Поиск по сайту

09 Августа 2018

В Музее ИЗО прошла пресс-конференция, посвященная выставке «Владелица Красного коня»


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоялась пресс-конференция, посвященная открытию выставочного проекта «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России», организованного при поддержке партнера музея «Альфа-Банка». Такой щедрый подарок Екатеринбург получает в год 295-летия.

Проект представляет собой реконструкцию собрания знаменитой ленинградской коллекции Казимиры Константиновны Басевич (1898–1973), включающую несколько десятков произведений живописи, графики, скульптуры, а также избранные экспонаты декоративно-прикладного искусства и мебели из трех музейных собраний: Государственной Третьяковской галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва. Именно этим музеям семья Басевич – Лотарёвых на протяжении более чем полувека постепенно передала все свое собрание.

В пресс-конференции приняли участие: Зельфира Исмаиловна Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи; Алексей Евгеньевич Чухлов, заместитель председателя Правления «Альфа-Банка», главный финансовый директор; Татьяна Львовна Ярошевская, начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, Никита Николаевич Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Они рассказали об уникальной истории дарителей династии Басевич – Лотарёвых, об участии Государственной Третьяковской галереи в выставочном проекте и о вкладе в проект партнера музея «Альфа-Банка».

О сути истории, о том, кем для сохранения культурного наследия страны являлась Казимира Константиновна Басевич, рассказала Зельфира Исмаиловна Трегулова генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.

«Казимира Константиновна Басевич начала собирать свою коллекцию в очень сложные годы, – рассказала Зельфира Трегулова. – Коллекция была одной из самых характерных для эпохи, начинавшейся «оттепели». Она собирала то, что нельзя было увидеть в залах музеев, то, что даже хранить запрещалось – так называемый формализм, чуждый советскому строю, признававший только соцреализм».

Причиной выбора именно тех произведений, что составляют коллекцию, Зельфира Исмаиловна называет «внутреннюю потребность» – врожденный глубокий дар выбирать произведения своих современников, которых потом назовут яркими представителями культурной жизни начала XX века. И речь идет не только о картине Петрова-Водкина «Купание красного коня», но и о картинах Серебряковой, Бенуа, Кузьмина, Фалька.

Хотя, конечно, «Купание красного коня» Петрова-Водкина – знаковая для развития всего мирового искусства картина: она осталась после выставки 1916 года в Швеции, и только в 1950-е была возвращена усилиями вдовы Петрова-Водкина.

«Казимира Константинова покупает работу в 1954 году, – продолжает историю Зельфира Трегулова, – когда его имя не было известно в стране широкому кругу. Собрав к началу 60-х удивительную коллекцию Петрова-Водкина, Фалька, Кузнецова, Сарьяна, Серебряковой, она понимает, что даже если эти картины сейчас не оценены, то она владеет культурной ценностью государственного масштаба, что коллекция не может быть частной собственностью одного лица».

У нее не было прямых наследников, поэтому десять картин еще при жизни она передает в дар Третьяковской галерее, а остальные завещает своей племяннице Галине Лотарёвой, проживающей в Свердловске.

«Ее устремления и воля, которую она написала в завещании, удивительным образом совпадают со словами, сказанными когда-то Павлом Михайловичем Третьяковым, основавшем Третьяковскую галерею, – делится открытием директор Третьяковки. – Она пишет, что коллекция не должна стать предметом каких-то афер или средством наживы. Не дай бог, эти картины покинут Отечество, и главное – картины должны быть доступны и быть достоянием страны».

Девять картин из десяти, что передала Казимира Басевич в Третьяковскую галерею, находятся в постоянной экспозиции. Десятая – пастель – в силу своих хрупких качеств не экспонируется.

Вторая часть коллекции Басевич попала в Третьяковку только спустя почти шестьдесят лет – в 2017, когда Рэна Михайловна Лотарёва, дочь Галины Лотарёвой, начала приводить в порядок семейный архив и поняла, что воля бабушки не была исполнена до конца. Те вещи, что не были упомянуты в завещании, Рэна Михайловна передала в коллекцию Екатеринбургского музея изобразительных искусств, том числе фантастическую работу Петрова-Водкина «Троица» - шедевр, неизвестный никому, даже специалистам.

Зельфира Исмаиловна Трегулова рассказала, что «Купание красного коня» редко покидает стены Третьяковки – музей бережет жемчужину своей коллекции.

«За последние пятнадцать лет картина выдавалась только один раз на выставку «Россия!» в Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, на выставку, которую открывал в 2005 году Путин, – вспоминает Зельфия Трегулова. – Я помню, каких усилий мне тогда стоило уговорить Третьякову отправить эту картину на выставку, которая стала самой посещаемой за историю в Музее Гуггенхайма. Когда директор ЕМИИ Никита Николаевич Корытин сказал мне, что есть идея такой выставки, что она не может пройти без «Красного коня», мы единогласно согласились. Она должна была приехать в Екатеринбург, хотя на показ картины сейчас претендуют и Русский музей в Санкт-Петербурге, и музей Ватикана, но мы понимали, что выставка, посвященная памяти Рэны Лотарёвой, с именем Басевич на афише не может пройти без этой картины».

Татьяна Львовна Ярошевская подтвердила важность проекта не только для музея, но и для всего города.

«Меня эта история невероятно перевернула, – делится Татьяна Львовна своими эмоциями. – Она получилась о многом, не только об искусстве, о самих картинах и выставке, это история о семейных архивах, которые мы почему-то сейчас не бережем, хотя это культурная и историческая ценность: ведь эти женщины сберегли не только картины, они сберегли письма. Это история о любви к своей Родине, когда ты больше, чем общество, современное тебе, понимаешь, чем будет ценно твое Отечество, что останется на века, каким вкладом в мировую историю, культуру войдет страна. Я понимаю, что мы сейчас стали свидетелями беспрецедентного явления филантропии; сейчас – когда обратных примеров гораздо больше, а этот случай – единичный. Еще это история о том, что мы не ценим того, что имеем, и это провинциальный подход. Сейчас мы свою провинциальность, которая, в первую очередь, в головах, – раздвигаем: у екатеринбуржцев есть возможность почувствовать себя погруженными в большой мировой контекст, с великими шедеврами, которые висят сейчас в Екатеринбургском музее изобразительных искусств».

Татьяна Львовна Ярошевская поблагодарила команду музея за качественную работу, как была продумана и сделана экспозиция, сколько было проведено научных изысканий. Кроме того, она поблагодарила спонсора проекта «Альфа Банк», который уже не первый раз помогает музею (обновленный Каслинский чугунный павильон – это тоже помощь банка). В этот раз «Альфа Банк» помог с реконструкцией выставочного зала – новыми музейными технологиями.

О том, насколько важна поддержка культурных проектов рассказал Алексей Евгеньевич Чухлов, сначала выразивший благодарность музеям – екатеринбургскому и московскому – присоединиться к проекту.

«Мне приходят три слова на ум – «уникальность», «человечность», «благородство», – оценивает смысл происходящего Алексей Чухлов. – Эта выставка – это мировоззрение, представление коллекционера об искусстве. Я даже не знаю, о чем или о ком мы поймем больше – о картинах или человеке, который их собирал. Мне кажется, что это взгляд человека на себя, на эпоху, которую он представляет. Это настолько уникально, что я не уверен, что нам когда-либо повезет увидеть что-то подобное. Совершенно незаметный обычный человек с глубокой верой в красоту создал что-то, что продолжает радовать нас, что отчасти изменило историю. Мне кажется, что призвание предпринимателя, бизнесмена не только искать прибыль, а искать что-то глубокое, потому что есть вера и чутье на уникальность, есть вера в то, что это что-то уникальное, благородное имеет вечный смысл. Мне кажется, что нам как раз представился шанс что-то вечное увидеть и поддержать. Для нас большое счастье идти с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств этим путем вместе. Мы верим, что малое, но глубокое, имеет колоссальное влияние. Мы верим и хотим делиться этим оптимизмом с коллегами в администрации регионов, с культурными учреждениями. Этот оптимизм помогает смотреть на окружающую серую реальность и видеть в ней что-то яркое».

Альфа Банк преподнес музею еще один подарок – два фарфоровых яйца XIX века производства «Русской мануфактуры».

Обозначил важность проекта не только для музея, но и вообще нас, современников, Никита Николаевич Корытин, сказавший, что этот проект о том, что все в нашей жизни имеет значение, все отображается в истории.

«Этот проект – история трех женщин, их семейных ценностей. Сейчас мы выставку видим после полутора лет работы над ней, но для кого-то это было три прожитых жизни – жизнь коллекционера, жизнь двух поколений, которые смогли это сохранить, изучить, описать, но не дожить до самой выставки, до финала. Это проект, который связан с атмосферой коллекционирования, с этой прекрасной деятельностью, которая в нас была вытравлена в XX веке и возвращается немного в уродливой форме. Нам было важно погрузить вас в этот глубоко личный, очень человеческий мир, мир одной женщины, которая видела все по-своему. Когда-то ее мнение не совпадало с общим, но прошло время, и ее коллекция оказалась значимой настолько, что теперь это постоянная экспозиция Третьяковки. Это история о бескорыстии – насколько эта черта в современном обществе есть, как мы в нем нуждаемся, когда все пропитано консьюмеризмом. Детали этого проекта отсылают нас к чему-то большему. Нам бы хотелось, чтобы посетители музея смогли прочесть все эти многослойные наложения, эти глубины проекта за скромными вещами. Они подписаны людьми, которые меняли историю искусства в нашей стране, они влияли на чувство прекрасного, заложенного в нас».

Выставка «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» пройдет в Екатеринбургском музее изобразительного искусства с 10 августа по 30 сентября.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры