Поиск по сайту

07 Февраля 2017

На Урале инициировано всероссийское исследование аудитории современного искусства


Мне нравится!

Постоянный соорганизатор Уральской индустриальной биеннале – центр поддержки и развития современного искусства «ЗААРТ» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в партнерстве с Уральским филиалом РОСИЗО-ГЦСИ, Екатеринбургской академией современного искусства (ЕАСИ) и Фондом «Социум» с 1 февраля 2017 года приступают к реализации проекта «Исследование аудитории современного искусства в крупных городах России».

В семи городах нашей страны пройдет серия исследований аудитории современного искусства, а также невовлеченных групп зрительской аудитории и потребителей. Для изучения выбраны Екатеринбург, Нижний Новгород, Норильск, Пермь, Томск, Тюмень и Челябинск, где различается ситуация по количеству институтов и площадок современного искусства и современной культуры, интенсивности событийной жизни, вовлеченности горожан в пространство современного искусства. При этом в трех исследуемых городах длительное время работают филиалы РОСИЗО-ГЦСИ, формирующие свою художественную среду и отношение жителей к современному искусству. В четырех других городах современное искусство ищет свою дорогу к зрителям вне государственных институций.

Проблема, но одновременно и ценность этого проекта в необходимости поиска новых методик исследования. Не потому, что методики исследования аудитории потребителей современного искусства должны обязательно отличаться от исследования ценителей искусства классического, а потому что и в этом случае эксперты не готовы дать объяснение, к примеру, прошлогоднего феномена взрывного интереса российской публики к творчеству Серова или Айвазовского.

 «Образ жизни современного горожанина – динамичный, разнообразный, дифференцированный часто не вокруг привычных социально-демографических показателей, а совсем по другим критериям, становится вызовом для социологии, – рассуждает Мария Бурлуцкая, кандидат социологических наук, руководитель инновационных проектов фонда «Социум». – Типичными подходами, методиками исследовать и понять этот образ жизни уже невозможно. Поэтому значение исследовательского проекта выходит за рамки изучения аудиторий современного искусства, поскольку проект предполагает поиск и тестирование таких методов сбора информации, которые сопровождают аудиторию в её активности, позволяют выделить и описать не только реальные, но и потенциальные аудитории, типизировать их по ценностям и интересам. Результатом проекта станет модель изучения аудиторий современного искусства и шире – модель изучения аудиторий разнообразных активностей горожан, дифференциации городской досуговой среды».

Выработка новых методик, создание инструментов исследования, а также рекрутинг конкретных исполнителей проекта, по мысли его организаторов займет 3–3,5 месяца. Пилотные исследования должны начаться в том же Екатеринбурге уже во время традиционной майской «Ночи музеев». Затем в исследование включатся все семь городов.

«В больших городах России в последние пару лет наблюдается развитие площадок и проектов, связанных с современным искусством и новыми формами существования культуры. Горожане вообще стали чаще ходить на выставки, фестивали и в новые галереи, – делится своими идеями  Дмитрий Москвин, кандидат политических наук, руководитель научно-просветительского отдела Уральского филиала РОСИЗО-ГЦСИ. – В каждом городе складывается своя уникальная ситуация, связанная с наличием сильных субъектов культурной жизни. Где-то, как в Екатеринбурге, возникает мощная конкуренция институций, приводящая к росту качества мероприятий и увеличению их интенсивности. Где-то пока существует только одна точка притяжения, но есть потенциал для возникновения новых. На этом фоне выясняется, что в России до сих пор не проведено масштабных исследований поведения зрительской аудитории в области современного искусства. Кто ходит на выставки, перформансы и променад-спектакли? Почему людям интересно или, наоборот, безынтересно современно искусство? Что может способствовать росту заинтересованности и соответственно увеличению зрительских потоков? Масса вопросов, на которые мы будем искать ответы в течение года исследовательской работы в семи очень разных городах России».

«В современном мире искусство выполняет гораздо более разнообразные функции, чем принято считать, – убеждена Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина. – К традиционным задачам просвещения, духовного роста сегодня добавляются социальные. Например, средствами современного искусства во многих городах мира возрождаются целые кварталы бывшей промышленной застройки, превращаясь из заброшенных пригородов в центры общественной жизни. Искусство, таким образом, становится актуальным в прямом смысле слова. Поэтому намерение наших грантополучателей получить детальное, объемное представление о предпочтениях жителей российских городов в сфере современного искусства видится нам достойным поддержки. Тем более, что в прошлом году Фонд запустил специальную инициативу по продвижению российского современного искусства, которая началась с большого проекта «Коллекция!», реализованного совместно с Центром Помпиду в Париже.

Уверены, что результаты нового проекта наших уральских коллег окажутся не менее яркими, чем наш предыдущий опыт совместной работы, когда Фонд поддержал проведение симпозиума Всемирной биеннальной ассоциации в ходе 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства».

Петрова Лариса Евгеньевна, проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства уточняет роль своего учреждения: «Исследовательский потенциал академии позволил реализовать серию крупных теоретических проектов по изучению городского пространства (культура открытого города и постфордизм, независимая оценка качества и спрос на услуги в сфере культуры, арт-рынок и found-арт и др.). Новый проект совместно с давним партнером РОСИЗО-ГЦСИ – это возможность не только судить о тех россиянах, кто уже ценит и любит современное искусство, но и формировать новую публику в рамках партисипаторных исследовательских методов, за счет привлечения культуртрегеров, молодежи, в том числе – студентов ЕАСИ».

4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая пройдет с 14 сентября по 12 ноября 2017 года станет платформой для исследовательского проекта, где с помощью первоклассных социологов и специалистов в области современного искусства, будут разработаны уникальные методики исследования аудитории площадок современной культуры.

В Екатеринбурге также будут опробованы партисипаторные методы изучения – то есть специалисты будут одновременно изучать людей и вовлекать их в проекты современного искусства.

Результаты исследования и описание методик изучения аудитории современного искусства в России будут изложены в книге, презентация которой состоится на международном музейном форуме «Интермузей-2018» (май–июнь 2018 год). Проект предполагает также создание интернет-платформы, которая в период исследования послужит инструментом информирования о проекте и проведения исследования аудитории. После завершения проекта интернет-платформа будет превращена в инструмент мониторинга поведения зрительской аудитории в области современного искусства в разных городах России с дальнейшим выходом на создание рейтинга площадок современного искусства в стране.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры