Поиск по сайту

03 Сентября 2019

Юбилей «Реального театра» и маленькие шедевры


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

С 6 по 13 сентября в Екатеринбургском театре юного зрителя пройдет XV Всероссийский фестиваль «Реальный театр». В этом году его афиша включает 20 лучших спектаклей из 18 театров России и зарубежья. Сегодня в Камерном театре прошла пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля «Реальный театр».

«Реальный театр» — старейшая театральная фестивальная традиция России. В 1990-м, в год 60-летия Екатеринбургского театра юного зрителя, фестиваль начался как региональный и собрал в Екатеринбурге театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. С тех пор раз в два года в столицу Урала съезжаются именитые театралы, заслуженные и начинающие режиссеры для того, чтобы представить свои работы, увидеть и обсудить чужие. В 1994 году «Реальный театр» стал всероссийским. В сентябре 2019 года он отметит свое 30-летие.

Для того, чтобы составить афишу нынешнего «Реального театра», его основатель и арт-директор Олег Лоевский за год отсмотрел 300 спектаклей со всей России: от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. «Каждый человек, который собирает фестиваль, тоже выстраивает свой спектакль. Его афиша — штучный продукт, огромный пасьянс, который ты раскладываешь и который тебе снится», — говорит он.

«Реальный театр» всегда руководствовался принципом: в афишу попадают только премьеры последнего театрального сезона. В юбилейный год Олег Лоевский решил сделать исключение и включил постановки прежних лет. Их он называет «маленькими шедеврами», которые должны увидеть жители Екатеринбурга. В список таких шедевров директор фестиваля включил постановку «Папа всегда прав» болгарского театра «Кредо» и «Вино из одуванчиков» режиссера Дамира Салимзянова.

В афишу фестиваля попали и екатеринбургские театры: Свердловский театр драмы со спектаклями «Железнова Васса мать» и «Чайка», Театр юного зрителя с постановкой «Евгений Онегин», «Дон Кихот» Екатеринбургского театра кукол и «Оптимистическая трагедия» «Коляда-театра».

Одной из важнейших составляющих «Реального театра» остается обсуждение постановок после показов. Фестиваль в свое время и возник потому, что Театру юного зрителя хотелось показать имеющиеся в репертуаре постановки и выйти на именитых критиков. В этом году обсуждения состоятся при участии создателя, директора и главного редактора «Петербургского театрального журнала» Марины Дмитревской, театрального критика, переводчика, драматурга, редактора и обозревателя еженедельника «КоммерсантЪ-Weekend» Ольги Федяниной, доктора философских наук, профессора, ректора Екатеринбургского гуманитарного университета Льва Закса, театроведа, театрального критика, кинокритика Алены Солнцевой и других.

Важность таких обсуждений подчеркнула и министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. «Не будь Лоевского, не было бы и фестиваля, который родился раньше, чем Национальный фестиваль «Золотая маска». Обсуждения после спектаклей по накалу страстей зачастую не уступают самим постановкам. Мне кажется, в этом и есть интерес фестиваля. Неслучайно на него приезжают и эксперты «Золотой Маски», и знатоки театров», — отмечает Светлана Николаевна.

О значимости «Реального театра» рассказала начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская. Она отметила, что спектакли фестиваля всегда представляют срез театральной жизни страны и дают возможность содержательного общения с теми, кто приезжает на это событие. В конце она выразила надежду на то, что «Реальный театр» продолжит жить.

 «Я долго говорил о том, что хочу закрыть фестиваль и даже подыскивал «хорошие руки», — рассказал Олег Лоевский. — Но сейчас во мне что-то поменялось, хочется, чтобы «Реальный театр» продолжался, так как изменилась ситуация в самом российском театре. Он сейчас настолько разнообразный и неожиданный, странный и потенциально интересный. Российским театром, особенно провинциальным, не так много кто занимается, а мне все равно, где рождается спектакль. Фестиваль убить очень легко, соблюдать его периодичность очень сложно, а это главное. Не менее сложно найти место в российском и мировом фестивальном движении. Нам все это удалось — 30 лет фестиваль существует, и никто от него не отказался».

Так почему же пресс-конференция прошла не в Театре юного зрителя, а в Камерном театре, который, по сути, отношение к фестивалю имеет лишь опосредованное? Дело в том, что через огромное окно холла открывается потрясающий вид на сквер возле киноконцертного театра «Космос».  Там в 1992 году участники второго «Реального театра» посадили липы, яблони и березы. Об этом рассказала одна из основательниц фестиваля, директор Свердловского-Екатеринбургского театра юного зрителя 1984-2010-х годов Янина Кадочникова. Аллея лип сохранилась почти вся. Сохранились и пять яблонь, посаженных самой Яниной Кадочниковой, Олегом Лоевским, директором Екатеринбургского театра кукол Петром Стражниковым, Зиновием Корогодским, возглавлявшим на протяжении 25 лет Ленинградский ТЮЗ, и заслуженным работником культуры, почетным кинематографистом России Галиной Писулиной.

Наше интервью с Олегом Лоевским вы можете прочесть по ссылке. А полную афишу «Реального театра» узнать здесь.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов