Поиск по сайту

04 Июня 2018

Екатеринбург продвигает современное искусство


Мне нравится!

В новостях XX Международного фестиваля «Интермузей – 2018» постоянно мелькают музеи и персоны Екатеринбурга. В этот раз пул новостей посвящен современному искусству, интерес к которому пробуждается в стране в том числе и силами Уральского филиала ГЦСИ-РОСИЗО.

В один из дней работы фестиваля «Интермузей» в павильоне «Книги» был презентован каталог 4-й Уральской индустриальной биеннале, и объявлена тема следующей биеннале, которая состоится в 2019 году.

5-я биеннале будет посвящена теме «Бессмертие» сообщила Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Эта тема стала логичным продолжением предыдущего проекта, который исследовал «Новую грамотность» и бытование искусства в условиях грядущей четвертой индустриальной революции. Команда биеннале, формулирующая тему, предложила несколько направлений работы для куратора основного проекта: тотальность, технологический вызов, визионерство, переосмысление времени как ресурса, бесконечность индустриального производства. Уникальность Уральской биеннале в постоянном внимании к теме индустриальности, воспринимаемой и как наследие и как актуальная бизнес-практика.

На Форуме «Музейный гид», состоявшемся в рамках ХХ Международного фестиваля «Интермузей-2018», команда исследовательского проекта представила итоги первого масштабного регионального «Исследования аудитории современного искусства в крупных городах России», которое проводилось в 2017–2018 годах в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Норильске, Перми, Томске, Тюмени и Челябинске.

Организатор исследования – Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» в партнерстве с Уральским филиалом ГЦСИ-РОСИЗО, Екатеринбургской академией современного искусства (ЕАСИ) и Фондом «Социум». Само исследование стало возможным благодаря поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Исследователи впервые системно подошли к изучению зрителей современного искусства в разных городах России. До этого попытки проанализировать ситуацию в регионах носили разрозненный, случайный характер. Междисциплинарная команда «Исследования аудитории современного искусства в крупных городах России» использовала широкий и разнообразный набор методик и инструментов для изучения реальных и потенциальных посетителей музеев, галерей, художественных пространств, а также проанализировала, как видят аудиторию агенты региональных культурных институций: руководители, кураторы, медиаторы, инвесторы и т.д.

По итогам исследования всю аудиторию художественных институций, представляющих современное искусство, можно разделить на: ядерную, то есть людей, которые практически каждый месяц посещают разные площадки современного искусства (25%); периферийную – тех, кто посещает площадки несколько раз в год (54%); перспективную – тех, кто бывает на площадках реже, чем один раз в год (21%).

Основные посетители площадок современного искусства – молодые женщины 18–34 лет (50%). Они лидируют во всех сегментах (ядро, периферия, перспектива). Группа молодых зрителей-мужчин тоже велика, но уступает вдвое и составляет 24% аудитории. Напротив, посетителей старше 55 лет (как мужчин, так и женщин) немного – всего 6%.

57% опрошенных имеют высшее образование, 11% – ученую степень. Огромная доля аудитории – до 2/3 опрошенных – либо учились, либо работают в области культуры и искусства и близких к ним областях (работники просвещения, гуманитарии, рекламщики и т.д. – условный «креативный класс»).

В большинстве своем в аудитория – представители средних слоев, которые особо не нуждаются материально, но при этом и не могут позволить себе крупные покупки. Обязательные расходы у 50% аудитории составляют от четверти до половины семейного бюджета. Таким образом, уровень доходов вполне позволяет респондентам тратить деньги на развлечения и досуг: доля семейного бюджета, затрачиваемая на развлечения, более чем у половины аудитории превышает 10% (у четверти – и 20%). Это четко фиксирует значимость культуры в досуге, готовность платить за эту часть жизни.

К встрече с современным искусством аудиторию подталкивают главным образом три мотива:

  • выставки современного искусства нужно посещать для расширения кругозора;
  • выставки современного искусства означают новые эмоции и впечатления;
  • выставки современного искусства стимулируют воображение и творческое мышление (с этими высказываниями в той или иной степени согласно подавляющее большинство посетителей).

Результаты исследования показывают, что жители регионов не относятся к современному искусству враждебно. Они склонны оценивать его как непонятное, но интересное, а значит – требующее погружения и изучения.

Научно-прикладным результатом исследования станет книга «Что-то новое и необычное: аудитория современного искусства в крупных городах России», которая выйдет из печати в июле 2018 года. Она объединит в себе социологические данные о лояльных и потенциальных зрителях современного искусства и методические рекомендации по изучению и организации работы с ними, а также познакомит с реальным опытом художественных институций по привлечению аудитории.

Книга будет полезна нескольким категориям специалистов. Во-первых, тем, кто уже работает в области современного искусства: галереям, музеям, временным выставочным площадкам и проектам. Большинство из них пока имеют очень абстрактное представление о своей публике, пытаясь охватить сразу все сегменты аудитории. Сборник поможет институциям откорректировать представление о целевых группах зрителей и оптимизировать арсенал средств для работы с ними.

Вторая категория – это институции, которые пока не взаимодействуют с современным искусством, но хотят этим заняться. Речь прежде всего идет о классических музеях изобразительных искусств, которые постепенно начинают проявлять интерес к теме и создают отделы, посвященные современному искусству, ищут способы экспонирования. Для них важно быть готовыми к резкой реакции на современное искусство со стороны традиционной аудитории и знать, как работать с ней, а также понимать, как можно расширить аудиторию за счет привлечения молодежи, которая, как правило, в классические музеи изобразительных искусств ходит с большой неохотой.

Третья категория – профессионалы, которые напрямую не связаны с современным искусством: event- и pr-менеджеры, аналитики, социологи. Для них откроется возможность понять потенциал аудитории современного искусства: внедрив какие-то элементы современного искусства в мероприятия, в городское пространство, можно добиться прироста числа зрителей, создать дополнительную ценность и смыслы проектов.

Книга «Что-то новое и необычное: аудитория современного искусства в крупных городах России» будет распространяться бесплатно (получатель оплачивает только наложенный платеж за доставку книги в свой город). Заказать книгу можно уже сейчас на сайте исследования www.artauditoria.ru.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга