Поиск по сайту

14 Марта 2019

В Екатеринбургском ТЮЗе рассказали о премьере «Щелкунчика»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

15 и 16 марта в Екатеринбургском театре юного зрителя состоится премьера — рождественский сон Мари Штальбаум в двух действиях по мотивам сказки Эрнста Гофмана. Режиссер «Щелкунчика» Василий Сенин также выступил в качестве сценографа постановки. О том, как создавалась яркая и многоуровневая фантазия, постановочная группа поведала на посвященной премьере пресс-конференции.

Все привыкли к тому, что «Щелкунчик» — сказка новогодняя и ее премьеры принято выпускать зимой. Но команда театра решила, что сказка эта вневременная. «Мы были готовы к тому, что премьера будет не в декабре, так как не хотели делать новогодний спектакль», — рассказал Василий Сенин. К нему присоединилась и директор Театра юного зрителя Евгения Умникова. Она отметила, что сюжет Гофмана интересен и детям, и взрослым независимо от времени года.

Создавая спектакль, Василий Сенин опирался на «Кракатук» Андрея Могучего, а также постановки цирка Du Soleil и Филиппа Жанти. Перед тем, как приниматься за работу, он отсмотрел несколько репертуарных работ Екатеринбургского театра юного зрителя для того, чтобы понять, что представляет собой детская аудитория. Спектакли для детей режиссер еще не ставил, так что «Щелкунчик» стал первым опытом в творческой биографии Василия Сенина. «Для меня это был эксперимент, — говорит он. — Мне показали "Русалочку" и сказали, что Екатеринбургскому ТЮЗу хочется именно такую по визуальной составляющей постановку».

О костюмах. Для спектакля в театральных мастерских было изготовлено более 30 масок ручной работы и порядка 70 костюмов, не считая множества аксессуаров и предметов бутафории. Первые варианты масок были очень тяжелыми. Бутафоры уменьшали их, сражаясь за каждый миллиметр. Огромное количество персонажей диктует свои правила, так что за все действие актеры переодеваются как минимум по три раза.

Создавая эскизы, художник по костюмам Ольга Никитина опиралась на шведский стиль 60-х годов. «Это не конкретная реконструкция, а вдохновение временем и наша с режиссером фантазия, — говорит Ольга и тут же добавляет. — В этих масках очень тяжело работать, но актеры хорошо справляются при том, что смотреть им приходится в маленькие отверстия. А ведь в этот момент им под бьющий в глаза свет софитов нужно еще и танцевать».

О хореографии. Перед хореографом Анной Ерёменко стояла сложная задача — создать танцевальные рисунки для актеров в весьма нетрадиционных костюмах. «Двигаться в огромной голове очень трудно, поэтому хореографические рисунки создавались не очень сложные, такие, чтобы артисты могли импровизировать», — говорит Анна. Актеры в «Щелкунчике» показывают себя и в качестве перформеров, чьей отличительной способностью является умение действовать в непредвиденных ситуациях, не слишком отклоняясь от заданного материала.

О музыке. При написании музыки руководитель музыкальной части Екатеринбургского ТЮЗа Александр Жемчужников опирался на бессмертные композиции Петра Чайковского, но есть в них и новаторские нотки, привнесенные уральским композитором.

«В некоторых частях я превратил музыку Чайковского в собственные мелодии. А так как мы хотели сделать современный спектакль, то приятно было видеть молодых людей, которые кивали головой в такт музыке. Понятно было, что они уловили в ней что-то свое», — рассказал композитор.

О сотрудничестве. Яркое впечатление спектакля — видеопроекции, которые стали сценографическим решением сцены путешествия в сказочное королевства Щелкунчика. Для ее воплощения ученики Гимназии «Арт-Этюд», Екатеринбургской детской школы искусств № 2 и Гимназии № 205 «Театр» создали авторские рисунки по мотивам сказки Гофмана.

 

Генеральный прогон спектакля состоялся в тот же день, что и встреча с журналистами, так что и артисты, и постановщики уже получили первые отклики зрителей. Огромная работа цехов и актеров Театра юного зрителя дала свои плоды, и это отметили все члены постановочной группы. А внимательный к реакции зрителя Василий Сенин успел поделиться первыми историями из зрительного зала: «Дети не просто размышляли над историей Мари, но и сопереживали ей. Один мальчик во второй части второго действия начал убеждать своих родителей в том, что главная героиня лишь видит сон! Так что я думаю, нам удалось заинтересовать зрителя, и это победа, потому что сейчас театр конкурирует с виртуальной реальностью и кинематографом».

Очень скоро на нашем портале появится рецензия на новую постановку Екатеринбургского театра юного зрителя, а пока мы предлагаем вам почитать интервью с Василием Сениным. В нем режиссер подробно рассказывает о том, сколько в спектакле Гофмана, Чайковского и челленджа постановщика, а также о Дроссельмейере как учителе, необходимом для рождения Художника.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов