Поиск по сайту

06 Октября 2015

Операция по спасению… произведений искусства


Мне нравится!

Вчера в рамках Всероссийского месячника по гражданской обороне в Екатеринбургском музее изобразительных искусств проводились специальные учения по подготовке культурных ценностей к эвакуации в случае техногенной, природной или иной чрезвычайной ситуации. На мастер-класс съехались музеи Екатеринбурга и области.

То, что подобные учения проводятся именно на базе Музея ИЗО, неудивительно — здесь сотрудники часто сталкиваются с необходимостью подготовки ценностей к транспортировке, ведь предметы коллекции часто отправляются «в гости» в другие российские и зарубежные музеи. А вот Музей истории Екатеринбурга или Объединенный музей писателей Урала, где также находятся наиболее ценные экспонаты, с подобным сталкиваются нечасто, и учения для них — необходимая мера предосторожности. Ведь в случае чрезвычайной ситуации сохранение объектов культурного наследия целиком и полностью зависит от профессионализма и грамотных действий работников музея.

Если повнимательнее приглядеться к музейным экспонатам, то на рамах картин или витринах с особенно ценными объектами можно заметить небольшие красные ярлычки. Такие «знаки отличия» есть далеко не на всех произведениях искусства, и в чрезвычайной ситуации именно они служат для работников музея своеобразными маячками. При эвакуации счастливые обладатели красных ярлычков первыми пакуются в коробки и отправляются в безопасное место.

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств – 13 600 экспонатов. В первую очередь  эвакуируются только 276 наиболее ценных – до второй и третьей очереди дело может не дойти вовсе, ведь на то, чтобы вывезти предметы искусства с красными ярлыками, у работников музея есть всего три дня.

Несмотря на сжатые сроки и ограниченные ресурсы (вся подготовка к эвакуации производится исключительно силами музея), работники действуют максимально осторожно. Упаковка «от стены до ящика» — непременно в перчатках. Вот музейщики бережно подхватывают «Крестьянку с детьми» Маковского, перерезают крепления, и картина плывет к широкому столу. Здесь ее ждут три слоя упаковочной бумаги, бумажный скотч, которым фиксируют все подвижные части с оборотной стороны, водонепроницаемый мешок и специальный ящик. Пока идет упаковка, научный сотрудник составляет упаковочный акт, чтобы ту или иную картину легко можно было найти среди остальных.

Максимально «утрамбовать» живописные полотна по ящикам, которых в распоряжении музея всего около 50 штук, тоже непросто: чтобы попасть в одну упаковку, картины должны соответствовать друг другу по размеру, и их общий вес не должен превышать 100 килограммов. Если рама у картин слишком тяжелая или имеет художественную ценность, то она эвакуируется отдельно. Большие живописные работы, которые не помещаются в ящики, снимаются с подрамника и накатываются на вал.

При транспортировке может произойти всякое: полотно может получить «травму»: прорыв или прокол, в водонепроницаемом мешке может завестись плесень.  Поэтому перевоз картины с места на место – дело хлопотное. В ящики закладывается слой силикогеля и специальные прокладки,  чтобы картина внутри ящика не двигалась, а поверх картины – дополнительный слой паралона.

Похожие требования и к упаковке изделий из фарфора или драгоценных металлов. Главный принцип  — не навреди: музейщики стараются использовать наиболее деликатные материалы, с особым вниманием относятся к полостям, хрупким выступающим элементам. Все пустоты стараются заполнять максимально деликатно, но так, чтобы материал не давил на стенки или ручки изделия. Фарфор или стекло пакуют сначала в коробки, подобранные точно под размер предмета, а затем уже перекладывают в ящики. Менее травматичные предметы укладываются в низ ящика, более хрупкие – наверх.

Кстати, витрины, в которых находятся изделия из драгоценных металлов, всегда под сигнализацией, и снять ее может только главный хранитель музея — именно он несет ответственность за упаковку и эвакуацию этих экспонатов.

Когда все экспонаты упакованы, ящики опечатываются с четырех сторон и по возможности пломбируются, а затем плотно крепятся в машине, чтобы избежать малейшего ненужного движения, способного нанести непоправимый вред произведению искусства.

Конечно, подобные учения – это в первую очередь предосторожность. Но история знает примеры, когда такая предосторожность спасала сотни произведений искусства. Один из самых ярких примеров в истории – эвакуация коллекции Эрмитажа, часть которой в годы Великой Отечественной войны приютили именно под крышей нашего Музея ИЗО. И как бы музейные работники не надеялись, что эти знания никогда не пригодятся, к чрезвычайным ситуациям нужно быть готовыми всегда.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов