Поиск по сайту

23 Июля 2018

Екатеринбургский музей изобразительных искусств получил в дар часть уникального собрания


Мне нравится!

Рэна Михайловна Лотарёва (1932–2018), профессор Уральской архитектурно-художественной академии, внучатая племянница известного ленинградского собирателя середины XX века Казимиры Константиновы Басевич (1898–1973) передала в Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Государственную Третьяковскую галерею часть уникальной коллекции своей прославленной родственницы.

Третьяковской галерее были дарованы 17 работ русских художников, включая следующие: К.А. Коровин «На даче. Охотино» (1914), С.Ю. Жуковский «Начало зимы» (1900-е–1910-е), С.В. Бакалович «Перед домашним алтарем» (1900-е), З.Е. Серебрякова «Портрет балерины Лидии Ивановой» (1922) и целый ряд других предметов, завещанных К.К. Басевич еще до ее смерти в 1973 году.

В Екатеринбургский музей изобразительных искусств Рэна Михайловна передала остальную часть коллекции — 38 произведений живописи и графики, среди которых значатся работы К.С. Петрова-Водкина, Б.М. Кустодиева, З.Е. Серебряковой и других. Помимо этого в собрание музея поступило несколько скульптур и более 200 предметов декоративно-прикладного искусства.

Как это ни удивительно, наследие К.К. Басевич было бережно сохранено в неприкосновенности в простой советской квартире в Свердловске. О культурных сокровищах, спрятанных за дверью одной из комнат, неизвестно было ровным счетом ничего даже ее соседке Н.Е. Ганебной, которая, по иронии судьбы, в свое время была директором музея изобразительных искусств.

Жемчужиной этого дара является подписная акварель К.С. Петрова-Водкина «Троица», выполненная в 1915 году в качестве окончательного эскиза для витража Троицкого собора в Сумах. Работа была приобретена К.К. Басевич у дочери художника, никогда не публиковалась и практически неизвестна искусствоведам.

К.К. Басевич начала комплектовать свою коллекцию с 1945 года. Основу ее собрания составляли работы русских мастеров рубежа XIX–XX веков: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, К.А. Коровина, Н.К. Рериха, М.В. Добужинского, М.А. Врубеля, К.А. Сомова, З.Е. Серебряковой, М.В. Якунчиковой, В.Э. Борисова-Мусатова, Б.М. Кустодиева, С.Ю. Жуковского и других. Но самой большой удачей было знакомство собирательницы с вдовой К.С. Петрова-Водкина Марией Фёдоровной, которая познакомила ее с Павлом Кузнецовым, Еленой Бебутовой, Мартиросом Сарьяном. Приобретенные произведения именно этих художников составили славу коллекции.

История дарения произведений из коллекции Казимиры Константиновны берет начало в 1961 году, когда она завещала Третьяковской галерее 10 лучших работ, в том числе шедевр Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Согласно воле коллекционера, в 1973 году ее племянница и наследница, жительница Свердловска Галина Иннокентьевна Лотарёва передала Третьяковке еще семь из завещанных произведений. Закончила исполнение воли коллекционера Рэна Михайловна.

В своей рукописной книге Рэна Михайловна Лотарёва, все последние годы жизни посвятившая памяти своей знаменитой бабушки, писала: «Собрать эту коллекцию — это огромный интеллектуальный труд. Казимира Константиновна всецело жила в нем — как поэт в стихах и поэмах, писатель в своих романах и произведениях, музыкант в мелодиях голосов и инструментов. Коллекция картин — это был ее способ ощущения жизни».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов