которую академия будет продолжать – на конференции молодых ученых открывать фотовыставку о городе, автор которой – известный в городе человек, но непрофессиональный художник. В прошлом году выставлялся профессор УрГАХУ Леонид Салмин, в этом году – Виктор Тестов.

В третий день конференции студентов, аспирантов и приглашенных специалистов ждала открытая культурная программа. Сначала экскурсия по исторической части Екатеринбурга «Открытие закрытого города», которую провела представитель общественного движения «Реальная история» Марина Сахарова – так много фактов вокруг двух домов на улице Февральской революции! Далее в стенах ЕАСИ под руководством Алексея Филатова прошел его авторский мастер-класс «Живопись слепых». Именно этот проект Алексея Филатова получил президентский грант, а в 2016 году благодаря ему Алексей стал лауреатом премии «Филантроп» в номинации «Преодоление. За гранью возможного». Все участники с закрытыми глазами, наощупь, создавали свои произведения абстрактного импрессионизма. Техника исполнения была следующей: перед каждым художником находилось несколько стаканчиков с краской разного цвета. Рисующие брали их и наливали краску на холсты, такими движениями и способами, какими им хотелось.

Идея этого проекта заключается в доступности творчества всем людям: от профессиональных художников до людей с ограниченными возможностями зрения, ведь перед холстом с закрытыми глазами все равны. «Что такое культура? Культура – это возделывание души. А как мы можем это сделать? Только лишь через искусство», – поясняет автор проекта.

Затем участники конференции могли попробовать себя в современных творческих направлениях, посетив мастер-классы от студентов академии: это мастер-класс по создания комиксов от студентов направления «Визуальные коммуникации» и мастер-класс по современному танцу от студентов кафедры «Танец и современная пластическая культура».

После участники отправились на экскурсии четыре экскурсии: первой была экскурсия по «Фабрике-кухне» от преподавателя кафедры «Актуальных культурных практик» Ульяны Ефремовой. Кстати, премьерная экскурсия состоялась в первый день конференции для вице-консула Великобритании Мэтью Осборна: «Я бы сравнил Екатеринбург с Манчестером. Когда мой родной город был в упадке: безработица, высокая преступность, люди в отчаянии – помогла культура. Культурное развитие общества, города нормализовало обстановку в Манчестере. Мне кажется, что с Екатеринбургом была похожая история. Когда атмосфера на Урале была накаленной, культура спасла положение. И по сей день с каждым годом в Екатеринбурге развивается культура и делает ваш город прекрасней». Помимо «Фабрики-кухни» гости посетили экскурсию по выставке «Красная линия» в библиотечно-информационном центре академии и экскурсию по выставке «Найденное искусство #3», а также экскурсию по выставке живописи Виктора Оборотистова.

Лариса Евгеньевна Петрова, проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства, раскрыла секрет успешной в среде сегодняшних студентов конференции: «Моя цель – показать студентам новый, востребованный формат научного события. Мы в ЕАСИ планируем конференции, симпозиумы, круглые столы, исходя из трех принципов – коллаборация, социальная ответственность, участие медиа. Наука – это не просто важно, это может быть увлекательно, полезно, модно. Следующую конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых академия планирует на июнь 2018 года и это будет ночь науки!»

 

Текст: Кольцова Ксения, Юдина Вера, Билас Кристина

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга